Коррекция тяжёлого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение.
статья по логопедии по теме

Мелькина Наталья Андреевна

Чтение вслух – важнейшее средство воспитания, построения взаимоотношений ребёнка и взрослого. Условно можно выделить основные виды чтения: опосредованное (чтение ребёнку вслух), самостоятельное (чтение без помощи взрослого) и чтение- творчество (творческое знакомство с произведением). Выразительное чтение – задача не из лёгких, текст нужно обыгрывать, создавать голосом образы героев. Такое чтение отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящих в тишине и спокойствии, детям свойственно отвлекаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_melkina_n.a.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Н.А. Мелькина                                                                                    

Коррекция тяжёлого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение.

   Детство – это летний ветер,

                                                                    Парус неба и хрустальный звон зимы.

                                                                                       Детство – это значит дети!

                                                                                               Дети – это значит мы!

Р. Рождественский                                                                                                                                    

        Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Главное как преподносить им тот или иной литературный материал, ведь дети очень хорошие критики. Чтение вслух – важнейшее средство воспитания, построения взаимоотношений ребёнка и взрослого. Условно можно выделить основные виды чтения: опосредованное (чтение ребёнку вслух), самостоятельное (чтение без помощи взрослого) и чтение- творчество (творческое знакомство с произведением). Выразительное чтение – задача не из лёгких, текст нужно обыгрывать, создавать голосом образы героев. Такое чтение отличается от самостоятельного чтения взрослого – упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящих в тишине и спокойствии, детям свойственно отвлекаться. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникающие по ходу текста вопросы, комментарии, а также проявления своего отношения к прочитанному, как плачь, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. Сказка для ребёнка- это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально-нравственным правилам жизни. Сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, помогает развивать у детей способность к сопереживанию, к пониманию внутреннего мира другого живого существа, умение глубоко проникнуть в этот внутренний мир и готовность адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека (способность к эмпатии). Сказка, также учит определять эмоциональное состояния на основе мимических реакций, жестов и поступков. Взрослые это объект детского подражания, но обычно в жизни мы сами стремимся к тому, чтобы сначала поняли нас. Большинство людей слушает не с намерением понять, а с намерением ответить. По оценкам экспертов в области общения, через слова передается около 10 % информации; 30 % передается через интонацию и 60 % – через язык мимики и жестов.

     Выразительное чтение оказывает большое влияние на развитие речи, когнитивных функций, позитивное отношение к миру, прививает любовь к книге. Начиная читать детям, важно помнить, что мы готовим его к самостоятельному чтению, в основе которого лежит восприятие письменной речи. Яркое и интонационно-выразительное  чтение готовит детей к тому, что они сами будут учиться строить и интонационно оформлять фразу. Чем интересней и содержательнее вы преподносите литературное произведение, тем быстрее дети научатся самостоятельному чтению и произношению звуков речи, а в дальнейшем и становлению орфографии. Вот почему не стоит прекращать дарить дополнительные счастливые минуты живого чтения вслух даже детям старшего дошкольного возраста.

     У детей 3-4-х летнего возраста, когда обычно они поступают в логопедическую группу,  наблюдается резкое усиление потребности в общении. В ходе обследования специалисты устанавливают уровень речевой и познавательной активности детей, развитие которых и является одним из приоритетных направлений в младшем дошкольном возрасте. В формировании у них связной речи выступает тесная ассоциация речевого и умственного развития, развития мышления, восприятия, внимания и наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями, понимать оттенки речи. Слушание и последующий творческий разбор  литературного произведения и есть процесс непринуждённого его запоминания и непроизвольного усвоения. В этом важную роль играет использование устного народного творчества: как малые формы фольклора – потешки, пословицы, поговорки, загадки, которые не только без усилий запоминаются, но и поясняют всё малышу лучше скучных поучений, так и более крупные – сказки. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам. Ребёнок не только сопереживает происходящие в сказке события, но и отождествляет себя с её героями. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему стремятся персонажи и как достигают поставленных целей. В работе с детьми важно использовать специально адаптированные литературные произведения. В исходном виде произведения устного народного творчества бывают грубыми  и жестокими. При отборе литературных произведений необходимо помнить и о коммуникативных навыках детей. На разных этапах обучения одни и те же произведения могут использоваться с разными целями: либо для развития восприятия речи, либо для развития невербальных способностей (языка поз, жестов и т.д.), либо для развития речевой коммуникации.

