Проект на тему: "Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через ознакомление с родным краем"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чичагина Валентина Викторовна

Развитие познавательных способностей через ознакомление с родным краем включает в себя развитие таких способностей как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, ставить перед собой цель, решать проблемы, делать выводы. В свою очередь эти качества, вырабатываемые в процессе познания, воспитывают  логику мысли, четкость и красоту речи. Общеизвестно, что основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение, та общественная среда, в которой он живет. Проект « Родной край» создает благоприятные условия для дальнейшего развития познавательной активности и тем самым развивает познавательные способности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chichagina.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  №24 «КОСМОС»

ПРОЕКТ

«Развитие познавательных способностей у детей с общим недоразвитием

речи через ознакомление с родным краем»

Автор - разработчик: Чичагина В.В., воспитатель

Сургут, 2014 год

ПРОЕКТ «Родной край»

По числу участников: группа с тяжелыми нарушениями речи - 13 человек.

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность. В дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного развития ребенка. В последнее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.  Уровень сформированности логических операций у детей с общим недоразвитием речи ниже возрастной нормы.

Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми. Ребенок познает мир в ходе практической деятельности с ним, выполняя познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию. Следовательно, важным условием речевой активности является развитие познавательной сферы ребенка. Педагог должен не только поддерживать естественное возрастное любопытство «почемучек», но и специальными педагогическими приемами стимулировать познавательную активность детей. Общеизвестно, что основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение, та общественная среда, в которой он живет. Проект « Родной край» создает благоприятные условия для дальнейшего развития познавательной активности и тем самым развивает познавательные способности дошкольников.

Развитие познавательных способностей через ознакомление с родным краем включает в себя развитие таких способностей как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, ставить перед собой цель, решать проблемы, делать выводы. В свою очередь эти качества, вырабатываемые в процессе познания, воспитывают  логику мысли, четкость и красоту речи.

Объект исследования – познавательные способности у детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – развитие познавательных способностей у детей с общим недоразвитием речи.

Цель исследования – развитие познавательных способностей у детей с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем.

Задачи исследования:

  1. Провести  анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме развития познавательных способностей у детей с общим недоразвитием речи.
  2. Провести диагностику по выявлению уровня сформированности  знаний детей по ознакомлению с окружающим и уровня овладения познавательной деятельностью.
  3. Составить перспективный план.
  4. Систематизировать материал по ознакомлению с родным краем.

Гипотеза: если при проведении работы с детьми с общим недоразвитием речи по развитию познавательных способностей использовать ознакомление с родным краем, это позволит обеспечить более эффективное усвоение программного материала по разделу ознакомление с окружающим и тем самым подготовит дошкольников к последующему обучению в школе.

Доминирующий метод обучения – информационно – познавательный.

Содержание проекта  соответствует программным  требованиям.

Ребенок – участник проекта от зарождения идеи до получения интеллектуального и продуктивного результата.

Участники проекта – педагоги, воспитанники, родители.

Продолжительность проекта – долгосрочный.

Ожидаемый результат – сформированность мыслительных процессов у детей с общим недоразвитием речи, умение рассуждать, рассказывать; накопление знаний о родном крае, использование приобретенных знаний в повседневной жизни.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительно – информационный
  • Изучение литературы по данной теме
  • Написание перспективного плана по разделу программы «Ребенок и окружающий мир»
  • Подбор практического материала по теме
  1. Диагностика (сентябрь)
  • Наблюдения за детьми
  • Подбор диагностического инструментария
  • Диагностирование (выявление уровня знаний по разделу ознакомление с окружающим и познавательной деятельностью)
  1. Практический этап (октябрь – апрель)
  • Работа по познавательному развитию
  • Работа с педагогами и родителями
  • Создание развивающей среды в группе
  1. Аналитический этап (май)
  • Повторное диагностирование детей
  • Подведение итогов диагностики
  • Собеседование с родителями по результатам диагностики

Использование проектного метода воспитателем в педагогической деятельности.

Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях для обследования и создания системы работы с детьми по различным  направлениям. В  работе используется структура проектной деятельности, предложенная  Колесниковой  И.А. Проектная деятельность включает следующие этапы: диагностика, проблематизация, концептуализация, планирование хода проекта. Рассмотрим их особенности.

