Статья "Развитие речи у дошкольников"
статья по развитию речи (младшая группа)

В этой статье даны рекомендации для родителей по развитию речевой активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Развитие речи у дошкольников.

 

Мледенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речью. При этом большую роль играет языко-речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Моторика – это не пустые слова! Давно доказано, что нервные окончания на кончиках пальцев у деток «связаны» с частью мозга, отвечающей за развитие речи. Именно пальчиками малыши познают мир.

Раннее творчество для развития логики и моторики. Творчество – это не только рисование и лепка! «Творить» можно из всех подручных предметов. Именно творчество воспитывает в малыше логику, креативность, усидчивость. И родителям важно с раннего детства заинтересовать ребенка, научить фантазировать и играть!

1.       Красим. Маленький ребенок не может держать в ручке карандаш, поэтому начинайте занятия с пальчиковых красок или рисования кисточками. Нарисуйте на листе бумаги лягушку,  грибок, тучку, цветочек, вырежьте их и приступайте к раскрашиванию. Старайтесь объяснить, что такое границы и что за их пределы не нужно «выезжать».

2.       Клеим. Из цветной бумаги вырезайте довольно крупные фигурки. Пусть это будут грибки – шляпка и ножка. Вам понадобится кисточка и клей ПВА. Пусть карапуз мажет грибок, кладет на листик и прихлопывает. Если в начале у него не получается, помогите малышу. После того, как шапки мухомора приклеены к листу, возьмите палочку для ушей и, макая ее в белую краску, поставьте «пятнышки». Позже можно вместе сделать вазу с цветами, дерево с яблоками, барашка с грудкой из ваты, настоящую ракету и т.п.

3.       Рисуйте пластилином! Вы думаете из пластилина можно только лепить? Зря! Ним можно рисовать такую красоту! Вам понадобится плотная бумага или картон. Сегодня мы рисуем цветы. Лепите из пластилина небольшие шарики, кладите на лист, а малыш пусть нажимает на них пальчиком (большим или указательным). Так получатся лепестки и серединка нашего цветка. Точно так можно нарисовать солнышко, только шарики теперь нужно «растягивать» пальчиком. Осенью нарисуйте рябину, зимой – шарики на ёлке, летом – цветы.

4.       Работа с тестом и крупой. Рисовать можно не только пластилином, но и тестом. Пусть кроха слепит из мягкого теста (рецепт выше) большой шарик, затем приплюснет его и сделает из пяти таких «лепестков» цветок. Пока тесто не успело подсохнуть, пусть малыш раскрасит цветок пальчиковыми красками или с помощью кисточки (по возрасту).  Сделайте аппликацию – домик, а вокруг нарисуйте клеем деревья и сугробы. Пусть кроха «засыпает» их снегом из манки. Затем встряхните листок – вот какая красивая картинка получилась! Вместо крупы можно на предварительно нарисованную картинку насыпать разноцветную мишуру. Кстати, в продаже есть целые наборы для творчества с использованием разноцветного песка!

5.       Вырезание. Купите фигурные ножницы и вырезайте. Не обязательно какую-то картинку. Пусть это будут просто полоски или кружок. Потом его можно покрасить. Хорошо, если ножницы будут с разными «узорами» - так веселей!

Я каждый месяц покупаю детский журнал, в котором и сказки есть, и наклейки, и задачки для карапузов и творческие задания. В таких изданиях есть масса идей, которые так просто воплотить в жизнь! Главное захотеть и не лениться выделять 10-15 минут в день для развития мелкой моторики и раннего творчества.

Итак, если даже речь вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев - это потребует всего несколько минут вашего времени в день, и эти минуты окупятся сторицею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."

Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи

                                      Связная речь. 1.Игра для уточнения формы родительного п...

«Способы формирования предпосылок связной речи у дошкольников, с помощью: воспитания звуковой культуры речи; осознание грамматического строя речи; расширение словарного запаса»

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...