"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."
статья по коррекционной педагогике на тему
Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskiy_stroy_rechi.odt | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя речи.
Морфологическая система — это умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Для усвоения морфологической системой языка необходима многообразная интеллектуальная деятельность. Ребенку нужно научиться сапоставлять слова по значению и звучанию, найти их различие, осознавать изменения в значении, сравнивать перемены в звучании с переменами его значения, выделять элементы, которые изменяют значение, установить взаимосвязь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов.
Прим. Ложка — значение единственности
Ложки — значение множественности
Ложкой — значение орудийности
Формирование морфологической системы языка близко связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.
Работа по формированию словообразования у дошкольников с ОНР предполагает 3 этапа логопедической работы:
1этап.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
а) Образование притяжательных прилагательных с суффиксами -ин, -ов.
Д.и. «Назови листья» (Лист дуба — дубовый и т.п.)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -к. -ик, -чик.
Д.и. «Назови ласково» (Стол — столик).
ГЛАГОЛЫ.
Дифференциация глаголов а) совершенного вида и несовершенного вида.
б) возвратных и невозвратных глаголов.
Д.и. «Чем отличаются слова?» (Показать: кто... умывает — умывается; кто... одевает — одевается)
2 этап.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Образование а) уменьшительно — ласкательных существительных с суффиксами -оньк, -еньк, -ышек, -ышк.
б) существительные с суффиксом -ниц (сахарница)
в) существительные с суффиксами -инк, -ин(пылинка, виноградина)
Д.и. «Что для чего?» (сахар — в сарнице)
Д.и. «Кто у кого?» (У лисы — лисенок).
ГЛАГЛЫ.
а) Глаголы с приставками -в-,-вы-, -на-.
Д.и. «Добавь слово.» (В клетку ...влетает, из клетки...вылетает)
б) Глаголы пространственного значения с приставкой -при-.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Образование а) притяжательных прилагательны с суффиком -и без чередования.
(лисий) б) относительных прилагательных с суффиксами -н, -ив,-чив,-лив.
3 этап.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Образование названий профессий.
Д.и. «Как назвать того кто...» (Как назвать того кто играет на рояле? Пианист)
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
Образование а) притяжательных прилагательных с суффиксом -и с чередованием (волчий)
б)относительные прилагательные с суффиксами -ан, -ян, енн.
в) качественные прилагательные с суффиксами -оват, -еньк.
Д.и. «Что из чего сделано?» (Стакан из стекла — стеклянный).
3 этапа логопедической работы в формирование словоизменения у дошкольников с ОНР.
1 этап. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа.
Отработка беспредложных конструкций единственного числа.
Д.и. «Что в магазине?» (У меня яблоко, а в магазине? яблоки)
Д.и. «Угадай, кому нужны эти предметы.» (Указка кому? Учителю.) Закрепление форм дательного падежа.
Д.и. «Кто чем управляет?» Закрепление форм творительного падежа.
ГЛАГОЛЫ.
Согласование существительных и глаголов в настоящем времени 3-го лица в числе.
2 этап.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.
Закрепление беспредложных форм множественного числа.
Д.и. «Что с чем?» Закрепление форм творительного падежа с предлогами.
(Полка с чем? С книгами. Тарелка с чем? С яблоками.)
ГЛАГОЛЫ.
Дифференциация глаголов 1.2,3 лица настоящего времени.
Согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице, числе, роде.
Д.и. «Умная стела». Закрепление согласования глагола и существительного в числе. Стрелка показывает на картинку. Дети придумывают предложение:Дети строят башню. И т.п.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа.
3 этап. Закрепление более сложных по сематике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Согласование числительных с существительным.
Д.и. «Посчетаем до 5». «Посчетаем по порядку».
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Д.и. «С чем корзинка, ящик?» закрепление форм творительного падежа с предлогом. (Куда мы положим фрукты? В корзинку. Куда мы положим овощи? В ящик. Рома, у тебя с чем ящик? У меня ящик с капустой. Наташа, у тебя с чем корзинка? У меня корзинка с грушами.)
Формирование словоизменения закрепяется сначала в словосочетаниях,
затем в предложениях и в связной речи.
В настоящее время существует несколько авторских систем коррекционного воздействия на детей с ОНР (авторы: Т.А. Ткаченко, Н.М. Капкова, Н.В. Серебрякова, Т.Б.Филичива и Т.В.Чиркина, Т.Б.Филичива и Т.В.Туманова, В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко, Н.С.Жукова, С.Н.Шаховская, Л.Н.Ефименкова, К.Д.Худенко). Каждая из них по своему подходит к решению проблеммы коррекции обучения и воспитания детей с ОНР, но цели и задачи у всех едины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...
Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...
Реферат по теме: «Формирование пространственного восприятия как психологической базы для усвоения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ОНР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей структурно...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...
Методическая разработка:ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...
Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия ребенка...