Формирование слоговой структуры у детей с ОНР
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

  Пустобрикова   Светлана  Владимировна

Усвоение слоговой структурой слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего  успешного обучения ребенка в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Выполнила: учитель высшей категории МБДОУ№ 97, г. Владикавказа  Шахова С.В.

Формирование нарушения слоговой структуры слов с общим недоразвитием речи является одной из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми имеющих общее недоразвитие речи. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии  становление и функционировании всех компонентов языковой системы- фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием как слоговая структура слова.

Показатели  слоговой структуры слова у детей с ОНР, на разных уровнях развития речи:

1-й  уровень - отсутствие слов - активная  речь состоит из отдельных аморфных слов корней (ав- собака, би-би –машина);  

2-й   уровень воспроизведение - односложных и двусложных слов

- затруднение в произношение одно- и двусложных слов со стечением согласных в слоге;

- полное или частичное отсутствие  способности к словоизменению;

3-й  уровень способность пользоваться словами сложной слоговой структуры ,

- перестановка звуков и слогов;

 - смешение звуков близких  по звучанию.

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, семантической недостаточности, слухового восприятия, мотивационной сферы ребенка, артикуляционных возможностей ритмической и динамической организации движений, оптико-пространственной ориентации, способность к серийно-последовательной обработке информации.

А.К. Маркова определяет слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется: ударностью, количеством слогов, линейной последовательностью, моделью самого слога. Диапазон нарушений вирируется от незначительных  трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.

Типы нарушений слоговой структуры слова (А.К. Маркова):

- искажение структуры отдельного слога;

- нарушение последовательности слогов в слове;

- нарушение количества слогов;

- инертное застревание на каком – либо слоге – персеверации;

- уподобление одного слога другому;

- антиципации (замена предшествующих звуков последующим);

- контаминация (смешение слов).

 Перестановка слогов, добавление слогов связано с первичным недоразвитием слухового восприятия.  Сокращение слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных связано с преимущественным нарушением артикуляционной сферы.

А.К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов, типы слов:

1 класс – двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3 класс – односложные слова (дом, мак).

4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).

5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).

7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Многочисленные методики: С.Е. Большакова  «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей»; Н.В. Курдвановская,  Л.С. Ванюкова   «Формирование слоговой структуры слова»; З.Е. Агранович  «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»; Н.С. Четверушкина  «Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»; Т.А. Ткаченко  «Коррекция нарушений слоговой структуры слова»; А.К. Маркова  «Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией»; Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи»,  способствуют уточнению и конкретизации предпосылок, определяющих формирование нарушений и коррекцию слоговой структуры слова.

В своем учебно-методическом пособии  Т.А. Ткаченко  «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» автор предлагает основные принципы и этапы,  коррекции нарушения  слоговой структуры слова (ССС).

Основные принципы коррекции ССС:

- Непременным условием для начала работы по коррекции ССС является наличие фонетико-фонематическом базы;

- В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно  произносимые звуки;

- По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушения ССС расширяется и звуковая палитра  используемых слов;

- На этапе формирования ССС весь речевой материал  ребенок проговаривает отраженно вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения ССС окончательно автоматизируются в самостоятельной речи;

- При формировании ССС в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков;

- В случае возникновения у ребенка затруднений ССС произносится медленно, раздельно по слогам,  при одновременном отхлопывании его слогового контура;

- Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки ССС параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается  в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

Этапы коррекции ССС:

- Подготовительный (создание фонетико-фонематической базы);

- Этап формирования слоговой структуры слова (состоящий из 3-х ступеней);

- Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание скороговорок, стихов, рассказов с правильно произносимыми звуками);

- Заключительный этап (использование навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).

На подготовительном этапе, работа проводится по следующим направлениям:

1.  Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п.

 2. Фонематическая база - способность к воспроизведению:

        - сочетание гласных звуков (АУИ); - слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ); - слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (ТА-ТЯ); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА); - слов близких по составу (БОК-БАК-БЫК).

