Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Повторение (называние) признаков зимы, родственных слов к слову зима, примет зимы в природе и жизни людей.
Рассматривание сюжетных картинок-фрагментов к сюжетной картине «Зимние развлечения».
Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» и ее фрагментам.
Рассказы-миниатюры детей о своих зимних забавах из личного опыта.
Игра «Скажи иначе» - выделение синонимов из контекста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
беседа по сюжетной картине зимние забавы | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: упражнение в диалогической речи – постановка вопросов к фрагментам картины, составление рассказов-миниатюр.
Задачи:
Образовательные: составлять небольшие рассказы по представлениям детей по мотивам сюжетной картины. Различение и закрепление употребления глаголов надеть-одеть, надевать-одевать. Подбор синонимов к глаголу надеть.
Развивающие: развивать способность придумывать события предшествующие и последующие.
Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к зимним прогулкам, здоровому образу жизни.
Предварительная работа: Наблюдение примет зимы в природе.
Упражнение в образовании и подборе родственных слов к слову «зима».
Зимние развлечения с воспитателем и инструктором по физкультуре во время прогулок и тематических мероприятиях.
Оборудование: сюжетная картина «Зимние развлечения»; отдельные картинки с фрагментами картины; мяч.
Ход занятия:
- Повторение (называние) признаков зимы, родственных слов к слову зима, примет зимы в природе и жизни людей.
Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года сейчас? (Зима).
Воспитатель: Почему вы решили, что сейчас зима? (На улице холодно. На земле лежит снег. Пасмурно, но бывают и солнечные дни. Идет снег. День короткий, а ночь длинная.)
Воспитатель: Какие народные приметы зимы вы знаете? (Теплая зима – к холодному лету. Сухая и холодная зима – к сухому и жаркому лету. В мороз на льду выступает вода – скоро наступит оттепель. Если вороны раскаркались всей стаей – к морозу, сидят на земле – к оттепели, устроились на нижних ветвях деревьев – жди ветра.
2. Рассматривание сюжетных картинок-фрагментов к сюжетной картине «Зимние развлечения».
Воспитатель: Ребята, рассмотрите эти картинки. Что на них нарисовано? Милана, что нарисовано на первой картинке? (На первой картинке нарисовано, как мальчик едет на лыжах.)
Воспитатель: Артем, что нарисовано на второй картинке? (Дети делают снеговика. Мальчик катает снежный ком, он хочет построить снежную крепость.)
Воспитатель: Варя, что делают дети на третей картинке? (Мальчики играют в снежки.)
Воспитатель: Алеша, что нарисовано на четвертой картинке? (Дети катаются с горки на санках и лыжах.)
Воспитатель: Ева, что делает девочка на пятой картинке? (Девочка катается на коньках.)
3. Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» и ее фрагментам.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим теперь картину целиком. Что мы на ней видим? (Мальчик катается на лыжах. Дети лепят снеговика. Дети катаются на лыжах и санках с горки. Девочка катается на коньках. Мальчики играют в снежки).
Воспитатель: Почему вы решили, что здесь нарисована зима? (На земле лежит белый снег. Дети одеты в теплую одежду. На деревьях нет листьев, лежит белый снег. Пруд покрыт льдом. Дети играют в зимние игры.)
Воспитатель: Давайте придумаем название к нашей картине. (Зимний день. Зимние забавы. Хороший зимний день. Выходные зимой.)
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Сурикова И.З.
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Воспитатель: А вот стихотворение Саши Черного
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
Раз-два! Вот и поскользнулся...
Раз и два! Чуть не кувыркнулся...
Раз-два! Крепче на носках!
Захрустел, закрякал лед,
Ветер дует справа.
Елки-волки! Полный ход -
Из пруда в канаву...
Раз-два! По скользкой дорожке...
Раз и два! Веселые ножки...
Раз-два! Вперед и вперед...
Воспитатель: А теперь давайте попробуем придумать вопросы к этой картине.
(Постановка детьми вопросов к картине и отдельным фрагментам с помощью воспитателя, при необходимости).
