Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Замфир Ирина Васильевна

Создать условия для развития познавательных и речевых способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Домашние обитатели».

Формировать представление детей о правилах поведения в лесу; о жизни диких животных в зимнее время года;

Формировать представления о деревьях; у дерева есть ствол, ветки, иголки;

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период;

Продолжать закреплять знания детей о цветах (зелёный, белый, коричневый);

Закрепить понятие «больше», «меньше»;

Формировать умение имитировать слова стихотворения;

Развивать внимание, речь, формировать умение отвечать на вопросы взрослого; активизировать словарь детей по теме;

Создать у детей радостное настроение; воспитывать бережное отношение к природе, животным.

 

Учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической  форме, не искажая композицию;

учить воспроизводить действия персонажей сказки;

учить детей быть актерами во время игры;

совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;

учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детско–взрослый образовательный проект

«Домашние обитатели»

(развитие познавательных и речевых

способностей детей)

Подготовила:

воспитатель

ЗамфирИ.В.


Вид проекта: 

Информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность: 

двухнедельный. 

Участники:

воспитатели, музыкальный руководитель, дети первой младшей группы.

Образовательные области:

познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.

Актуальность:

Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

В данном проекте, мы решили обогатить представления детей о домашних животных, птицах встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. Постарались раскрыть все особенности образа жизни: где живут, какие звуки издают, что и как едят, как двигаются.

Участие детей в проекте «Домашние обитатели» позволит максимально обогатить знания и представления детей о домашних животных и птицах; обогатить словарный запас и творческие способности детей. 

Цель:

Создать условия для развития познавательных и речевых способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Домашние обитатели».


Задачи образовательных областей:

1.Познание

-учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках  домашних животных и называть их; узнавать на картинках некоторых домашних птиц и называть их;

-воспитывать бережное отношение к животным;

2.Коммуникация

-обогатить словарный запас детей по данной теме;

-развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

3.Социализация

-формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешая друг другу.

4.Художественное творчество

Рисование:  развивать эстетическое восприятие окружающих предметов; учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные).

Лепка: развивать умение отламывать комочки пластилина от большого куска; раскатывать комочек круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы; продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.


Основные направления реализации проекта:

  • непосредственно образовательная деятельность на тему «Домашние обитатели»;
  • совместная деятельность родителей и детей-чтение и рассматривание иллюстраций к произведениям В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?», К. Ушинского «Петушок с семьей»;
  • беседа с детьми по теме: «Домашние животные», «Домашние птицы».

Предварительная работа:

  • подбор материала по теме: «Домашние животные, домашние птицы»;
  • рассматривание картин: «На птичьем дворе», «Животные на ферме»;
  • чтение потешек, стихотворений по теме: «Домашние животные, птицы» (см. приложение);
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Цыплята»;
  • разучивание потешки «Как у нашего кота», «Петушок, петушок, золотой гребешок»;
  • разучивание физкультминутки «Петушок»;
  • дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто, где живет?», «Найди маму»;
  • изготовление макетов «Домашние животные», «На птичьем дворе»;
  • проведение образовательной деятельности по рисованию «Травка для коровы», лепке «Покормим курочку»;
  • оформление выставки работ детей.

Обеспечение:

  • настольно-печатные игры;
  • аудиозапись по теме;
  • специальная методическая литература.

Предполагаемый результат:

  • знать и называть некоторых домашних животных, домашних птиц;
  • различать и называть предметы ближайшего окружения;

сопровождать речью игровые и бытовые действия.

\


Продукт проектной деятельности:

  • выставка детей «На лугу».

Презентация проекта:

  • развлечение «В гости к бабушке в деревню».


 


Развлечение в первой младшей группе

«В гости к бабушке в деревню»


Цель:  Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных и  птицах.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Формировать навыки умение работать сообща.

Развивающие:

Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление.

Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Вызвать положительные эмоции, интерес к процессу лепки пальчиками (использовать прием прижимания).

Образовательные:

Закреплять знания детей о  домашних животных.

Закрепить понятие - домашние птицы.

Учить различать голоса домашних животных и отвечать на  вопросы воспитателя.

Методы и приемы: организационный момент,  игровые приемы, лепка, худ. слово, сюрпризный момент, вопросы к детям, здоровьесберегающие технологии.

Словарная работа: домашние животные, коза, корова, лошадь, кот, свинья, собака, домашние птицы, курица, петух, утка, гусь.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с домашними животными.