Диагностика ситуации. Любая проектная деятельность имеет свою точку отсчета. Это момент понимания проблемы и ее дальнейшее изучение в психолого-педагогической литературе.  Таким образом, появляется объект проектной деятельности  и проблема, связанная с его преобразованием. Для того, чтобы правильно выделить объект и проблему, требуется наблюдение, исследование, анализ. Затем разрабатывается диагностический инструментарий и система обработки полученных данных. На основе проанализированных данных можно переходить к следующему этапу.

Проблематизация. Неотъемлемой частью проектной деятельности является самоопределение в проблемном поле проекта. Педагог выявил особенности развития детей. На основе данных, полученных в процессе этапа диагностики, обосновывается необходимость создания проекта, его цель, задачи и содержание. Таким образом, процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации.

Концертуализация.  Концепция – определенный способ понимания, трактовки, интерпретации какого-либо явления, предмета, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения. Концепция является своего рода информационной системой, содержащей сведения о цели, принципах, методах, условиях деятельности. На этапе концепции можно прогнозировать результат проектной деятельности.

Планирование хода проекта. Первоначально сформулированные  в ходе проектирования цель и задачи требуют для реализации представления в виде системы задач и перечня мероприятий. К этому моменту накапливается достаточный материал для формирования системы работы. Система работы будет  строиться на основе полученных данных в результате диагностики, обоснованных направлениях работы и использования оптимальных методов для получения высокого результата. Система работы включает: план занятий, их содержание, количество, систематичность, последовательность; план мероприятий.

Система работы с детьми с общим недоразвитием речи по ознакомлению с родным краем. Знание о родном крае дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:

  • Занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
  • Занятия, способствующие углублению и систематизации знаний у детей (беседы, дидактические игры и пр.);
  • Занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают своё отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое  рассказывание).

При этом должны учитываться следующие показатели:

Особенности и уровень развития познавательной сферы.

  • Особенности восприятия величины, формы, цвета, времени,   пространственного расположения предметов.
  • Особенности внимания: устойчивость, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
  • Особенности памяти: точность, возможность долговременного запоминания.
  • Особенности мышления. Уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделять существенные элементы, части, сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия, способность обобщать и делать самостоятельные выводы, умение устанавливать причинно – следственные связи).
  • Особенности речи: объём словарного запаса, сформированность фразовой  речи, особенности грамматического строя.
  • Познавательные интересы, любознательность.

В  городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны – полноценное проживание ребенком дошкольного детства, а с другой –  подготовку к жизни в современном обществе и обучению в школе.  Следовательно, в системе дошкольного образования необходимо создание  инновационного поля коррекционно-педагогических технологий, способствующих оказанию эффективной помощи семьям, имеющих детей  с особыми образовательными потребностями. Считаю, что в настоящее время проект на тему: «Развитие познавательных способностей у детей с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем» является социально значимым для воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.,1988.

2.Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах.- М., 1985 (электронный ресурс)

3.Петровский  А.Б. История советской психологии в 2-х томах.- М.,1985.

4.Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии.- М.,1995.

5.Немов Р.Ф. Психология: учебник для студентов высш. пед.учеб. заведений в 3-х книгах.- М.,2001.

6.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 2006.

7.Филичева Т.В., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада.- М.,1997.

8.Субботина Л.Ю. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника – Ярославль, 2000.

9.Гончарова Е.В. Экология для малышей. – Тюмень, 2000.

10.Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир. – Екатеринбург, 2006.

11.Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. – М., 2006.

12.Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – С-Пб, 2008.

13.Селихова Л.И. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. – М., «Мозаика – синтез», 2008.

14.Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность. – М., «Детство – Пресс», 2007.

15.Шаманова И.Н. Мир животных  и растений Югры. – Екатеринбург, 2009.

16.Орлова Т.К. Рабочая тетрадь по краеведению. – Ханты – Мансийск, 1998.

17.Электронный ресурс. Педагогическая библиотека.