(Как мы назвали картину? Что делают дети на картине? Кто катается на санках с горки? Кто лепит снеговика? Сколько ребят играет в снежки? Кто катает снежный ком? Какой ком слепил мальчик? Что делает девочка в зеленом свитере? И т.д.)
4. Рассказы-миниатюры детей о своих зимних забавах из личного опыта.
Воспитатель: Какие зимние забавы вы знаете? (Кататься на коньках, лыжах. Играть в снежки. Строить снежную крепость. Кататься на санках с горки.)
Воспитатель: Каждый назовите свое любимое зимнее развлечение. (Играть в снежки. Делать снеговика. Кататься с горки. Кататься на лыжах.)
Воспитатель: Где это проходило? Дома или за городом? (На даче. За городом. В парке рядом с домом.)
Воспитатель: Кто был вместе с вами? (Я гулял с мамой и папой. На лыжах я каталя вместе с дедушкой. С горки на санках я катался вместе с братом.)
Воспитатель: Вам было весело или грустно кататься с горки, на лыжах, на коньках? (Весело.)
Примерный рассказ-миниатюра ребенка:
Мое любимое зимнее развлечение – это кататься на ватрушки с горки. Мы ходим с папой и мамой в Юсуповский парк, где есть снежная горка. Это очень весело кататься с горки. Когда мчишься с горы, то ветер обдувает лицо и снежинки летят из-под ватрушки. Мне нравиться, что мы все вместе гуляем с папой и мамой. Им тоже нравится кататься на ватрушки.
5. Игра «Скажи иначе» - выделение синонимов из контекста.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ внимательно. В конце вы мне должны будете назвать слова похожие по смыслу, но звучащие по разному.
Воспитатель: Снегурочка проснулась, встала с постели, натянула колготки и теплый свитер, накинула на плечи нарядную шубку, поглубже нахлобучила на лоб меховую шапочку и выбежала на крыльцо.
Увидев Снегурочку в окно, Гномик быстро нацепил брюки и пиджачок, напялил на голову красный колпачок, набросил на плечи вязанную курточку и выскочил навстречу Снегурочки. (Натянула, накинула, нахлобучила, нацепил, напялил, набросил.)
Воспитатель: К какому слову относятся все эти слова? (Надел).
Воспитатель: Правильно, дети. Это слова синонимы.
6. Игра в мяч – называние зимней одежды.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Вставайте в круг.
(Дети встают вкруг, воспитатель посередине.)
Воспитатель: Я буду бросать вам мяч по очереди, у кого мячик окажется в руках должен будет назвать любой вид зимней одежды. (Куртка, шуба, сапоги, шапка, шарф и т.д.)
7. Итог. Ответы детей на вопрос, что надели дети для участия в зимних забавах.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами оденем на улицу, для зимней прогулки? (Мы оденем на улицу комбинезон, теплую куртку, теплые брюки, кофту, шапку, шарф.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо занимались. Мы много вспомнили о зимних развлечениях. А на следующем занятии по рисованию каждый из вас нарисует то, чем он любит заниматься зимой на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование сюжетно-ролевой игры " Ателье" с детьми старшего дошкольного возраста
Уточнить и расширить знания детей о профессиях закройщика, швеи. Расширять представление об окружающем....
«Проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» с детьми старшего дошкольного возраста»
1) расширение представлений об окружающем 2) формирование игровой деятельности3) формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения)....
Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» с детьми старшего дошкольного возраста
Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач....
«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми старшего дошкольного возраста»
Задачи руководства:- закреплять представления детей о работниках библиотеки;- совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии...
Интегрированный цикл бесед «Виды и жанры изобразительного искусства» с детьми старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: для дошкольников.Возраст: старшая группа 5-6 лет.Разделы: Художественно – эстетическое развитие,Социально – коммуникативное развитие,Познавательное развитие,Речевое разв...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры "Спасатели" с детьми старшего дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности ребёнка в возрасте 3 - 7 лет. Умение методически грамотно подготовить, организовать и провести сюжетно - ролевую игру формируется у педагога, прилагающего...
Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста
конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине "зимние забавы"...