«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».
материал по развитию речи (старшая группа)
«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo2.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное – методическое объединение воспитателей на тему:
«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».
Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети старшей группы детского сада (5–6 лет) при нормальном речевом развитии должны уметь следующее:
- употреблять сложные предложения разных видов,
- при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью,
- самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по серии картинок,
- без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения,
- подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением,
- употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.
Вместе с тем у многих детей этого возраста отмечается специфическое своеобразие связной речи. У детей преобладает простое предложение, не распространенное, с не сформированным грамматическим строем.
Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики развития связной речи с использованием зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых дети могут составить схемы предложения и план рассказа). Связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем.
В данном пособии к любой из 12 сюжетных картинок прилагаются тексты, вопросы и картинно-графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.
В картинно-графических схемах используются следующие обозначения (Слайд).
Вариант 1. Составление рассказа.
1. Предложить детям рассмотреть картинку.
2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответ с использованием схемы каждого предложения.
- 1.Какое время года наступило?
- 2. Что делают Таня и Ваня?
- 3. На чем катается Толя?
- 4. На чем катается Аня?
- 5. На чем катается Петя?
- 6. На чем катается Вася?
- 7. Во что играют Маша и Миша
- 8. Чему радуются дети?
3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, привлекая внимание детей.
(помнить, что каждому слову соответствует определенный символ!).
- 1. Наступила зима.
- 2. Дети (Таня и Ваня) лепят снеговика.
- 3. Толя катается на лыжах.
- 4. Аня катается на коньках.
- 5. Петя катается на санках.
- 6. Вася катается на ледянке.
- 7. Маша и Миша играют в снежки.
- 8. Дети радуются зиме.
4. Предложить двум-трем детям составить рассказ.
Вариант 2. Пересказ.
- Предложить детям рассмотреть картинку.
- Прочитать текст, прилагаемый к картинке, привлекая внимание детей к каждой схеме предложения, к каждому символу.
У Кати был пушистый коричневый мишка.
Катя сшила мишке желтую рубашку с красными горошками.
Катя сошьет мишке синие шорты.
Мишка будет очень нарядный.
- Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответ с использованием схемы данного предложения.
1. Какой Мишка был у Кати?
2. Какую рубашку сшила Катя мишке?
3. Какие шорты сошьет Катя мишке?
4. Какой будет мишка?
- Попросить детей еще раз послушать рассказ, необходимо рассказать четко по схеме.
- Предложить двум – трем детям пересказать рассказ.
Благодаря данной методике дети смогут адекватно употреблять различные виды предложений, пересказывать тексты и составлять рассказы с опорой на картинно-графические планы, вопросы и самостоятельно. Ребенку легче будет усвоить такие понятия как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», выделить предлоги и понять значение каждого из них.
Активное использование данных символах и схем позволяет легче добиться положительных результатов в коррекционной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения....
Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».
Исследование эффективности применения методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» в группе компенсирующей напра...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
« Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (по Савенкову А.И.)
Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. (Научный метод изучения чего- либо)...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции. г. Новосибирск. 2015г....
«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приёмов ТРИЗ - педагогики у детей старшего дошкольного возраста». "История о настольной лампе"
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего лошкольного возраста с нарушениями речи с использованием системного оператора ТРИЗ -ОТСМ-РТВ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...