На этапе формирования слоговой структуры слова, работа проводится по трем ступеням:

1-я ступень.  Соотнесение  звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур.

2-я ступень. Воспроизведение  сочетаний слогов со стечением согласных звуков.

3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков.

На этапе закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова,

предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться не верно (шипящие, Л, Р, Рь). К началу данного этапа логопед должен уже исправить их произношение. В противном случае, приступать к многократному повторению и заучиванию слов, словосочетаний, стихов, рассказов не рекомендуется, т.к. дефектное произношение стойко закрепляется.

        На заключительном этапе предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков. Использование полученных навыков точного воспроизведения ССС в самостоятельной речи:

  • Составление рассказов по опорным словам;
  • Описание  предметов;
  • Придумывание конца или начала к рассказу;
  • Сравнение объектов;
  • Диалог на заданную тему;
  • Рассказывание по воображению;
  • Придумывание слов, по набору игрушек, и т.п.

В своем учебно-методическом пособии   С.Е. Большакова  «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» к предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности, а именно: развитие оптико-пространственной ориентации; развитие сомато-пространственной ориентации; развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаге);  развитие временно-пространственной ориентации. Автор предлагает этапы  коррекции нарушения  слоговой структуры слова (ССС):

- Формирование предпосылок развития ССС;

- Работа над гласными звуками;

- Работа над слогами;

- Работа над слогами со стечением согласных звуков;

- Работа над словами.

На этапе работы над гласными звуками, точное воспроизведение и четкая артикуляция гласных обеспечивает правильную передачу абриса слова, а также предупреждают замещение гласного и перестановку слогов.  Поэтому еще на этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам. Например, поза «Заборчик» (Звук (и) - ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами), а поза «Хоботок» (губы, как при звуке (о) - аналогично,  но пальцы расположены шире. Также  осуществляется тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения, работа над речевым дыханием.

На этапе работы над слогами, всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу. При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняются движения извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги – это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение. Работа проводится по следующим направлениям:

- Повторение рядов, начиная с двух-трех слогов;

- Сосчитать количество слогов;

- Выложить кружки, палочки по количеству слогов;

- Сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;

- Определить одинаковый звук в ряду;

- Придумать слоги с одинаковым гласным (согласным);

- Придумать слоги с данным согласным;

- Повторить ряд слогов в обратном порядке;

- Повторить только первый и последний слог ряда;

- Произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно);

- Выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции);

- Назвать первый (второй, третий) звук слога;

- Составить слог из заданных звуков (например, [к],[п],[а], чтобы вторым звуком был гласный);

- Сравнить два слога.

        На этапе работы над слогами со стечениями согласных, данный вид слогов требует отдельной отработки, предлагаются слоги:

– открытые и закрытые:

КНА – АКН                ГНА – АГН

ДМО – ОДМ                ТМО – ОТМ

ПТУ – УПТ                БМУ – УБМ

СКЭ – ЭСК                СТЫ – ЫСТ

– с оппозиционными согласными:

ФТА – ФТЯ                ФТА – ВДА

ТКО – ТКЁ                ТКО – ДГО

КМУ – КМЮ                КМУ – ГМУ

СПЫ – СПИ                СПЫ – ЗБЫ

ПТЭ – ПТЕ                ПТЭ – БДЭ;

– цепочки слогов:

МНА – МНО – МНУ – МНЫ – МНЭ

ГВА – ГВО – ГВУ – ГВЫ – ГВЭ

ХВА – ХВИ – ХВЫ – ХВЕ

ГМЕ – ГМЫ – ГМИ – ГМУ;

– слоги со сменой позиции согласного:

МНА – НМА

СКО – КСО

ХТУ–ТХУ

ЗБЫ – БЗЫ

ПНЭ – НТО.

Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребенку предлагается:

   - проанализировать слог (назвать первый, второй, третий  звуки);

   - составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);

  - сравнить слоги.

На этапе работы над словами,  работа проводится по двум направлениям:

1. Отработка слов в соответствие с усложнением звуко-слогового состава  слова. Проводятся следующие упражнения:

  •  Упражнения на объяснение значений малознакомых слов;
  • Упражнения на отраженное скандированное повторение  слов изучаемого типа;         
  • Упражнения на повторение с выделением ударного слога;
  • Упражнения с перестановкой слогов;
  • Упражнения на переход к слитному произнесению;         
  • Упражнения на образование словосочетаний;         
  • Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами;         
  • Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре;         
  • Упражнения на закрепление материала.        

2. Звуко-слоговой анализ и синтез слов:

- Длинные и короткие слова;

- Знакомство с понятием слог;

- Деление слов на слоги. Отхлопывание, прошагивание, соотнесение с движением руки. Подсчет слогов, называние одного, двух, и т.д., слогов подряд, либо вразнобой;

- Составить и повторить слово из медленно произнесенных слогов;

- Соотнесение слов со звуковыми схемами;

- Составление графических схем слов;

- Словоизменение с наращиванием количества слогов: лис-лиса- лисица; 

- Словоизменение с  убыванием количества слогов: котенок-котик-кот;

- Составить новое слово, поменяв слоги местами;

- Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник, каша    - чайка;

- Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

  Нарушение  слоговой  структуры  слов  представляет    значительную  сложность  для  логопедической  работы, поэтому необходимо в своей работе, сделать следующие выводы:

  • Работа  по  коррекции  слоговой  структуры  слов  должна  вестись  длительно,  систематизировано,  по  принципу  от  простого  к  сложному,  с  учетом  ведущего  вида  деятельности  детей  и  с  опорой  на  наглядность.
  • Логопедическая  работа  над  слоговой  структурой  должна  осуществляться  в  тесной  связи  с  лексическим  и  грамматическим  значением  слова.
  • Коррекция  фонематического  образа  слова  должна  проходить  параллельно  с  уточнением  и  закреплением  его  значения.
  • Самым  распространенным  дефектом  произношения  слов  различной  слоговой    структуры  у  детей  является  нарушение  воспроизведения  стечений  согласных  звуков,  преодолению,  которого  нужно  отвести  ведущее  место в  системе  коррекционной  работе.
  •  Конкретные  виды  упражнений  следует  выбирать  в  зависимости  от  уровня  речевого  и  интеллектуального  развития  ребенка,  его  возраста  и  речевой  патологии.
  • Параллельно  с  работой  по  совершенствованию  слоговой  структуры  слов  необходимо  работать  над  звуконаполняемостью  слов  и  коррекцией  звукопроизношения.
  • Исходя  из  того, что  нарушение  слоговой  структуры  у детей  является  одним  из  следствий  недоразвития  фонематического  восприятия  или  ОНР, возникает  необходимость (особенно  на  первом  этапе) в большом  числе  повторений  упражнений.

Таким образом,  помогая  детям  преодолевать  нарушения  слоговой  структуры  слов,  мы  способствуем  формированию  у  детей    грамматически  правильной,  лексически  богатой  и  фонетически  четкой  речи,  дающей  возможность  речевого  общения  и  подготавливающей  к  обучению  в  школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ с ОНР Выполнила: учитель-логопед МБДОУ № 97, высшей категории Шахова С.В. г.. Владикавказ, февраль 2020 г.

Слайд 2

При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционировании всех компонентов языковой системы- фонетики, лексики и грамматики –органически связано с таким понятием как слоговая структура слова . Показатели слоговой структуры слова у детей с ОНР, на разных уровнях развития речи: 1 уровень - отсутствие слов -активная речь состоит из отдельных аморфных слов корней ( ав - собака, би-би –машина); 2 уровень воспроизведение - односложных и двусложных слов - затруднение в произношение одно- и двусложных слов со стечением согласных в слоге; - полное или частичное отсутствие способности к словоизменению; 3 уровень способность пользоваться словами сложной слоговой структуры , - перестановка звуков и слогов; - смешение звуков близких по звучанию.