Наблюдение за кошкой и собакой, чтение худ. литературы.

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Игры-перевоплощения в животных.

Дидактическая игра: «Кто где живет?»

Чтение стихотворений и загадок о животных.

Заучивание русских народных потешек.  

Ход занятия

Воспитатель:  Вот мы с вами поиграли, и игрушки чуть устали. Они немного отдохнут, а мы гостей встретим. Поздоровайтесь с гостями.

Ребята, по дороге в детский сад гости встретили почтальона, и он отдал им для вас письмо, от бабушки!  Давайте, прочитаем его!

«Дорогие ребятки! Я приглашаю Вас к себе в гости, в деревню. Приезжайте, я вас жду».

- На чем можно поехать к бабушке?

(Ответы детей.)

- Правильно можно поехать и машине, и на поезде, и на автобусе. А мы с вами отправимся на машине! Проходите, пожалуйста, в машину и занимайте свои места.

(Дети садятся на стульчики в виде машины. Звучит запись «машина» Железновой. Дети выполняют движения под музыку, в соответствии со словами. Воспитатель в это время перевоплощается в бабушку.) 

А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой,

Видно варится обед,

Есть здесь кто-то или нет?

-Давайте постучимся.

Бабушка: Здравствуйте, ребятки! Я так рада, что Вы приехали ко мне в гости. У меня живет много разных домашних животных и птиц. 

-Кто это нас встречает? (показываю игрушечную собаку)

-Как собачка лает?

(Ответы детей).

Вот и  песик нас встречает,

Хвостиком виляет,

 Громко, громко лает,

Дом  наш охраняет.

Вы не бойтесь, проходите, и  на стульчики  садитесь.

(Показываю игрушки).

- Ребята, кто это?  

- Собака.

- Какую пользу приносит собака людям?

- Охраняет дом.

- А, как называется дом у собаки?

- Будка.

- А, что любит кушать собака?

- Косточку.

- Но со мной в доме еще кто-то живет.

- А узнаете  когда отгадаете загадку:

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком

Мяу как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком.

(кошка)

(Показываю мягкую игрушку).

- Правильно, это кошка.

- Как мяукает киска?

- Мяу – мяу.

- Чем можно угостить кошку, что любит кушать киса?

- Молоком.

- А что кошка делает дома?

- Правильно она любит играть и ловить мышей.

- А, вот остальные домашние животные живут не  вместе со мной в доме, а в специальном доме – сарае.

- Вот давайте подойдем к сараю и посмотрим, кто там живет.

(Дети называют животных и как они кричат, и что дают людям).

- А, теперь садитесь на стульчики, мы с вами поиграем в игру: «отгадай, чей голосок?»

(Звучат голоса домашних животных, дети отгадывают).

- Ребята, а где живут эти животные?

- Да, всех этих животных назвали домашними, за то, что они живут рядом с человеком. Люди ухаживают за животными: кормят их, строят  для них дома. А животные дают людям молоко, мясо, шерсть, ловят мышей, охраняют дом.

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю,

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

- А еще у меня живут домашние птицы. 

(Показываю картинки с изображением птиц.)

- Куры, петухи, утки, гуси – их называют домашними птицами.

Давайте немного с вами поиграем.

Физкультминутка

Наши уточки с утра - кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда - га-га-га!

Наши курочки в окно - ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

(Дети выполняют движения: дети ходят по помещению, голова приподнята, руки вытянуты назад. Кричат: кря-кря-кря, га-га-га, ко-ко-ко ку-ка-ре-ку.)

Ребята курочки, утки, петухи, гуси – кто это?

- Давайте скажем вместе.

- Домашние птицы.

- А что любят  домашние птицы кушать?

- Правильно зернышки.

- А давайте вы мне поможете покормить  домашних птиц зернышками.

- Подойдите к столу, берите зернышки, и кладите на зеленую полянку, прижимая пальчиком, чтобы их ветерок не раздул.

- Вот и домашние птицы прибежали зернышки клевать, и говорят вам спасибо.

- Ребята, спасибо, что приехали ко мне в гости, помогли мне покормить домашних птиц.

- И курочки вам приготовили  угощение, вот такие вкусные яички.

- До свидания, ребята. Приезжайте ко мне еще в гости.

- Ребята, занимайте места в машине и поехали.

- Вот мы и приехали в детский сад.

- Ребята, где же вы были?

- Какие животные живут у бабушки?

- Как можно их назвать?

