Детско-родительский образовательный проект «Зелёная планета» Развитие познавательных и творческих способностей детей
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Детско-родительский
образовательный проект
«Зелёная планета»
Развитие познавательных и творческих способностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenaya_planeta2015_na_sdachu.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка детский сад «Фантазия»
Детско-родительский
образовательный проект
«Зелёная планета»
Развитие познавательных и творческих способностей детей
Воспитатели: Масленая Л.А
Епина В.В.
Пыть-Ях
2016г.
«Мир, окружающий ребенка –
это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Паспорт проекта
Аннотация проекта:
Проект – решает задачи познавательного развития, образного мышления, воображения, коммуникативных навыков. На протяжении работы над проектом ребята смогут проявлять инициативу и творчество, научаться принимать коллективное решение, реализовывать свои планы, идеи. Работа в группах не только обогатит и расширит знания детей, но и поможет им аргументировать свои суждения.
Актуальность проекта:
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта:
- Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Охранять и укреплять здоровье детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап
Проведение мероприятий в группах.
Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
Заключительный этап
Выставка продуктов детской деятельности.
Подведение итогов.
Презентация проекта.
Участники проекта:
дети;
родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный
Работа началась: с 1.09.2015.
Предполагается закончить: 31.08. 2017 учебный год.
Форма работы:
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Зелёная планета»; дидактические игры по проекту «Зелёная планета»; экскурсия на участок детского сада; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок; создание мини-проектов; видео просмотр.
с родителями:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; дни открытых дверей; круглый стол; педагогическая лаборатория; конкурсы.
Перспективный план проектной деятельности
«Зелёная планета»
на 2016-2017 учебный год
месяц | №п/п | тема | цель | методические приемы | |
сентябрь | Аналитически этап:
Этап планирования:
| ||||
Октябрь | 1 | "Осенние цветы" | Конкретизировать представления детей о знакомых растениях цветника. Наблюдать, как выглядят растения в октябре (цветов стало очень мало, созрели семена). | Чтение стихов, беседа, д/игры | |
2 | «Осенний лес» | Систематизировать знания детей о том, что лес- это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. | Беседа, загадки, игры | ||
3 | «Я – человек» | Развивать представление детей, что человек – часть природы. | Беседа, рассматривание иллюстраций, мини-викторина, опыт | ||
4 | "Беседа о волшебнице-воде" | Расширить представление о свойствах воды. О ее важном смысле в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. | Чтение стихов, беседа, опыт. | ||
Ноябрь | 5 | «Грибное- царство» | Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарей запас детей (подосиновик, подберезовик, грибница.) | Загадки, беседа, рассматривание иллюстраций | |
6 | «В хороводе деревьев» | Расширить представление о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. | Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций | ||
7 | "Зелёная аптека" | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Стихи, беседа, игры, рассматривание иллюстраций | ||
8 | «Чудо- ягодка» | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | Загадки, беседа, д/игры, словесная игра, рассматривание иллюстраций | ||
9 | « Лес наше богатство» | Уточнить и расширить представление детей о лесе. | Рассматривание иллюстраций, загадки, чтение стихов, д.игры, рисование | ||
Декабрь | 10 | «Подводное царство" | Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. | Беседа, чтение стихов, игра – викторина | |
11 | «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботиться о растениях и животных. | Беседа, игра | ||
12 | «Волшебство снежинки» | Формировать понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Загадки, наблюдение, рассматривание модели градусника, рисунков снежинок, опыт | ||
Январь | 13 | «Волк и лиса – лесные хищники» | Уточнять представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи, характерном для них особом поведении. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. | Беседа, загадки, д.игры | |
14 | «Дикие животные зимой в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу. | Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, игры | ||
15 | «Животные других регионов стран» | Углубить представления детей о многообразии живых существ. | Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание иллюстраций | ||
16 | «Любите землю-матушку» | Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным. | Беседа, рассматривание иллюстраций, д.ига | ||
Февраль | 17 | « Лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. | Беседа с элементами труда. | |
18 | «Пройдет зима холодная…» | Уточнять представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям, зимним развлечениям. | Рассматривание картины, чтение рассказа, игры | ||
19 | « Комнатные растения» | Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними. | Рассказ воспитателя, наблюдение, практическая работа | ||
20 | « Красная книга – сигнал опасности» | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. | Рассказ воспитателя, беседа, д.игра | ||
21 | « Свойства воды» | Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. | Опыты | ||
Март | |||||
22 | «Цепочки в лесу» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. | Рассказ воспитателя, беседа, д.игра | ||
23 | «Что мы знаем о птицах» | Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. | Загадки, рассказ воспитателя, д. игра | ||
Апрель | 24 | «Сравнение домашних и диких животных» | Познакомить детей что домашние животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в лесу. Упражнять умственные умения – доказывать, сравнивать, делать выводы. | Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, подвижная игра, д.игра | |
25 | «Солнце – большая звезда» | Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. | Беседа, д.игра, опыт | ||
26 | «Весенняя пора» | Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. | Чтение стихотворения, беседа, игры | ||
27 | «Земля, с днем рождения тебя!» | Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету. | Рассказ воспитателя, опыты | ||
Май | 28 | «Мой родной край" | Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, побуждать желание побывать в этих местах. | Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций | |
29 | «Будем беречь и охранять природу» | Развивать представления детей о том ,какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению. | Рассматривание иллюстраций, беседа, д.игра | ||
30 | «Вот она какая любимая родная» | Закрепить знания детей о природе. | Игра - викторина | ||
31 | «Здравствуй лето» | Углубить и обобщить представления детей о лете, его признаках. | Беседа, загадки, чтение стихов, Рассматривание иллюстраций, игры |
Литература:
1. Серова Е. книга «Лесные хоромы», «Зеленая страна»
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.
3. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
4. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
5. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов.
6. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).
Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...
Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста
На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...
Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)
Детско–взрослый образовательный проект«Домашние обитатели»(развитие познавательных и речевых способностей детей)...
Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Представленный материал поможет создать действенную развивающую предметную среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста ...
Сообщение на тему: «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей»
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшн...
Детско–взрослый образовательный проект «Домашние обитатели» (развитие познавательных и речевых способностей детей)
Создать условия для развития познавательных и речевых способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Домашние обитатели».Формировать представление дете...
МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Создание мультфильма, как способ развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Мы живём в стремительный век развития информационных технологий. Умение получать и грамотно обрабатывать информацию является главными её приоритетами....