Коррекция тяжелого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение
консультация по развитию речи
В данном материале говорится о пользе вразительного чтения в развитии речи детей дошкольного возратса, о значимости фольклора, произведений устного народного творчества, приведено множетсво театрализованных игр, потешек для развития речи детей, в каких направлениях работы с детьми, имеюими ТНР, следует использовать устное народное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_vyrazitelnoe_chtenie.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция тяжелого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение
Детство – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство – это значит дети!
Дети - значит мы!
Р. Рождественский
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Главное – как им преподносить тот или иной литературный материал, ведь дети очень хорошие критики. Чтение вслух – важнейшее средство воспитания, построения взаимоотношений ребенка и взрослого. Условно можно выделить основные виды чтения: опосредованное (чтение ребенку вслух), самостоятельное (чтение без помощи взрослого) и чтение-творчество (творческое знакомство с произведением).
Выразительное чтение – задача не из легких, текст нужно обыгрывать, создавать голосом образы героев. Такое чтение отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов. взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникающие по ходу текста вопросы, комментарии, а также проявления своего отношения к прочитанному. Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально-нравственным правилам жизни.
Сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, помогает развивать у детей способность к сопереживанию, к пониманию внутреннего мира другого живого существа, умение глубоко проникнуть в этот внутренний мир и готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека (способность к эмпатии). Сказка также учит определять эмоциональное состояние на основе мимических реакций, жестов и поступков.
Выразительное чтение оказывает большое влияние на развитие речи, когнитивных функций, позитивное отношение к миру, прививает любовь к книге. Начиная читать детям, важно помнить, что мы готовим его к самостоятельному чтению, в основе которого лежит восприятие письменной речи. Яркое и интонационно-выразительное чтение готовит детей к тому, что они сами будут учиться строить и интонационно оформлять фразу. Чем интереснее и содержательнее вы преподносите литературное произведение, тем быстрее дети научатся самостоятельному чтению и произношению звуков речи, а в дальнейшем и становлению орфографии. Вот почему не стоит прекращать дарить дополнительные счастливые минуты живого чтения вслух даже детям старшего дошкольного возраста.
У детей 3-4 лет, когда обычно они поступают в логопедическую группу, наблюдается резкое усиление потребности в общении. В ходе обследования специалисты устанавливают уровень речевой и познавательной активности детей, развитие которых и является одним из приоритетных направлений в младшем дошкольном возрасте. В формировании у них связной речи выступает ассоциация речевого и умственного развития, развития мышления, восприятия, внимания и наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и временные и другие отношения между предметами и явлениями, понимать оттенки речи. Слушание и последующий творческий разбор литературного произведения и есть процесс непринужденного его запоминания и непроизвольного усвоения. В этом важную роль играет использование устного народного творчества: как малые формы фольклора – потешки, пословицы, поговорки, загадки, таки более крупные – сказки.
Значение фольклора трудно переоценить. Постигая выразительность устного народного творчества, дети учатся применять в своей речи доступные им языковые средства: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д. Кроме того, развиваются творческие способности детей. В старшем возрасте дети стремятся уже сами придумать сказку или загадку.
Непроизвольно запоминая потешки, дети усваивают и грамматическое оформление словосочетаний. Также в потешках можно встретить большое количество диалогической и обращенной речи.
Например: - Водичка, водичка,
Умой мое личико!...
- Зайка, зайка, серый хвост,
где ты был?
- Косил овес!
В произведениях устного народного творчества встречаются и количественные числительные, которые, как правило, употребляются в числовом ряду от 1 до 5.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Фольклорные произведения можно использовать также с целью выделения ударных слогов. Для этих упражнений целесообразно выбирать такие потешки, в которых имеются повторы слогов. Они способствуют развитию фонематического слуха и, восприятию чувства ритма и рифмы.
Чики-чики-чикалочки –
Фома едет на палочке!
Потешки также используются с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок…
Кроме того, потешки широко используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел…
«Театрализованная игра, с одной стороны, это вид деятельности, а с другой – это средство развития. Театрализованная игра определяется как драматизация» (Л.С. Выготский)
Драматизацию можно использовать как для запоминания литературных произведений, так и для развития всех компонентов речи. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе можно использовать раньше, чем сюжетно-ролевые, поскольку в ходе драматизации ребенку не обязательно обладать точными представлениями, которые необходимы для сюжетно-ролевой игры.
Такая творческая работа позволяет незаметно для детей вести лексическую работу, обогащать и активизировать словарный запас, развивать просодическую сторону речи (мелодико-интонационную и тембро-ритмическую окраску речи), развивать воображение, память, мышление, воспитывать звуковую культуру речи, развивать связную речь.
Выразительное чтение в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, наиболее эффективно осуществлять с использованием устного народного творчества в следующих направлениях:
• развитие всех компонентов речи с широким использованием всех видов фольклора, в которых сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности;
• развитие мелодико-интонационной и тембро-ритмической окраски речи. В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, интонация;
• развитие интереса к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство;
• развитие воображения и мышление через обучение отгадыванию загадок, чтение и анализ пословиц и поговорок;
• развитие когнитивных функций и личностной культуры ребенка в целом через фольклорные праздники; слушание народных песен;
• формирование ориентировки в пространстве: реальном – на основе предметной и предметно-игровой деятельности, отраженном в различных знаках – с предметами-заменителями (игрушками, графическими изображениями) в ходе игровой деятельности, условном или символическом моделировании ситуации;
• развитие мелкой моторики рук посредством управления различными куклами (пальчиковыми, бибабо), переодевания и действий с воображаемыми предметами;
• развитие психомоторики, обуславливающей точность выполнения задуманного действия;
• развитие мотивационно-потребностной сферы детей, во-первых, через изменение положения ребенка в системе взаимоотношений с окружающим миром, во-вторых, через овладение им культурой, отраженной в художественных произведениях (литературных, музыкальных, изобразительных).
Выбор методов взаимодействия с ребенком определяется уровнем его развития, длительностью удержания внимания, степенью моторного и речевого развития, коммуникативных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"
"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...
"Коррекция тяжелых нарушений речи с использованием средств логоритмики""
В сообщении представлена краткая характеристика тяжелых нарушений речи, раскрыто понятие "Логопедическая ритмика", представлены основные её составляющие....
Коррекция тяжёлого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение.
Чтение вслух – важнейшее средство воспитания, построения взаимоотношений ребёнка и взрослого. Условно можно выделить основные виды чтения: опосредованное (чтение ребёнку вслух), самостоятельное (чтени...
«Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»
laquo;Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»Емельянова Е.В.учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 6» Слайд 1Слайд 2 ...
Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»
Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»...
Доклад "Коррекция тяжелых нарушений речи посредством современных логопедических технологий"
В выступлении раскрыты категории детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны традиционные и нетрадиционные коррекционно -развивающие образовательные технологии, используемые в коррекционной деятельност...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...