- А каких домашних птиц вы видели?

- Понравилось вам у бабушки в деревне?

- Говорите гостям до свиданья, пойдем мыть ручки и кушать угощенье. 


Продуктивная НОД (Лепка) на тему:

 «Покормим курочку»

(Приложение к работе – Проектная деятельность в первой младшей группе «Домашние обитатели»)

Цель: продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать  пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

ХОД

Начать занятие с игры.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Смотрите – это поляна, на ней  растет зеленая трава. Пришла курочка на поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу есть!». Что ест курочка? Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне – нет зернышек.  Давайте покормим курочку, дадим ей вкусных зернышек.

Положите на зеленую  «поляну» пластилиновый шарик и предложить малышу нажать на него пальчиком.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот  зернышко и вот зернышко. Поклевала курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки. Хочу еще зернышек». Давайте ребята дадим курочке много зернышек!

После выполнения задания обыграть результат: игрушечная курочка придет на каждую полянку, поклюет на ней зерно, похвалит каждого ребенка.


Продуктивная НОД (Рисование) на тему:

 «Травка для коровы»

(Приложение к работе – Проектная деятельность в первой младшей группе «Домашние обитатели».)

Цель: учить детей правильно держать в руке карандаш; рисовать палочки – прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, ее начало и конец; формировать интерес к рисованию.

Материал: карандаши зеленого цвета; листы бумаги для рисования (1/2 листа) формата  А4 с заготовками (по количеству детей): в нижней части листа нарисована горизонтальная линия коричневого цвета – это поляна, на ней – корова.

ХОД

Начните занятие с игры.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Смотрите ребята, к нам на поляну пришла корова. Она очень голодна.  «МУ! Хочу есть!». Что ест корова?  Правильно, траву. Давайте покормим корову, дадим ей сочной, зеленой травы.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте нарисуем вертикальные линии зеленого цвета – траву.

ВОСПИТАТЕЛЬ. На поляне выросла зеленая трава.

Раздать малышам листы с заготовками и зеленые карандаши.

ВОСПИТАТЕЛЬ. У вас на картинках тоже пасется корова. Нарисуйте для нее зеленую травку.

После выполнения задания похвалить малышей от имени коровы и угостить их молоком.


Приложение

Комплекс упражнений для утренней гимнастики 

(с элементами дыхательной гимнастики)

«Птички»

Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг.

Общеразвивающие  упражнения:

  1. «Птички машут крыльями». И.п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.

Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 4 раза.

  1. « Птички пьют воду». И.п.: то же. Наклонится вперед, руки отвести назад, выпрямится. Повторить 4 раза.
  2. «Птички клюют зерна». И.п. то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 5 раз.

Бег и ходьба друг за другом.

Упражнение «КУРЫ»

Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову.

Произносит «так – так - так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох,  выпрямляется.  Поднимает руки и плечи – вдох через нос. Повторяет  3 – 5 раз.


Приложение

Пальчиковая гимнастика

«ЦЫПЛЯТА»:

Есть у мамы курицы                                      Дети показывают пять пальцев

Пять маленьких цыплят                                 1 вариант: дети по очереди

Желтых, пушистых, веселых ребят              загибают пальцы, рассказывая,

Первый цыпленок лапкой гребет,                 что делают каждый из пяти    

Второй вместе с мамой зерна клюет,            цыплят.

Третий цыпленок играет с жуком ,               2 вариант: имитирует движениям  

Четвертый нашел червяка под листом,        пальцами рук: «Гребет»: а) смахи-  

Пятый цыпленок бежит помогать                вающие движения правой и левой

«Ку-ка-ре-ку» папе кричать.                         руками с поверхности стола ; б) то

                                                                         же самое движение, только с  ис –

                                                                         пользованием  указательного  и

                                                                         среднего пальцев.  «Клюет»:

                                                                          пальцы собраны в щепотку, дви –

                                                                          жения  по поверхности стола.    

                                                                         «Увидел»: то же самое положение

                                                                        руки с пальцами, поднятыми вверх.

                                                                         «Червяк под листом»:  ладонь

                                                                          одной руки выпрямлена, под ней

                                                                         «шевелится червяк» (указательный

                                                                         палец второй руки). «Ку-ка-ре-ку»:

                                                                         ритмично соединяют большой па-

                                                                         лец руки с остальными пальцами,

                                                                         сложенными вместе.

                                                                         

 


Приложение

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

        «Петух»

Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.