Приложение

ДИАГНОСТИКА

Методика обследования детей, диагностическое обучение, критерии оценки действий детей
1 блок – «Мир природы»
1. Знание времён года. Задание направлено на выявление знаний о временах  года.
Оборудование: карточки с изображением четырёх времён года.
Проведение обследования: на стол выкладываются карточки с изображением
четырех времен года. Предлагается рассмотреть карточки и ответить на
вопрос: « Какое время года изображено на каждой карточке?» Затем
предлагается выложить карточки в определенной последовательности.          

Обучение: в случае затруднения задаются дополнительные вопросы: «Какое время года ты знаешь? Что происходит в это время года?» и предлагается найти знакомую карточку.
2. Умение определять состояние погоды и отражать это в речи. Задание
направлено на выявление умения определять состояние погоды и отражать
это в речи.
Оборудование: карточки с изображением различных состояний погоды –
дождь, снегопад, ветер, солнце.
Проведение обследования: на стол выкладываются поочередно карточки с
изображением различных состояний погоды (дождь, снегопад, ветер,
солнце). Задаются вопросы: « Что изображено на карточке? Как можно
назвать такую погоду?»
Обучение: в случае затруднения задаются дополнительные вопросы: « В
какую погоду мы берем зонт? В какую погоду мы надеваем на голову
панамку? Почему качаются деревья?»
3. Умение определять характер осадков. Задание направлено на выявление
знаний о характере осадков.
Оборудование: карточки с изображением осадков - дождь, снег, град, иней,
роса.
Проведение обследования: на стол выкладываются карточки с изображением
различных осадков (дождь, снег, град, иней, роса). Задается вопрос: «
Какие осадки ты знаешь? Какие осадки выпадают зимой, весной, летом,
осенью?» На каждый ответ предлагается выбрать нужную карточку.
Обучение: в случае затруднения задаются дополнительные вопросы: «Что
такое осадки?» для определения самого понятия осадки.
4. Знание о многообразии  растений, их потребностях.
Задание направлено на выявление знаний о многообразии растений и их
потребностях.
Оборудование: карточки с изображением различных видов растений.
Проведение обследования: ребенку задаются вопросы: «Какие растения ты
знаешь? Что необходимо растению для его нормального роста и развития?
Обучение: в случае затруднения выкладываются карточки с изображением
различных видов растений, предлагается назвать известные ребенку
растения. Дополнительные вопросы: « Что растет на нашем участке, на
клумбе?»
5. Знание о многообразии  животного мира, его потребностях. Задание
направлено на выявление знаний о многообразии животного мира и его
потребностей.
Оборудование: карточки с изображением представителей животного мира по их видам.
Проведение обследования: ребенку задаются вопросы: «Каких зверей, птиц,
рыб, насекомых ты знаешь? Где они живут? Что необходимо животным для
нормальной жизнедеятельности?» Предлагается разложить карточки с
изображением представителей животного мира по их видам.
Обучение: в случае затруднения выкладываются карточки с изображением
представителей животного мира и задается вопрос: « Кто это? Где он
живет? Чем питается?»
6. Знания о тайге. Задание направлено на выявление знаний о тайге как о
природной зоне (растения, животные).
Оборудование: карточки с изображением различных видов леса.
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: « Что такое тайга?»
Обучение: в случае затруднения вниманию ребенка предлагаются карточки с
изображением различных видов леса, и задается дополнительный вопрос: «
Что из этих изображений мы можем назвать тайгой? Что там растет и кто
живет?»
7. Знания о болоте. Задание направлено на выявление знаний о болоте как
природной зоне (растения, животные).
Оборудование: картинки с изображением болота.
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: « Что такое болото?»
Обучение: в случае затруднения предлагаются к рассмотрению картинки с
изображением болота и задаются дополнительные вопросы: « Почему мы такую местность называем болотом? Легко ли передвигаться по болоту? Что здесь растет и кто живет?»
8. Знания о сосновом бору. Задание направлено на выявление знаний о
сосновом бору как природной зоне (растения).
Оборудование: картинки с изображением различных видов леса.
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: « Что такое сосновый
бор? Что там растет?»
Обучение: в случае затруднения вниманию ребенка предлагаются для
рассматривания картинки различных видов леса. Дополнительные вопросы: «Какие деревья растут в этом лесу? Как этот лес можно назвать по -
другому?»
9. Знания о кедровниках. Задание направлено на выявление знаний о
кедровнике как природной зоне (растения, животные).
Оборудование: картинки с изображением различных видов деревьев, их
плодов, леса, где эти деревья растут.
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: «Что такое кедровник?
Что там растет? Кому из животного мира необходим кедровник?»
Обучение: в случае затруднения предлагается рассмотреть картинки с
изображением различных видов деревьев, их плодов и леса, где эти деревья
растут. Дополнительный вопрос: «Если лес, где растут одни сосны, мы
называем сосновым, то, как можно назвать лес, где растут одни кедры?»
10. Знание правил поведения в природе. Задание направлено на выявление
знаний о правилах поведения в природе.
Оборудование: картинки с изображением различных форм поведения в
природе.
Проведение обследования: вниманию ребенку предлагаются картинки с
изображением различных форм поведения в природе. Задание: « Разложи
картинки на две группы: хорошее и плохое поведение в природе и объясни
свой выбор».
Обучение: в случае затруднения педагог первый начинает раскладывать
картинки, затем предлагает продолжить ребенку.
11. Имеет представление об охране природы. Задание направлено на
выявление представлений об охране природы.
Оборудование: картинки с изображением различных катастроф в природе.
Проведение обследования: ребенку предлагаются для рассматривания
картинки с изображением различных катастроф в природе и задается вопрос: «Что изображено на картинке? Как ты думаешь, почему это произошло? Нужно ли охранять природу?»
Обучение: в случае затруднения задается дополнительный вопрос: «То, что
изображено на картинке, для природы это хорошо или плохо?»
2 блок – « Город. Край».
1. Имеет представление о понятиях Россия, Родина, край, в котором живет.

