Доклад "Коррекция тяжелых нарушений речи посредством современных логопедических технологий"
учебно-методический материал по логопедии
В выступлении раскрыты категории детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны традиционные и нетрадиционные коррекционно -развивающие образовательные технологии, используемые в коррекционной деятельности учителя -логопеда ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Коррекция тяжелых нарушений речи посредством современных логопедических технологий" | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Коррекция ТНР посредством современных логопедических технологий
СЛАЙД 1
Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях (ДОО) все активнее внедряется в практику. В группы дошкольной образовательной организации зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
СЛАЙД 2
Раскроем категорию детей с тяжелыми нарушениями речи.
Это одна из самых распространенных категорий детей, посещающих ДОО. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от причин их вызывающих. Самые тяжелые нарушения речи связаны с поломкой анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта. К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (особенно 1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т. д. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов.
Дизартрия. Это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, звукопроизношение и просодия. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия характеризуется поздним развитием речи. В дальнейшем речь плохо понятна для окружающих. Самая тяжелая дизартрия бывает у детей с детским церебральным параличом. При дизартрии нарушается и звукопроизношение и интонационно-выразительная сторона речи. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространенной в настоящее время является «стертая степень» дизартрии. Следует учитывать, что в физическом статусе этих детей отмечаются общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, в цианичности (посинении) языка, повышенной саливации (слюноотделении), которые ярко проявляются при речевой нагрузке, то есть чем больше ребенок говорит, тем ярче проявляются эти изменения.
Ребенок со стертой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно-выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Речь часто ускорена, а голос тихий. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребенок затрудняется в произнесении слов усложненной слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объема речевого материала. Поэтому дети не могут выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. У ребенка могут быть изолированно поставлены все звуки, но в речи ребенок по-прежнему их искажает. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.
Алалия моторная. Это полное отсутствие собственной речи или ее системное недоразвитие. У ребенка отсутствуют языковые средства общения с окружающими. Ребенок использует при общении мимику, выразительные жесты и крик. Это тяжелое речевое недоразвитие связано с поражением корковых моторных отделов мозга. При отсутствии собственной речи, ребенок понимает обращенную речь, выполняет инструкции, владеет предметной и игровой деятельностью. Если говорить о неречевой симптоматике моторной алалии, то следует отметить недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления).С возрастом в 3-5 лет появляется у «безречевого» ребенка речевой негативизм. Такой ребенок осознает свою речевую несостоятельность и уходит от общения, замыкается.
Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений. Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита.
Алалия сенсорная. Это полное отсутствие понимания обращенной окружающей речи или грубое ее нарушение. Возникает это тяжелое речевое недоразвитие вследствие поражения сенсорных зон коры мозга . Такой ребенок похож на глухого или умственно отсталого ребенка. Не понимая обращенную речь, и не обращая внимания на речь, ребенок может много говорить, но речь его состоит из бессмысленных звукосочетаний и даже словосочетаний. Ребенок с сенсорной алалией не реагирует на громкие звуки и громкую речь, но на тихие звуки и тихую речь может обращать внимание и прислушиваться.
Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.
Афазия
При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.
Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Бывают варианты, при которых нарушается речевая память, и ребенок забывает слова необходимые для выражения своей мысли. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.
Ринолалия (гнусавость) — это нарушение тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, Рубцовыми изменениями, парезами (частичными параличами) и параличами мягкого нёба).
Ринолалия по своим проявлениям отличается от других нарушений речи наличием измененного назализованного (носового) тембра голоса. Артикуляция звуков и голос существенно отличаются от нормы.
Самой сложной и тяжелой формой является «открытая» ринолалия, возникающая вследствие врожденного расщепления мягкого или твердого нёба. При этом дефекте отмечается позднее появление речи. Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива из-за носового оттенка. При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у]. При произнесении шипящих звуков [ш] и [ж] прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно. Речь ребенка с открытой формой ринолалии неразборчива, монотонна.