По двору петух гуляет,

Лапой землю разгребает.

Если зернышко найдет –

Сразу он его склюет.

Крыльями замашет,

Весело запляшет,

Закричит: «ку-ка-ре-ку!»

Ах, как вкусно петуху!

Дети ходят по  помещению.

Имитируя движения.    

Наклоняют головы вниз.

Поднимают и опускают руки.

Попеременно поднимают ноги, согнутые в коленях.

Голова приподнята, руки вытянуты назад, кричат «ку-ка-ре-ку», вытянув шею.

Круговые поглаживания живота.


Приложение

Стихотворения:

Курочка моя, умница моя,

Вот пшено, водичка,

Дай ты мне яичко.

            ***

Гуси- гуси, гусачки

Сами сделали коньки

И катаются на льду

По замерзшему пруду.

ЛОШАДКА

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

 

(А .Барто)

КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА

-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

-На речку.

-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла?

-За водичкой.

-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

-Цыпляток поить.

-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

-«Пи-пи-пи-пи-пи-пи».

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Наши уточки с утра:

-Кря-кря-кря, кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда:

-Га-га-га, га-га-га!

-А индюк среди двора:

-Бал-бал-бал, балды-балды!

Наши курочки в окно:

-Кхо-кхо-кхо, ко-ко-ко-ко!

А наш Петя-петушок

Ранним - рано поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!

УТКА С УТЯТАМИ

-Ты видишь, кто идет?

-Утка серая идет.

-А кого она ведет?

-Утят маленьких ведет.

-А куда они идут?

-На лужок и на пруд.

         ***

Слышу в поле:

«М, да  му»,

Кто завет и почему?

Это же теленок!

Буренки он ребенок.

Очень огорчается

Никто не откликается.

        ***

Хорошо мне в луже грязной

Кувыркаться и лежать.

Хрюкать громко и визжать.

Очень грязный я ребенок,

Я – веселый поросенок.

        ***

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго:

-Ав, ав, ав!

-Гав, гав, гав!


Приложение

Потешки:

        ***

- Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь.

         ***

Три-та-та! Три-та-та!

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича,

За Иван  Петровича.

         ***

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

        ***

Из – за леса, из – за  гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

        ***

- Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали,

Что вы видали?

- Мы видали волка:

Унес он гусенка,

Да самого лучшего,

Да самого большого!

- Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Щипите  вы волка!

Спасайте гусенка!

          ***

На улице

Три курицы

С петухом дерутся.

В окошечко три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш – кыш! Ха – ха – ха!

Пожалейте петуха».

             ***

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!....


Приложение

Загадки:

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.    (петух)

На заборе сидит,

«Ку-ка-ре-ку» кричит  (петух)

Вместо хвостика  - крючок,

Вместо носа – пятачок,

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.  (свинья)

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молочка  дает.  (корова)

Скажите,  почему мой друг

Спит без подушки,

Ест без рук,

Зимой без валенок гуляет,

А если рад –

Хвостом  виляет?  (собака)

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!  (кошка)

Зернышки клюет,

Деток зовет:

«Ко-ко-ко,  ко-ко-ко»,

Не ходите далеко.  (курица).

У меня пропал носок,

Утащил его ……    (щенок).

Идет, бредет, бородой трясет,

Травки просит: «Ме-ме-ме!»  (козел)


Приложение

Развивающая игры:

«Разрезные картинки» – собрать картинку из четырех частей.

Цель: учить составлять целое из четырех частей; развивать воображение, память.

«Найди пару»

Цель: Учить детей сравнивать вещи, развивать память, способности  самостоятельно мыслить, делать умозаключения. Находить одинаковые по рисунку  пары носок.

«Найди похожую фигуру»

Цель: Учить детей называть геометрическую фигуру по цвету и размеру, находить такую же на карточке.

«Найди домик для кошки»

Цель: Учить детей называть геометрическую фигуру по цвету и размеру, находить такую же на карточке. Учить закрывать окошечко на карточке, методом накладывания.

 «Найди домик для краски»

Цель: Учить детей называть цвета, находить такой же на карточке. Учить закрывать окошечко на карточке, методом накладывания.

«Собери картинку»

Цель: Учить детей собирать предметы, развивать память, способности  самостоятельно мыслить, делать умозаключения.


Приложение

Дидактические игры:

  • «Разрезные картинки» – собрать картинку из четырех частей.

