«Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»
статья по логопедии на тему
«Использование сказкотерапии
в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»
Емельянова Е.В.
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 6»
Слайд 1
Слайд 2
В наше время встречается много детей с речевыми патологиями. Это наиболее распространенная категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среди различных аномалий развития. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Важным вопросом является создание различных эффективных методов коррекции. Это заставляет специалистов искать новые технологии, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Слайд 3.
В нашем ДОУ «Детский сад № 6» функционирует группа компенсирующей направленности. Характер речевых патологий у воспитанников сложный, имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушены речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Коррекция речевых нарушений осуществляется на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования может рассматриваться как одна из форм поддержки образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, сказкотерапия, как метод коррекции, опирающийся на возрастные ценности дошкольного детства, предоставляющий дошкольникам возможность самореализации и проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.
Слайд 5.
Прекрасным средством в развитии речи детей, их речевого общения является устное народное творчество, выраженное в малых формах фольклора: потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, игры, сказки. Произведения народного творчества в работе с детьми с недоразвитием речи следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.
Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Поэтому мы используем в логопедической работе с детьми логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи воспитанников. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Работа строится с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- учета структуры дефекта.
Технология логосказки планируется в разных образовательных областях:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, поэтому мы включаем в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена героев в сказки),
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Большинство конспектов логоритмических занятий построено на сказочном сюжете, с присутствием игровых приемов: психогимнастические этюды, ритмические упражнения, упражнения на релаксацию.
Мы берем сказку в помощники для развития общих речевых навыков, овладения детьми лексики и грамматики, активизации познавательных способностей, детей, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.
Слайд 9.
В группе и логопедическом кабинете создана развивающая предметно- пространственная среда, способствующая развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с русскими сказками, и помогающая правильно скорректировать работу специалиста и воспитателей. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудиосопровождением, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.
Слайд 10.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ispolzovanie_skazkoterapii.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование сказкотерапии
в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»
Емельянова Е.В.
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 6»
Слайд 1
Слайд 2
В наше время встречается много детей с речевыми патологиями. Это наиболее распространенная категория детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) среди различных аномалий развития. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Важным вопросом является создание различных эффективных методов коррекции. Это заставляет специалистов искать новые технологии, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Слайд 3.
В нашем ДОУ «Детский сад № 6» функционирует группа компенсирующей направленности. Характер речевых патологий у воспитанников сложный, имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушены речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Коррекция речевых нарушений осуществляется на индивидуальных, подгрупповых, групповых занятиях. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования может рассматриваться как одна из форм поддержки образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, сказкотерапия, как метод коррекции, опирающийся на возрастные ценности дошкольного детства, предоставляющий дошкольникам возможность самореализации и проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.
Слайд 5.
Прекрасным средством в развитии речи детей, их речевого общения является устное народное творчество, выраженное в малых формах фольклора: потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, игры, сказки. Произведения народного творчества в работе с детьми с недоразвитием речи следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.
Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Поэтому мы используем в логопедической работе с детьми логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи воспитанников. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Работа строится с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- учета структуры дефекта.
Технология логосказки планируется в разных образовательных областях:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, поэтому мы включаем в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена героев в сказки),
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Большинство конспектов логоритмических занятий построено на сказочном сюжете, с присутствием игровых приемов: психогимнастические этюды, ритмические упражнения, упражнения на релаксацию.
Мы берем сказку в помощники для развития общих речевых навыков, овладения детьми лексики и грамматики, активизации познавательных способностей, детей, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений.
Слайд 9.
В группе и логопедическом кабинете создана развивающая предметно- пространственная среда, способствующая развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с русскими сказками, и помогающая правильно скорректировать работу специалиста и воспитателей. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудиосопровождением, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.
Слайд 10.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекция тяжелых нарушений речи с использованием средств логоритмики""
В сообщении представлена краткая характеристика тяжелых нарушений речи, раскрыто понятие "Логопедическая ритмика", представлены основные её составляющие....
Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»
Презентация «Использование сказкотерапии в коррекции тяжелых нарушений речи дошкольников»...
Доклад "Коррекция тяжелых нарушений речи посредством современных логопедических технологий"
В выступлении раскрыты категории детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны традиционные и нетрадиционные коррекционно -развивающие образовательные технологии, используемые в коррекционной деятельност...
Коррекция тяжелого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение
В данном материале говорится о пользе вразительного чтения в развитии речи детей дошкольного возратса, о значимости фольклора, произведений устного народного творчества, приведено множетсво театрализо...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТФОЛИО В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми нарушениями речи у детей требует новых подходов и технологий.Информационно-коммуникативные технологии позволили нам вызвать интерес у детей, ...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...