«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».
материал по развитию речи (старшая группа)

Ералиева Динара Наилевна

«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo2.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Районное – методическое объединение воспитателей на тему:

«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети старшей группы детского сада (5–6 лет) при нормальном речевом развитии должны уметь следующее:

- употреблять сложные предложения разных видов,

- при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью,

- самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по серии картинок,

- без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения,

- подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением,

- употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

Вместе с тем у многих детей этого возраста отмечается специфическое своеобразие связной речи. У детей преобладает простое предложение, не распространенное, с не сформированным грамматическим строем.

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики развития связной речи с использованием зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых дети могут составить схемы предложения и план рассказа). Связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем.

В данном пособии к любой из 12 сюжетных картинок прилагаются тексты, вопросы и картинно-графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.

В картинно-графических схемах используются следующие обозначения (Слайд).

Вариант 1. Составление рассказа.

1. Предложить детям рассмотреть картинку.

2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответ с использованием схемы каждого предложения.

  • 1.Какое время года наступило?
  • 2. Что делают Таня и Ваня?
  • 3. На чем катается Толя?
  • 4. На чем катается Аня?
  • 5. На чем катается Петя?
  • 6. На чем катается Вася?
  • 7. Во что играют Маша и Миша
  • 8. Чему радуются дети?

3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, привлекая внимание детей.

(помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!).

  • 1. Наступила зима.
  • 2. Дети (Таня и Ваня) лепят снеговика.
  • 3. Толя катается на лыжах.
  • 4. Аня катается на коньках.
  • 5. Петя катается на санках.
  • 6. Вася катается на ледянке.
  • 7. Маша и Миша играют в снежки.
  • 8. Дети радуются зиме.

4. Предложить двум-трем детям составить рассказ.

Вариант 2. Пересказ.

  1. Предложить детям рассмотреть картинку.
  2. Прочитать текст, прилагаемый к картинке, привлекая внимание детей к каждой схеме предложения, к каждому символу.

  У Кати был пушистый коричневый мишка.

       Катя сшила мишке желтую рубашку с красными горошками.

       Катя сошьет мишке синие шорты.

       Мишка будет очень нарядный.

  1. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответ с использованием схемы данного предложения.

     1. Какой Мишка был у Кати?

2. Какую рубашку сшила Катя мишке?

3. Какие шорты сошьет Катя мишке?

4. Какой будет мишка?

  1. Попросить детей еще раз послушать рассказ, необходимо рассказать четко по схеме.
  2. Предложить двум – трем детям пересказать рассказ.

Благодаря данной методике дети смогут адекватно употреблять различные виды предложений, пересказывать тексты и составлять рассказы с опорой на картинно-графические планы, вопросы и самостоятельно. Ребенку легче будет усвоить такие понятия как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», выделить предлоги и понять значение каждого из них.

Активное использование данных символах и схем позволяет легче добиться положительных результатов в коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения....

Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».

Исследование эффективности применения методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» в группе компенсирующей напра...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

« Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (по Савенкову А.И.)

Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления  фактов. (Научный метод изучения чего- либо)...

«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...