"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."
статья по коррекционной педагогике на тему

Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy_rechi.odt22.17 КБ

Предварительный просмотр:

   Работа над морфологической  системой грамматического   строя речи  у дошкольников с ОНР.

    Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

     Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя речи.

    Морфологическая система — это умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

    При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Для усвоения морфологической системой языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность. Ребенку нужно научиться сапоставлять слова по значению и звучанию, найти их различие, осознавать изменения в значении, сравнивать перемены в звучании с переменами его значения, выделять элементы, которые изменяют значение, установить взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов.

Прим. Ложка — значение единственности

            Ложки — значение множественности

             Ложкой — значение орудийности

    Формирование морфологической системы языка близко связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

Работа по формированию словообразования у дошкольников с ОНР предполагает 3 этапа логопедической работы:

 1этап.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

а) Образование притяжательных прилагательных с суффиксами -ин, -ов.

Д.и. «Назови листья» (Лист дуба — дубовый и т.п.)

 СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.  

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -к. -ик, -чик.

Д.и. «Назови ласково» (Стол — столик).

ГЛАГОЛЫ.

Дифференциация глаголов а) совершенного вида и несовершенного вида.

                                               б) возвратных и невозвратных глаголов.  

Д.и. «Чем отличаются слова?» (Показать: кто... умывает — умывается; кто... одевает — одевается)

2 этап.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Образование а) уменьшительно — ласкательных существительных с суффиксами -оньк, -еньк, -ышек, -ышк.

                       б) существительные с суффиксом -ниц (сахарница)

                       в) существительные с суффиксами -инк, -ин(пылинка, виноградина)

Д.и. «Что для чего?» (сахар — в сарнице)

Д.и. «Кто у  кого?» (У лисы — лисенок).

ГЛАГЛЫ.

а) Глаголы с приставками -в-,-вы-, -на-.

Д.и. «Добавь слово.» (В клетку ...влетает, из клетки...вылетает)

б) Глаголы пространственного значения с приставкой -при-.  

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Образование а) притяжательных прилагательны с суффиком -и без чередования.

(лисий)          б) относительных прилагательных с суффиксами -н, -ив,-чив,-лив.

3 этап.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Образование названий профессий.

Д.и. «Как назвать того кто...» (Как назвать того кто играет на рояле? Пианист)

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и с чередованием (волчий)

                       б)относительные прилагательные с суффиксами -ан, -ян, енн.

                       в) качественные прилагательные с суффиксами -оват, -еньк.

Д.и. «Что из чего сделано?» (Стакан из стекла — стеклянный).

3 этапа логопедической работы в формирование словоизменения у дошкольников с ОНР.

1 этап. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа.

Отработка беспредложных конструкций единственного числа.

Д.и. «Что в магазине?» (У меня яблоко, а в магазине? яблоки)

Д.и. «Угадай, кому нужны эти предметы.» (Указка кому? Учителю.) Закрепление форм дательного падежа.

Д.и. «Кто чем управляет?» Закрепление форм творительного падежа.

ГЛАГОЛЫ.

Согласование существительных и глаголов в настоящем времени 3-го лица в числе.

2 этап.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.

Закрепление беспредложных форм множественного числа.

Д.и. «Что с чем?» Закрепление форм творительного падежа с предлогами.

(Полка с чем? С книгами. Тарелка с чем? С яблоками.)

ГЛАГОЛЫ.

Дифференциация глаголов 1.2,3 лица настоящего времени.

Согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице, числе, роде.

Д.и. «Умная стела». Закрепление согласования глагола и существительного в числе. Стрелка показывает на картинку. Дети придумывают предложение:Дети строят башню. И т.п.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.

3 этап. Закрепление более сложных по сематике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.

Согласование числительных с существительным.

Д.и. «Посчетаем до 5».  «Посчетаем по порядку».

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Д.и. «С чем корзинка, ящик?» закрепление форм творительного падежа с предлогом. (Куда мы положим фрукты? В корзинку. Куда мы положим овощи? В ящик. Рома, у тебя с чем ящик? У меня ящик с капустой. Наташа, у тебя с чем корзинка? У меня корзинка с грушами.)

Формирование словоизменения закрепяется сначала в словосочетаниях,

затем в предложениях и в связной речи.

     В настоящее время существует несколько авторских систем коррекционного воздействия на детей с ОНР (авторы: Т.А. Ткаченко, Н.М. Капкова, Н.В. Серебрякова, Т.Б.Филичива и Т.В.Чиркина, Т.Б.Филичива и Т.В.Туманова, В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко, Н.С.Жукова, С.Н.Шаховская, Л.Н.Ефименкова, К.Д.Худенко). Каждая из них по своему подходит к решению проблеммы коррекции обучения и воспитания детей с ОНР, но цели и задачи у всех едины.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...

Методическая разработка: ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...