      Значение фольклора трудно переоценить. Постигая выразительность устного народного творчества, дети учатся применять в своей речи доступные им языковые средства: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д. Кроме того,  развиваются творческие способности детей. В старшем возрасте дети уже сами стремятся придумать сказку или загадку, а в младшем возрасте, практически с первых дней обучения, можно использовать потешки. Ценность их в том, что слово можно соединить с действием ребёнка (кинестетической модальностью). Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети не владеют ещё активной речью.

Малые формы устного народного творчества.  Произведения фольклора, в том числе и потешки, построены на множестве повторов: повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. Непроизвольно запоминая потешки, дети усваивают и грамматическое оформление словосочетаний. Потешки часто строятся из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова (например, название кота даётся в трёх вариантах: котя, котенька, коток), широко представлены слова, обозначающие действия. Это обстоятельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуникации, обеспечивая построение побудительной речи сначала в форме однословного обращения, а затем и в форме предложения. В произведениях устного народного творчества часто употребляются эпитеты. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например: серенькая кошечка, масляна головушка, белые гуси, коза рогатая, берёза белая и т.д.

В потешках можно встретить большое количество диалогической и обращённой речи. Например:  - Водичка, водичка, умой моё личико!  

                                     Диалог:   - Зайка, зайка, серый хвост, где ты был?

                                                     - Косил овёс!

     В произведения устного народного творчества встречаются и количественные числительные, которые, как правило, употребляются в числовом ряду от 1 до 5. Например:  Раз, два, три, четыре, пять –

                                                                Вышел зайчик погулять.

     Фольклорные произведения можно использовать также с целью выделения ударных слогов. Для этих упражнений целесообразно выбирать такие потешки, в которых имеются повторы слогов. Они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы.                                                                                                    

                                             Например: Чики-чики-чикалочки –

                                                                 Фома едет на палочке!

     Потешки, также используются с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов. Например: Как у котика усы

                                                               Удивительной красы.

                                                       Или: Петушок, петушок,

                                                                Золотой гребешок…

     Кроме того, потешки широко используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. Например: Этот пальчик в лес пошёл,

                                                            Это пальчик гриб нашёл,…

     У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются затруднения в играх, которые проявляются в неумении пользоваться предметами заменителями (например, использовать карандаш вместо градусника, обруч вместо домика). Потешки позволяют подвести детей к употреблению в игре предметов заменителей («Этот пальчик- дедушка» и т. д.)

     Формирование образной речи помогает развивать у детей  внимание к слову и его значению, формировать умения быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.

     О минувших периодах истории мы можем судим по сохранившимся до наших дней рукописям. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы используем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого. Знание их обогащает ум ребёнка, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. В такой работе незаменимыми помощниками выступают пословицы, поговорки, фразеологизмы.     Фразеологизмы - это очень меткие и образные постоянные сравнения. Например: «Трудолюбив, как пчела».  Или: «Молчалив, будто язык проглотил». Работая над закреплением звуков речи, необходимо одновременно активизировать словарный запас ребёнка, в этом успешно помогают фразеологизмы. Например: Если идёт сильный дождь, проливной дождь, ливень, мы, скажем… (льёт как из ведра).   Фразеологизмы, в которых упоминаются животные, охотно запоминаются детьми и активно используются в активной речи. Например: голоден  как волк, хитёр как лиса, труслив как заяц, нем как рыба; работать как  лошадь, медвежья услуга, ворон считать и т.д.

     Закреплять в игровой форме основные цвета и их оттенки можно, через использование фразеологизмов с упоминанием цвета. Например: белым-бело, голубая мечта, позеленел от злости, тоска зелёная, красная девица, красное слово, чернее ночи и т.д..