Цель: учить составлять целое из четырех частей; развивать воображение, память (домашние животные и птицы)

  • «Пазлы- собирать картинку из 6 частей.
  • «Развивающее лото»
  • Лото «Птицы»
  • «Кто, как кричит?»
  • «Кто, где живет?»
  • «Кто, чем питается?»

Наглядно-дидактические пособия

  • Серия «Мир в картинках» (мир природы)
  • Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  • Домашние птицы. – М.: Мозаика-Синтез,2005-2010.
  • Животные - домашние питомцы. – М.: Мозаика-Синтез,2005-2010.
  • Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие животные средней полосы»
  • Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие птицы средней полосы»
  • Демонстрационные плакаты «Живая природа в мире животных» Н.В.Нищеева Санкт – Петербург. Детство – Пресс.
  • Учебно – наглядное пособие. Серия учебных картин «Мир природы. Животные».


 

ОТЧЕТ

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ТЕМЕ:

 «ДОМАШНИЕ ОБИТАТЕЛИ»

(1 младшая группа)

Подводя итоги данного проекта существенно обогатились представления детей о домашних животных, птицах, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении.

При изучении раздела познания (ознакомление с окружающим), коммуникации (развитие речи) дети получили представление  о строении животных и птиц, отдельных частях тела, их характерных признаках.  Воспитанники знают и называют особенности образа жизни: как двигаются, что едят, какие звуки издают, где живут.

Развивая познавательно-исследовательскую (конструктивную), продуктивную деятельность, дети освоили и закрепили знания о месте обитания, значении человека в жизни животных и птиц, какую пользу они приносят людям. На начальном этапе, с помощью деревянного конструктора, дети научились сооружать  «домики» для животных и птиц по образцу. Но уже в процессе проекта возводили простейшие постройки самостоятельно.

С помощью «волшебных» карандашей и фломастеров закрепили навык рисования вертикальных линий (травы для животных). С помощью пластилина был усвоен и закреплен навык «придавливания».

Слушая сказки, потешки, голоса животных,  птиц, рассматривая картины, картинки, плакаты, играя с игрушками, дети лучше понимают обращенную речь взрослого, вступают в контакт с окружающим, пытаются выражать свои чувства, впечатления используя речевые средства (сопровождают речью игровые и бытовые действия).  

В данном проекте, в общении ребенка и взрослого,  дети усвоили следующие умения:

  • реагируют на обращения, используя доступные речевые средства, отвечают на вопросы воспитателя;
  • вступают в контакт со сверстниками и детьми для достижения взаимопонимания;
  • соотносят к себе речь взрослого, обращенную к группе детей, понимают ее содержание и реагируют в соответствии с ним;
  • задают вопросы, сообщают  об эмоционально значимых фактах, просят разрешения и т. д.;
  • проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами;
  • проявляют сочувствие и сопереживание.

В процессе общения у воспитанников появились первые умения монологической речи – рассказ из 2-3 предложений об эмоционально значимых  событиях.


Список используемой литературы

  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.:Мозаика – синтез, 2006-2010.
  2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.  – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
  4. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез,2005-2010.
  5. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.:Мозаика-Синтез,2009-2010.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.2007.
  7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  9. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  10. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: -Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  11. Книга для чтения в деском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.,2005.
  12. Янушко Е.А. Лепка с детьми в раннем возрасте. М., 2005.
  13. Янушко Е.А. Рисование с детьми в детском саду. М., 2005.
  14. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей  2-7 лет технике рисования. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Наглядно-дидактические пособия

  1. Серия «Мир в картинках» (мир природы)
  2. Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  3. Домашние птицы. – М.: Мозаика-Синтез,2005-2010.
  4. Животные - домашние питомцы. – М.: Мозаика-Синтез,2005-2010.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ                                          

     В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

             

                         «Прогулка в зимний лес».

                                

Цель: Формировать представления о правилах поведения в лесу, о жизни диких животных в зимнее время.

Задачи:

Формировать представление детей о правилах поведения в лесу; о жизни диких животных в зимнее время года;

Формировать представления о деревьях; у дерева есть ствол, ветки, иголки;

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период;

Продолжать закреплять знания детей о цветах (зелёный, белый, коричневый);

Закрепить понятие «больше», «меньше»;

Формировать умение имитировать слова стихотворения;

Развивать внимание, речь, формировать умение отвечать на вопросы взрослого; активизировать словарь детей по теме;

Создать у детей радостное настроение; воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Оборудование и материалы:

2 ёлки пластмассовых, берёза; пенёк; конверт с письмом; сугробы, сделанные из белых покрывал; заяц, медведь – игрушки; музыка П.И. Чайковского «Зимнее Утро».