Оборудование и обучение: не предполагается.

2. Знает название края.

Оборудование и обучение : не предполагается.

3. Знает Флаг и Герб края. Задание направлено на выявление знаний о Флаге и Гербе края.

Оборудование: карточки с изображением   Флагов и Гербов различных городов нашей страны.

Проведение обследования: ребенку предлагается выбрать нужную карточку.

Оборудование и обучение: не предполагается.
4. Знает название города.

Оборудование и обучение: не предполагается.

5. Знает Герб города. Задание направлено на выявление  знаний о Гербе города.

Оборудование: карточки с изображением Гербов различных городов нашей страны.

Проведение обследования: ребенку предлагается выбрать нужную карточку.

Оборудование и обучение: не предполагается.

6.Знает название реки, на которой стоит город.

Оборудование и обучение: не предполагается.

7.Знает о своем городе (микрорайоны, достопримечательности).
Задание направлено на выявление знаний о своем городе.

Оборудование: открытки с видами города.
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: « Как называется микрорайон, где ты живешь? Какие еще микрорайоны ты знаешь?» Затем предлагается выбрать знакомые открытки с видами города и рассказать, что изображено на них.
Обучение: не  предполагается.

8.Знает название и местоположение своего детского сада. Задание
направлено на выявление знаний о названии и местоположении своего
детского сада.
Оборудование: не предполагается.
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: « Как называется наш
детский сад? В каком микрорайоне  и на какой улице он находится?
Обучение: не предполагается.
9.Имеет представления о полезных ископаемых края.
Задание направлено на выявление представлений о полезных ископаемых
края.
Оборудование: картинки с изображением  различных полезных ископаемых.
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: «Какие полезные
ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае?» и предлагается выбрать нужные карточки.
Обучение: в случае затруднения предлагается дополнительный вопрос: « Что
мы называем полезными ископаемыми? Где они находятся?»
10. Имеет представления о применении полезных ископаемых. Задание
направлено на выявление представлений о применении полезных ископаемых.
Оборудование: карточки с изображением полезных ископаемых и различных предметов(золотые изделия, дом с печным отоплением, заправочные станции и т. д.)  
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: « Зачем добываются полезные ископаемые, какую пользу они приносят?»
Обучение: при затруднении задаётся дополнительный вопрос: « Знаешь ли
ты, чем заправляются машины, самолеты? Чем отапливаются частные дома? Из чего сделаны кольца, серьги?»
11. Имеет представление о значимости своего края для всей страны.
Задание направлено на выявление знаний о значимости своего края для всей страны.
Оборудование: карточки с изображением  природных ресурсов края ( лес, природные ископаемые).