При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает, прежде всего, произношение звуков [м], [м'], [н], [н'].
Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов. Все это затрудняет развитие социализации и коммуникативных функций у ребенка с ринолалией.
Заикание
При заикании нарушается темпо-ритмическая организация речи вследствие судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут охватывать дыхательные мышцы и тогда выраженные сбои дыхания дают тяжелые запинки в речи. Судороги могут возникать в голосовом отделе и тогда голосовые складки не могут правильно работать. Если же судороги локализуются в ротовой полости, то страдает артикуляция звуков. В тяжелых случаях речь отсутствует из-за постоянных судорог. Заикание сопровождается нарушением эмоциональной сферы, некоторыми двигательными особенностями (сопутствующие движения), рядом психологических особенностей. Заикание рассматривается как прогрессирующее нарушение речи. Начинается заикание с повторов звуков или слогов, а потом постепенно перерастает в более тяжелое заикание. Более тяжелое заикание возникает, когда появляются судороги тонического характера. Тогда в словах появляются непроизвольные паузы, остановки, сопровождающиеся и остановками в дыхании.
СЛАЙД3
Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные и нетрадиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии.
Образовательная технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Традиционные логопедические технологии:
- Технология логопедического обследования.
- Технология коррекции звукопроизношения.
- Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технология развития интонационной стороны речи.
- Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
- Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
- Технология логопедического массажа
СЛАЙД 4 Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Так, в нашем ДОУ активно используются новые современные инновационные образовательные, логопедические технологии:
- игровые технологии в логопедической коррекции (использование игрушки, игровая форма занятия, различные игры – дидактические, настольно – печатные);
СЛАЙД 5
- арт-педагогические технологии (арт – терапевтические – рисование, лепка, коллаж, аппликация; сказкотерапия, музыкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, игротерапия, песочная терапия, ароматерапия);
СЛАЙД 6
- технологии коррекции психомоторного развития ( дыхательные упражнения, движения пальцев, кинезиологические упр – я, массаж биологически активных зон, самомассаж и др.);
СЛАД 7
- технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики ( логоритмика, фонет. ритмика – воспроизведение звуков, сочетаний, реч. материала в заданном темпе);
СЛАЙД 8
- информационно-коммуникационные технологии;
СЛАЙД 9
здоровьесберегающие технологии (артикуляционная, пальчиковая гимнастики, дыхательная гимнастика и гимнастика Стрельниковой, искусственная гипо- и гипертермия (игры со льдом) гимнастика для глаз, массаж разного вида, Су –джок, физпаузы, занятия физкультурой, занятия в бассейне).
СЛАЙД 10
В последнее время все чаще используются такие инновационные развивающие технологии как:
«Дидактический синквейн»- один из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющий быстро получить результат. Работа ведется над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пяти строчная строфа стихотворения.
«Инверсия» или сделать наоборот. Изменить свойство, действие, закон на противоположный (Золушка злая, а мачеха добрая)
Методы креативного речевого моделирования «Мозговой штурм», предложенный еще А. Осборном (США) в 1940 г. Это коллективный метод поиска новых идей. «Корабельный совет» - предлагается максимально использовать опыт, знания, фантазию всех детей. Метод «Хорошо – плохо» - развивает умение видеть во всем хорошие и плохие стороны и др. Более подробно об этих и других технологиях вы можете узнать, прочтя книгу Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
Педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств коррекции, обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.
В конечном итоге, пройдя проверку временем, в практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Шаги в мир радости, добра и красоты» - развитие речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, посредством художественного творчества.
Статья опубликована в 2016 году Материалы Регионального семинара "Красота,радость, творчество"...
Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.
АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....
Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм.
Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм....
ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ СТОРОН РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «LOGO 7»
В статье рассмотрены актуальные проблемы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Раскрывается роль использования сенсорного логопедического комплекса LOGO 7 в преодолении нарушени...
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...