Предварительная работа:

Чтение рассказов и стихов о зиме; рассматривание иллюстраций о зиме; беседа по сюжетным картинкам «Как звери готовятся к зиме»;  чтение и заучивание стихов о животных; разгадывание загадок.

Воспитатель: Дети, подойдите все ко мне. Вы хотите отправиться на прогулку в лес?

Дети: Да!

Воспитатель: А кто знает, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как вы узнали, что на улице зима?

Дети: На улице холодно, много снега.

Воспитатель: Правильно.  Деревья стоят голые, без листьев. Ребята, а если на улице холодно, то, как надо одеваться?

Дети: Тепло.

Воспитатель: Правильно.

Одевайтесь побыстрее …

Наденем на ножки  тёплые сапожки (Имитация движений)

На плечи меховые пальтишки (Имитация движений)

На головку шапку ушанку (Имитация движений)

А на ручки рукавички (Имитация движений)

Две красивые сестрички

Ну, что, все готовы? Пошли гулять! (Идут под музыку  П.И. Чайковского «Зимнее утро»).

Друг за другом мы пойдём,

В зимний лес мы попадём.

(Идут друг за другом)

По сугробам мы шагаем

Ноги выше поднимаем.

(Идут,  высоко поднимая колени)

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли. Посмотрите как красиво в лесу! На земле, на деревьях лежит…

Дети: снег

Воспитатель: Снег какой?

Дети: Белый, пушистый.

Воспитатель: Молодцы! Правильно.

Смотрите, какой пенёк. На нём что-то лежит. Что это? (Воспитатель берёт в руки конверт).

Дети: Письмо.

Воспитатель: Да, это письмо. Сейчас посмотрим, кому оно написано. Это письмо для нас, для детей группы «Солнышко» от хозяйки леса. Сейчас я вам прочитаю, слушайте внимательно!

(Воспитатель читает детям письмо).

Если в лес пришли гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Вы внимательно слушали письмо, которое нам написала хозяйка леса?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, в лесу можно шуметь, кричать?

Дети: Нет.

Воспитатель: А пугать зверей, ломать ветки у деревьев?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Хозяйка леса, мы хорошо будем вести себя в лесу. Правда, ребятки?

Дети: Да.

Воспитатель: Пошли дальше.

Смотрите, какие красивые деревья стоят, все в снегу!

Ребята, кто знает, как это дерево называется? (Показывает на ёлку).

Послушайте загадку.

        Зимой и летом

        Одним цветом.

Дети: Ёлка.

Воспитатель: Правильно. А какого цвета ёлка?

Дети: Зелёная.

Воспитатель: Потрогайте у неё иголочки. Какие они?

Дети: Колючие.

Воспитатель: А кто мне покажет, где ствол у ёлочки?

Дети: Показывают.

Воспитатель: Давайте вместе скажем ствол.

А это как называется?  (Показывает на ветку).

Дети: Ветка.

Воспитатель: Вместе скажем ветка.

А рядом ещё одна ёлочка стоит. Какая ёлочка больше эта или та?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, чьи-то уши торчат из-под снега. Пойдем, посмотрим.

Послушайте загадку.

        Зимой беленький, летом серенький

        Прыгает ловко, любит морковку,

        Ну-ка быстро отгадай-ка,

        Как зверёк зовётся?

Дети: Зайка.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Зайка, иди к нам, не бойся.

Ребятки, поздоровайтесь с зайкой.

Дети: Здравствуй, зайка.

Воспитатель: Погладьте зайчика. (Дети гладят зайца)

Какая у него шёрстка?

Дети: Мягкая, пушистая.

Воспитатель: А какого цвета?

Дети: Белая.

Воспитатель: Правильно, зайка на зиму меняет свою шубку с серого цвета на белый, чтобы его не заметили хищники: лиса и волк.

А кто знает, что любит кушать зайка?

Дети: Морковку.

Воспитатель: Молодцы. А ещё летом зайчик ест всякую травку и ягоды. Зимой грызёт кору деревьев и разные веточки.

А давайте с зайчиком поиграем.

        Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть:

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать:

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Воспитатель: Вот мы и поиграли с зайкой. Нам пора идти дальше. Попрощайтесь с зайчиком.

Дети: До свидания.