 Проведение обследования: ребенку задается вопрос «Важен ли наш край для всей нашей страны? Чем мы можем поделиться со всей страной?»

Обучение: не предполагается.

3 блок – «Деятельность людей».
1. Знает место работы родителей.
Оборудование и обучение: не предполагается.

2. Знает домашний адрес.
Оборудование и обучение: не предполагается.

3. Знает профессии родителей. Задание направлено на выявление знаний о
профессии родителей.
Оборудование: не предполагается.
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: « Кем работают его
родители?
Обучение: в случае затруднения задается дополнительный вопрос: «Что
делают родители на работе? Как можно назвать человека, занимающегося
такой работой?»
4. Имеет представление о труде людей в городе и в сельской местности. 
Задание направлено на выявление представлений о труде людей в городе и в сельской местности.
Оборудование: карточки с изображением людей, выполняющих определенные трудовые действия в городе и в сельской местности, карточки с изображением города и деревни.
Проведение обследования: ребенку предлагается разложить карточки на две группы – труд в городе и в деревне.  
Обучение: в случае затруднения задаются дополнительные вопросы: « Чем
отличается город от деревни? Где живет больше населения? Где
выращиваются овощи, где находятся большие заводы?»
5. Имеет представление о жизни, занятиях коренных народах края. Задание направлено на выявление представлений о жизни и занятиях коренных народов края.
Оборудование: картинки с изображением представителей коренного населения края.
Проведение обследования: на стол выкладываются картинки с изображением представителей коренного населения края и предлагается ответить на вопрос: « Какие народы издавна живут в нашем крае? Чем они занимаются?»
Обучение: в случае затруднения предлагаются дополнительные картинки с
изображением быта, занятий и задаются вопросы: «Чем занимаются люди на
картинке? Зачем им это нужно?»
6. Знания о животных, помогающих ханты и манси в жизни. Задание
направлено на выявление знаний о животных, помогающим ханты и манси.
Оборудование: картинки с изображением различных эпизодов из жизни
коренных народов Севера.
Проведение обследования: ребенку задается вопрос: «Какие животные
помогают ханты и манси в жизни? В чем заключается эта помощь?»
Обучение: в случае затруднения предлагаются к рассмотрению картинки с
изображением различных эпизодов из жизни народов и задаются
дополнительные вопросы: «Кого содержат и за кем ухаживают ханты и
манси?».
7. Знает о вечном источнике пищи для северных народов – рыбе. Задание
направлено на выявление знаний о вечном источнике пищи для северных
народов – рыбе.
Оборудование: карточки с изображением различных видов продуктов – рыба, крупа, овощи, фрукты и т.д.
Проведение обследования: ребенку предлагается выбрать продукт, которым постоянно питаются  ханты и манси и объяснить свой выбор.
Обучение: при затруднении предлагается дополнительный вопрос « Что легче всего добыть в тайге ханты и манси для пропитания в любое время года?»
Организация эффективного обучения невозможна без проведения тщательной диагностики. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями в познавательной сфере, которые выявлены в процессе обследования.

        Диагностика сформированности  представлений детей старшей и  подготовительной групп проводилась  по следующим направлениям:

  1. Общие знания о природе, родном городе, крае, которыми должен обладать ребёнок  согласно требованиям Программы.
  2. Знание климатических и природных компонентов родного края.
  3. Деятельность людей. Природоохранная деятельность

За основу диагностики была взята « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и  «Региональная программа экологического образования дошкольников ХМАО» Гончаровой Е.В.

         При оценке выполнения заданий   учитывались  показатели, характеризующие уровень овладения детьми знаний об окружающем.

Уровни усвоения программы  по разделу «Мир природы».

Высокий - Ребёнок различает и называет большое количество объектов природы, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ и сезонными изменениями. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.

