Картотека игр "Развитие общих речевых навыков"
картотека по развитию речи
Развитие общих речевых навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_razvitie_obshchih_rechevyh_navykov.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
«Развитие общих речевых навыков»
«Осенние листочки»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.
Ход: педагог с детьми рассматривает листочки, называют, определяют цвет.
Дети стоят напротив листочков.
Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз).
«Узнай овощ»
Цель: развитие глубокого вдоха.
Оборудование: блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом.
Ход: дети под руководством взрослого рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем ребёнок с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.
«Эхо»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания
Ход: Логопед показывает картинку: дети в лесу кричат «АУ!». Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).
«Ветерок»
Цель: Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
Ход: Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у» (тихо)
Листочки (пальчики) едва шевелятся.
Подул сильный ветер; «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)
Заблудились мы в лесу, ,
закричали мы «Ау!» (Сначала громко, потом тихо).
Осенние листочки на веточках висят,
осенние листочки с нами говорят; «А-o-у-и»
«Найди грибочек»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
Ход: На уровне рта ребенка находится картинка с изображением гриба, прикрытая сухим разноцветным осенним листочком. Рассматриваются разноцветные листья деревьев, называют их, определяют цвет.
Дети стоят напротив листочков. Медленно набирают воздух через нос. Следим, чтобы не поднимали плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. Обращаем внимание детей, какой грибок нарисован на картинке.
«Запомни слова»
Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти.
Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.
Например:
сова, снегирь, синица, клёст...
ласточка, чиж, скворец, соловей...
«Укололи пальчик»
Цель: развитие дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции.
Ход: подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!»
«Уй-уй-уй, ты на пальчик подуй!».
“ Журавли учатся летать”
Цель: Воспитание правильного физиологического дыхания,
развитие координации движений
Ход: Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук - выдох.
Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход: птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).
«Эти разные звери»
Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса.
«Ежики принюхиваются»
Ход: дети выполняют характерные движения губами. Ежик пыхтит: «Пых – пых – пых».
«Волк воет»
Ход: Логопед предлагает детям произносить громко и тихо звук: у – у - у – у. (Воет волк в глухом лесу)
«Разговор Лисы и Зайца»
Ход: Логопед предлагает детям повторить фразы:
«Су – зу - су - зу, зу – су – зу – су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За –са –за – са, ты не съешь меня, Лиса?»
«Снежинки»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке снежинки из тонкой бумаги
Ход: педагог с детьми рассматривает снежинки, отмечают, какие они красивые.
Дети стоят напротив снежинок.
Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на снежинки». (Повторяем 3-5 раз).
«Речевая зарядка»
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.
Ход: Проговаривание загадки и чистоговорки.
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
-Пейте чай, вода вскипела!
(Самовар)
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос
Мне Валерка тарелку
На подносе принес.
«Звукоподражание животным»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Изменение голоса по силе и высоте.
Ход: Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)
Теленок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-¬мяу». (Громко, низким голосом.)
Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)
Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли¬мля», «Мяу-мяу¬-мяу», «Пли-пля¬пле».
Птичьи голоса.
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.
Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса.
Курица: «Ко-ко-ко-ко».
Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи».
Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах».
Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»
«Машины»
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса
Прокололась шина у машины.
Произнесение звука ш-ш-ш.
Машины едут по мокрой мостовой.
Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
«Насос»
Произнесение звука с-с-с-с.
«Гудит поезд»
Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
«Сигналит машина»
Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
«Взлёт ракеты»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят звук «у».
Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем
замолкают.
Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"
Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....
Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "
Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
Картотека игр на развитие общих речевых навыков.
Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
Картотека игр на развитие общих речевых навыков...