Воспитатель: Пошли дальше. Смотрите, ребята, какой большой сугроб! Как вы думаете, кто там может быть? (Послушайте загадку)

         

         Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

Дети: Мишка.

Воспитатель: Да, это мишка, он спит. Давайте тихонечко подойдём и посмотрим. (Воспитатель и дети говорят шёпотом).

Тихо, тихо не шумите

Мишку вы не разбудите.

Летом и осенью медведи много кушают, копят себе жир, а на зиму они ложатся спать в свои домики до самой весны. А домик у медведя называется берлога. Давайте вместе скажем берлога.

Дети: Хором проговаривают.

Воспитатель: Скажите, какой медведь?

Дети: Большой, толстый.

Воспитатель: А какого цвета у него шубка?

Дети: коричневая.

Воспитатель: Правильно. Давайте отойдём от берлоги подальше, чтобы мишку не разбудить. А вы мне скажите, что медведь любит кушать?

Дети: Мёд.

Воспитатель: Молодцы. Ещё он ест ягоды, траву и различные корешки.

А давайте покажем, как ходит мишка.

(Воспитатель и дети показывают).

Воспитатель: Кто знает стихотворение о мишке?

(Дети рассказывают).

                ***

Мишка косолапый

По лесу идёт.

Шишки собирает,

Песенку поёт.

Вдруг упала шишка                                                                                  Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился

И ногою топ.

                ***

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

                        (А.Барто).

Воспитатель: Молодцы, очень хорошие стихи. Пойдёмте дальше. Посмотрите, какое красивое дерево! Кто знает, как оно называется?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Это берёзка. Покажите где у берёзы ствол.

Дети: Показывают.

Воспитатель: Какого цвета ствол?

Дети: Белого.

Воспитатель: Правильно, только у берёзки ствол белый. Покажите где ветки у берёзки?

Дети: Показывают.

Воспитатель: А есть ли у неё листочки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Осенью все листочки с деревьев осыпаются. Зимой деревья спят. А когда придёт весна, снег весь растает, деревья проснутся после зимней спячки и начнут расти новые зелёные листочки.

Ребята, нам уже пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с лесом и зверюшками.

Дети: До свидания зимний лес, до свидания зверюшки.

Воспитатель: Пошли. (Идут под музыку П.И.Чайковского «Зимнее утро»)

По сугробам мы шагаем

Ноги выше поднимаем. (Идут, высоко поднимая колени)

Шли мы, шли

И в детский сад пришли.

Воспитатель: Куда мы сегодня с вами ходили? Вам понравилось в зимнем лесу? Что видели по дороге? Кого встретили в лесу? Как надо вести себя в лесу?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия во второй младшей группе.  Инсценирование  сказки «Теремок».

   

Цель занятия: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».

Задачи:

Образовательные:

учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической  форме, не искажая композицию;

учить воспроизводить действия персонажей сказки;

учить детей быть актерами во время игры;

совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;

учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки.

Развивающие:

развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму);

развивать у детей познавательные способности в процессе игры;

развивать воображение, память, произвольное движение рук.

Воспитательные:

учить детей любить сказки и сопереживать их героям;

учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми.

Предшествующая работа:

Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет».

Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух».

Заучивание потешек, русских народных песенок.

Загадывание загадок о животных.

Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле

Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями.

Методическая литература:

Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. О.М.Дьяченко. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000 – 96.

Максимова А.И.. Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство 3-е, исправленное и дополненное. М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 176.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Е.Н.Тверина, Л.С.Барсукова, под редакцией М.А.Васильевой. Л.: Просвещение, 1986 – 112.

План работы:

I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин.

 II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин.

 III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте дети. Какие вы сегодня красивые. Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Молодцы. А сейчас послушайте меня внимательно. Сегодня мы с вами отправляемся в сказку. А что это за сказка вы догадаетесь сами.

Воспитатель:  По дорожке мы пойдем,

        Прямо в сказку попадем,

        Раз, два, три, четыре, пять –

        Будем в сказку мы играть.

Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит».

Из-за ширмы появляется игрушка – мышка.

Воспитатель: Ребята, кого вы видите?

Дети: Мышку.

Воспитатель: А как мышка пищит?

Дети: Пи-пи-пи.

Воспитатель: А вот и зайчик. Какого он цвета?

Дети: Белого.

Воспитатель: Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала?

Дети: Ква-ква-ква.

Воспитатель: Молодцы. Но вот появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась?