Средний - Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет (под руководством педагога) существенные признаки. Знает некоторые признаки живого. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

  Низкий – Объем представлений об объектах природы незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения. Наблюдает за растениями и животными  только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены

Уровни усвоения программы по разделу «Город. Край»

Высокий - Ребёнок уверенно выбирает изображение Герба и Флага России, края,  города,  дает описание символике; знает название города, микрорайонов, самостоятельно называет  местонахождение детского сада, знает полезные ископаемые, добываемые в крае.

  Средний - Ребёнок уверенно выбирает Герб, Флаг  России, края, города, с помощью педагога дает описание символике, знает название города, некоторых микрорайонов, под руководством педагога определяет местоположение детского сада, полезные ископаемые называет по подсказке педагога.

  Низкий – Ребенок узнает Герб, Флаг России, символику края и города не знает, самостоятельно описать символику затрудняется, знает название города, ближайшее окружение детского сада затрудняется назвать, помощь педагога не принимает, представление о полезных ископаемых не сформировано.

Уровни усвоения программы по разделу «Деятельность людей»

       Высокий – Ребенок уверенно называет домашний адрес, профессию и место работы родителей, представление о труде в городской и сельской местности, о коренных народах края сформированы.

         Средний – Ребенок уверенно называет домашний адрес, профессию родителей; под руководством педагога называет место работы родителей, определяет различия труда в городе  и сельской местности, с помощью педагога рассказывает о жизни коренных народов.

       Низкий – Знание о профессии родителей сводится к определению действий, ребенок не знает  домашний адрес, место работы родителей, представления о труде в городе и сельской местности, о жизни коренных народов  не сформированы.  

МЕТОДИКА

диагностики познавательно-исследовательской деятельности детей

Комплекс нормативных показателей  познавательной инициативы и характера познавательно-исследовательской деятельности

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет), старшая группа

  • Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение (потому что…)
  • Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции)
  • Проявляет интерес к познавательной литературе
  • Проявляет интерес к  символическим схемам,
  • Сформированы предпосылки интеллектуальной деятельности, интеллектуальной инициативы
  • Развито умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого
  • Сформировано умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи
  • Развивается умение вести конструктивную беседу в совместной исследовательской  деятельности

К 6-7 годам   подготовительная группа

  • Самостоятельно        выполняет деятельность по схемам,
  • Самостоятельно составляет схемы, карты, пиктограммы, записывает наблюдения
  • Сформированы предпосылки интеллектуальной деятельности, интеллектуальной инициативы
  • Развито умение определять возможные методы решения проблемы с самостоятельно
  • Сформировано умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи
  • Развито умение вести конструктивную беседу в совместной исследовательской  деятельности

Показатели уровня овладения детьми познавательной деятельностью

Высокий уровень

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в решении проблемных задач. Формулирует в речи, достигнут или нет результат, обнаруживает стремление объяснить связь фактов временных, последовательных, причинно-следственных. Проявляет интерес к символическим знакам, делает выводы, использует доказательную речь.

Средний уровень

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Стремление объяснить связь фактов временных, последовательных, причинно-следственных не постоянно. Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется рассуждением и доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень

Познавательный интерес не устойчив, слабо выражен. Затрудняется сделать вывод, не принимает помощь педагога. Рассуждения формальные, нет доказательной речи, ребенок ориентируется на внешние, несущественные признаки материала или объекта, не вникая в его содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание личности у детей с ОНР через ознакомление с родным краем

Воспитание всесторонне развитой личности через  ознакомление детей с историей и культурой родного   города....

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» (Консультация)

«Изучая предков, узнаём самих себя,  без знания истории мы                                  ...

ПРОЕКТ Внедрение этнокультурного регионального составляющего компонента в контексте ФГОС ДО через ознакомление с родным краем

ПРОЕКТВнедрение этнокультурного регионального составляющего компонента в контексте ФГОС ДО через ознакомление с родным краемКаждому  человеку  и  каждому  народу, чтобы  жить ...

ПРОЕКТ Внедрение этнокультурного регионального составляющего компонента в контексте ФГОС ДО через ознакомление с родным краем

Система образования  в соответствии с ФГОС переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества, т. е. включение в воспитательно – образовательный проц...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ»...