Детско-родительский образовательный проект «Зелёная планета» Развитие познавательных и творческих способностей детей
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Масленая Лилия Александровна

 

Детско-родительский

образовательный проект

 

 

«Зелёная планета»

Развитие познавательных и творческих способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenaya_planeta2015_na_sdachu.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка детский сад «Фантазия»

Детско-родительский

образовательный проект

«Зелёная планета»

Развитие познавательных и творческих способностей детей

Воспитатели: Масленая Л.А

Епина В.В.

Пыть-Ях

2016г.

 

«Мир, окружающий ребенка –

это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Паспорт проекта

Аннотация проекта:

Проект – решает задачи познавательного развития, образного мышления, воображения, коммуникативных навыков. На протяжении работы над проектом ребята смогут проявлять инициативу и творчество, научаться принимать коллективное решение, реализовывать свои планы, идеи. Работа в группах не только обогатит и расширит знания детей, но и поможет им аргументировать свои суждения.

Актуальность проекта:

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности.  В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель проекта:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  3. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  4. Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

2 этап – Основной

3 этап – Заключительный

Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

Проведение мероприятий в группах.

Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

Заключительный этап

Выставка продуктов детской деятельности.

Подведение итогов.

Презентация проекта.

Участники проекта:

дети;

родители.

Срок реализации проекта:  долгосрочный

Работа началась: с 1.09.2015.

Предполагается закончить: 31.08. 2017 учебный год.

Форма работы:

с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Зелёная планета»;  дидактические игры по проекту «Зелёная планета»; экскурсия на участок детского сада; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок; создание мини-проектов; видео просмотр.

с родителями:

Наглядная пропаганда;  беседы и консультации; дни открытых дверей; круглый стол; педагогическая  лаборатория; конкурсы.

Перспективный план проектной деятельности

«Зелёная планета»

на 2016-2017 учебный год

месяц

№п/п

          тема

цель

методические приемы

сентябрь

Аналитически этап:

  • выявление возможных источников информации;
  • сбор наглядного материала;
  • сбор информации.

Этап планирования:

  • постановка  цели  и задач;
  • составление плана ПД.

Октябрь

1

"Осенние цветы"

Конкретизировать представления детей о знакомых растениях цветника. Наблюдать, как выглядят растения в октябре (цветов стало очень мало, созрели семена).

                                                              Чтение стихов, беседа, д/игры

 2  

«Осенний лес»

Систематизировать знания детей о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

Беседа, загадки, игры

3

«Я – человек»

Развивать представление детей, что человек – часть природы.

Беседа, рассматривание иллюстраций, мини-викторина, опыт

4

"Беседа о волшебнице-воде"

Расширить представление о свойствах воды. О ее важном смысле в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Чтение стихов, беседа, опыт.

Ноябрь

5

«Грибное- царство»

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарей запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница.)

Загадки, беседа, рассматривание иллюстраций

6

«В хороводе деревьев»

Расширить представление о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций

7

"Зелёная аптека"

 Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Стихи, беседа, игры, рассматривание иллюстраций

8

«Чудо- ягодка»

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

 Загадки, беседа, д/игры,    словесная игра,

рассматривание иллюстраций

9

« Лес наше богатство»

Уточнить и расширить представление детей о лесе.

Рассматривание иллюстраций, загадки, чтение стихов, д.игры, рисование

Декабрь

10

«Подводное царство"

Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.

Беседа, чтение стихов, игра – викторина

11

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

 Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о растениях и животных.

  Беседа, игра

12

«Волшебство снежинки»

Формировать понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Загадки, наблюдение, рассматривание модели  градусника, рисунков снежинок, опыт

         Январь

13

«Волк и лиса – лесные хищники»

Уточнять представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи, характерном для них особом поведении. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

Беседа, загадки, д.игры

14

«Дикие животные зимой в лесу»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу.

Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, игры

15

«Животные других регионов стран»

Углубить представления детей о многообразии живых существ.

Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание иллюстраций  

16

«Любите землю-матушку»

Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным.

Беседа, рассматривание иллюстраций, д.ига

Февраль

17

« Лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах.

Беседа с элементами труда.

18

«Пройдет зима холодная…»

Уточнять представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям, зимним развлечениям.

Рассматривание картины, чтение рассказа, игры

19

« Комнатные растения»

 Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними.

Рассказ воспитателя, наблюдение, практическая работа

20

« Красная книга – сигнал опасности»

 Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. 

Рассказ воспитателя, беседа,  д.игра

21

« Свойства воды»

 Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Опыты

                         Март

22

«Цепочки в лесу»

 Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Рассказ воспитателя, беседа,  д.игра

23

«Что мы знаем о птицах»

Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.

Загадки, рассказ воспитателя, д. игра

Апрель

24

«Сравнение домашних и диких животных»

Познакомить детей что домашние животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в лесу. Упражнять умственные умения – доказывать, сравнивать, делать выводы.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, подвижная игра, д.игра

25

«Солнце – большая звезда»

 Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Беседа, д.игра, опыт

26

«Весенняя пора»

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Чтение стихотворения, беседа, игры

27

«Земля, с днем рождения тебя!»

Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету.

Рассказ воспитателя, опыты

                                         Май

28

«Мой родной край"

Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, побуждать желание побывать в этих местах.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций

29

«Будем беречь  и охранять природу»

Развивать представления детей о том ,какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению.

Рассматривание иллюстраций, беседа, д.игра

30

«Вот она какая любимая родная»

Закрепить знания детей о природе.

Игра - викторина

31

«Здравствуй лето»

Углубить и обобщить представления детей о лете, его признаках.

Беседа, загадки, чтение стихов, Рассматривание иллюстраций, игры

Литература: 

1. Серова Е. книга «Лесные хоромы», «Зеленая страна» 
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с. 
3. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с. 
4. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002. 
5. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. 
6. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста

На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...

Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)

Детско–взрослый образовательный проект«Домашние обитатели»(развитие познавательных и речевых способностей детей)...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

Сообщение на тему: «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей»

Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшн...

Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)

Создать условия для развития познавательных и речевых способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Домашние обитатели».Формировать представление дете...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Мы живём в стремительный век развития информационных технологий. Умение получать и грамотно обрабатывать информацию является главными её приоритетами....