      Дети учатся понимать оттенки слов, если использовать в беседе с ними выражения, содержащие количественную меру. Например: один в поле не воин,  два сапога пара, третий лишний и т.д.).

      С ушедшими в прошлое обычаями связано множество слов и крылатых выражений, которые позволяют с особенной тонкостью приобщать детей к истокам русского народного творчества, способствуют развитию мышления и речи. Например:

Бить баклуши

        Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Это чурбачки липового дерева, которые кололи в качестве заготовок для мастера-ложкаря.  Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образом не дела, а безделья.

     Или:                                    Мастер на все руки

     Он может всё смастерить, может сделать всё, что его просят: машину починить, сделать какую-нибудь самодельную игрушку, приготовить обед.

     Многие дети с трудом овладевают словами с переносным значением и поэтому неправильно воспринимают скрытый смысл словосочетаний, включающих такие слова. Доступная детскому восприятию мнемотехника помогает преподносить пословицу в «зашифрованном » рисунке, а это уже не просто незнакомые и непонятные фразы, а речевой материал, подкреплённый стимульной иллюстрацией. В дальнейшем целесообразно использовать художественные изображения пословиц или поговорок в буквальном смысле, как если бы «художник» не понял переносного значения выражения. Такая работа выступает в первую очередь как игра со словом, она способствует успешному формированию лексико-семантической подсистемой языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Если подобные упражнения проводить систематически, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, то в результате,  возможно расширить словарный запас детей, познакомить их с новыми словами и закрепить их в речи.

 Творческое чтение и игра в театр.  Театрализованная игра, с одной стороны, это вид деятельности, а с другой – это средство развития. Театрализованная игра определяется как драматизация   (Л.С. Выготский.) 

      Драматизацию можно использовать как для запоминания литературных произведений, так и для развития всех компонентов речи. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе можно использовать раньше, чем сюжетно-ролевые, поскольку в ходе драматизации ребёнку не обязательно обладать точными представлениями, которые необходимы для сюжетно-ролевой игры.

     Такая творческая работа позволяет незаметно для детей вести лексическую работу, обогащать и активизировать словарный запас, развивать просодическую сторону речи (мелодико-интонационную и тембро-ритмическую окраску речи), развивать воображение, память, мышление, воспитывать звуковую культуру речи, развивать связную речь, а также формировать опыт социально-нравственных навыков.

     Добиться этого можно разными способами: можно оформить мизансцену, логопед может накинуть на плечи русский платок, можно приглушить свет, включить светильник. Такие детали создают определённый эмоциональный настрой на слушание и восприятие сказки. Сказка не читается, а рассказывается неторопливо, напевно, с интонациями загадочности, удивлениями чудесами, с типичными для сказок повторами и приговариванием: «живут-поживают», «а тем временем» и т.д. Только после этого возможен переход к самой драматизации (театрализованной игре). Так, например, для настольного театра на начальных этапах обучения используются реалистичные резиновые и мягкие игрушки определённого размера, которые ребёнок может удерживать. Затем в работу вводятся театральные игрушки: пальчиковые куклы, куклы бибабо. Перед тем как перейти от действия с игрушками к действиям с их плоскостными заменителями, дети играют в настольные игры с опосредованными изображениями фигур.

     Когда дети надевают маски, важно, чтобы они могли увидеть себя в зеркале, проиграть перед началом игры различные эмоциональные состояния, соотнося их с движениями и действиями животных (героев). Для того чтобы ребёнку было легче удерживать роль на шею можно повесить плоскостное изображение героя, к которому он мог в любое время обратится, наклонив голову. Через театрализованные игры возможно осуществлять обучение  детей технической стороне деятельности, формировать базовую психологическую подготовку, которая позволяет детям наиболее полно воспринимать картину мира, опосредовать переход образов- впечатлений в осознаваемые представления. К таким структурам в первую очередь относятся способность к замещению, моделированию, к вербальному (коммуникативному) и невербальному (язык поз, жестов, мимики, движений) общению, произвольность восприятия и памяти, эмпатические чувства. В театрализованной игре моделируются социальные отношения, возможные ситуации (в том числе и проблемные), отражающие общение с людьми и природой, положение ребёнка в семье, в кругу сверстников и взрослых.  Индивидуальная театрализованная игра позволяет реализовать личностные коррекционно-развивающие задачи, помогает выявить и активизировать творческие способности каждого ребёнка, способствует развитию его познавательной, моторной, речевой и эмоциональной сферы.