Дети: Хитрая и рыжая.

Далее из-за ширмы раздаются звуки «у-у-у».

Воспитатель: А кто же еще там так громко воет?

Предлагаемые ответы детей: Наверное, волк.

Воспитатель: Правильно ребятки – это волк.

Воспитатель: Так как выл волк?

Дети: У-у-у.

Воспитатель: А медведь как рычит?

Дети: Р-р-р.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы вспомним сказку, которую я вам недавно читала. Я вам, сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Стоит домик расписной

Он красивый такой

По полю зверюшки шли

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в доме топили,

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

Воспитатель: О какой сказке идет речь?

Дети: Теремок

Воспитатель: Молодцы. Конечно же «Теремок»

Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с нашими зверями поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь?

Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки.

II. Режиссерская игра

Воспитатель: И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Поиграем в сказку «Теремок».

И начинает развивать сюжет, одновременно выполняя  роль мышки.

Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Терем-теремок, кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить.

Далее все роли выполняют дети, а воспитатель выступает в роли автора и руководителя игры.

Воспитатель: Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.

В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.

Ребенок – «лягушка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель: Я – мышка-норушка. А ты кто?

Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.

Воспитатель: Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик - побегайчик.

Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.

Ребенок – «зайчик»: Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель: Я – мышка-норушка.

Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.

Вместе: А ты кто?

Ребенок – «зайчик»: А я зайчик - побегайчик.

Вместе: Иди к нам жить.

Воспитатель: Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.

Ребенок – «лисичка»: Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель: Я – мышка-норушка.

Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.

Ребенок – «зайчик»: Я зайчик - побегайчик.

Вместе: А ты кто?

Ребенок – «лисичка»: А я лисичка-сестричка.

Вместе: Иди к нам жить.

Воспитатель: Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.

Далее сказка продолжается, аналогично разыгрывается сюжет с появлением волка.

Воспитатель: Вот они все в тереме живут, песни поют.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а теперь давайте поиграем:

По ровной дорожке

Шагают наши ножки

Шагают наши ножки

Раз, два, раз, два,

По камушкам, по камушкам,

В ямку бух,

Вылезли из ямки

 Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.

Ребенок – «медведь»: Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель: Я – мышка-норушка.

Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка.

Ребенок – «зайчик»: Я зайчик - побегайчик.

Ребенок – «лисичка»: Я лисичка-сестричка.

Ребенок – «волк: Я волк – зубами щелк.

Вместе: А ты кто?

Ребенок – «медведь»: А я медведь косолапый.

Вместе: Иди к нам жить.

Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.

Ребенок – «медведь»: Я лучше на крыше у вас жить буду.

Звери: А ты нас не раздавишь?

Ребенок – «медведь»: Нет, не раздавлю.

Вместе: Ну, так влезай.

Воспитатель: Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали, все целы и невридимы.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Что же делать? Где мы будем жить?

Дети: Мы построим новый теремок.

Воспитатель: А из чего можно построить его?

Дети предполагают: Из досок, бревен и т.д.

Воспитатель: Давайте построим из кирпичиков.

Воспитатель: Только  нам надо с вами вернуться в группу.

                         По дорожке мы пойдем,

        Прямо в группу попадем,

        Раз, два, три, четыре, пять –

        Будем в группе мы играть.

Воспитатель: Вот мы с вами пришли в свою группу.  Вот теперь давайте, ребята будем строить новый теремок.  Для этого, что нам надо?

Дети: Кирпичики.

Воспитатель: Молодцы. Вот какой красивый теремок получился.

Воспитатель:  - Итак, ребята мы с вами сегодня:

                          -Куда ходили?

                         -Какую сказку мы обыграли?

                          -А кто сломал теремок?

                        -Из чего мы построили новый теремок?

 Ребята, вы мне сегодня очень понравились. Вы все хорошо занимались. А мы с вами будем такими же дружными и добрыми как мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк и медведь в сказке «Теремок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление...

Проект на тему: "Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через ознакомление с родным краем"

Развитие познавательных способностей через ознакомление с родным краем включает в себя развитие таких способностей как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, ставить перед собой цель, решать про...

Детско-родительский образовательный проект «Зелёная планета» Развитие познавательных и творческих способностей детей

Детско-родительскийобразовательный проект  «Зелёная планета»Развитие познавательных и творческих способностей детей...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)

Детско–взрослый образовательный проект«Домашние обитатели»(развитие познавательных и речевых способностей детей)...

Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.      В настоящее вре...