     В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни, и усваивают социальный опыт, преодолевая, например,  негативные формы поведения и т.д.

     Выразительное чтение в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, наиболее эффективно осуществлять с использованием устного народного творчества в следующих направлениях:

  1. развитие всех компонентов речи с широким использованием всех видов фольклора, в которых сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности;
  2. развитие мелодико-интонационной и тембро - ритмической окраски речи. В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность, интонация;
  3. развитие интереса к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство;
  4. развитие и повышение познавательного интереса через знакомство с предметами, которые содержат в себе накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений и животных.  Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека;
  5. развитие воображения и мышления через обучение отгадыванию загадок, чтение и анализ пословиц  и поговорок. Н.В. Гоголь писал о русских пословицах так: «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящееся и задирающее за живое… .Все великие люди от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами»;
  6. развитие когнитивных функций и личностной культуры ребёнка в целом через фольклорные праздники, слушание народных песен, которые может проводить и воспитатель, и музыкальный руководитель;
  7. знакомство с национальным изобразительным искусством (декоративная роспись расцвечивает пребывание ребёнка в детском саду новыми красками);
  8. формирование ориентировки в пространстве: реальном – на основе предметной и предметно-игровой деятельности, отражённом в различных знаках – с предметами заменителями (игрушками, графическими изображениями) в  ходе игровой деятельности, условным или символическим моделировании ситуации;
  9. развитие мелкой моторики рук посредствам управления различными куклами (пальчиковыми, бибабо), переодевания и действий с воображаемыми предметами;
  10. обучение принятию роли: восприятие собственного тела, освоение действий с различными игрушками, освоение отдельных действий в рамках образа с помощью переодевания, взаимодействие персонажей в режиссерских играх и играх - драматизациях;
  11. развитие психомоторики (кинестетической модальности), обуславливающей точность выполнения задуманного действия;
  12. развитие мотивационно - потребностной сферы детей,  во-первых, через изменение положения ребёнка в системе взаимоотношений с окружающим миром, во-вторых, через овладение им культурой, отражённой в художественных произведениях (литературных, музыкальных, изобразительных).

      Выбор методов взаимодействия с ребёнком определяется уровнем его развития, длительностью удержания внимания, степенью моторного и речевого развития, коммуникативных способностей.

              Трудолюбив – как пчела.  Волков бояться – в лес не ходить.

   Мастер на все руки.

    Грибной дождь.

 Хочешь есть калачи – не сиди на печи.  Любишь кататься  - люби и саночки возить.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через дидактические игры и упражнения».

Ссмообразование  предусматривает расширенрие и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствует уровень профессиональной подготовки.На основании выбранной темы  я разр...

Доклад "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через проектную деятельность"

Создание эмоционально-комфортного климата в группе и личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддержка инициативы детей-это успешное социально-личностное развитие детей через проек...

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке.

Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми нарушениями речи через организацию опытно - исследовательской деятельности на прогулке....

Методическое пособие «Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально – ритмическую игру»

Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»     «Развитие чувства ритмау детей с тяжё...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников с особыми возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) через авторские компьютерные игры"

laquo;…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показат...

Коррекция тяжелого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение

В данном материале говорится о пользе вразительного чтения в развитии речи детей дошкольного возратса, о значимости фольклора, произведений устного народного творчества, приведено множетсво театрализо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТФОЛИО В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми нарушениями речи у детей требует новых подходов и технологий.Информационно-коммуникативные технологии позволили нам вызвать интерес у детей, ...


 

Комментарии

БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

Статья хорошая. Возьму в свою методическую копилку. Большое спасибо.