Слайд 4

Типы нарушений слоговой структуры слова (А.К. Маркова )

Слайд 7

Методики по формированию слоговой структуры слова: Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.

Слайд 8

Непременным условием для начала работы по коррекции ССС является наличие фонетико-фонематическом базы. В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушения ССС расширяется и звуковая палитра используемых слов. На этапе формирования ССС весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения ССС окончательно автоматизируются в самостоятельной речи. При формировании ССС в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков. В случае возникновения у ребенка затруднений ССС произносится медленно, раздельно по слогам , при одновременном отхлопывании его слогового контура. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки ССС параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава. Основные принципы коррекции нарушения слоговой структуры слова методики Т.А. Ткаченко:

Слайд 9

Этапы коррекции слоговой структуры слова (Т.А. Ткаченко)

Слайд 10

1. Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, тембра и т. п. 2. Фонематическая база - способность к воспроизведению: - сочетание гласных звуков (АУИ); - слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками(ТА-ТО-ТУ); - слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (ТА-ТЯ); - слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА); - слов близких по составу (БОК-БАК-БЫК). ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений ССС)

Слайд 11

1-я ступень . Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных звуков, моделирующими их слоговой контур. 2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков. 3-я ступень . Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков. Этап закрепления навыков точного воспроизведения ССС. На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться не верно (шипящие, Л, Р, Рь ). К началу данного этапа логопед должен уже исправить их произношение. В противном случае, приступать к многократному повторению и заучиванию слов, словосочетаний, стихов, рассказов не рекомендуется, т.к. дефектное произношение стойко закрепляется. Этап формирования слоговой структуры слова.

Слайд 12

Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков. Использование полученных навыков точного воспроизведения ССС в самостоятельной речи: Составление рассказов по опорным словам; Описание предметов; Придумывание конца или начала к рассказу; Сравнение объектов; Диалог на заданную тему; Рассказывание по воображению; Придумывание слов, по набору игрушек, и т.п. Заключительный этап

Слайд 13

К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности ( С.Е. Большакова) Упражнения

Слайд 14

Этапы коррекции слоговой структуры слова (С.Е. Большакова) Работа над словами

Слайд 15

Работа над гласными звуками. Точное воспроизведение и четкая артикуляция гласных обеспечивает правильную передачу абриса слова, а также предупреждают замещение гласного и перестановку слогов. Поэтому еще на этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам. Так например, поза «Заборчик» (Звук ( и ) - ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами). Поза «Хоботок» (губы, как при звуке ( о )-аналогично, но пальцы расположены шире. Также осуществляется тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения, работа над речевым дыханием.

Слайд 16

Повторение рядов, начиная с двух-трех слогов. Сосчитать количество слогов. Выложить кружки, палочки по количеству слогов. Сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов. Определить одинаковый звук в ряду. Придумать слоги с одинаковым гласным (согласным). Придумать слоги с данным согласным. Повторить ряд слогов в обратном порядке. Повторить только первый и последний слог ряда. Произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно). Выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции). Назвать первый (второй, третий) звук слога. Составить слог из заданных звуков (например,[к],[ п ],[а], чтобы вторым звуком был гласный). Сравнить два слога. РАБОТА НАД СЛОГАМИ Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу. При переходе к гласному звуку кулак продвигается вперед и превращается в символ гласного. В случае обратных слогов выполняются движения извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги – это движение от плеча вперед ( к позе гласного) и в исходное положение.

Слайд 17

Данный вид слогов требует отдельной отработки: Предлагаются слоги: - открытые и закрытые (КНА-АКН, ГНА-АГН); - с оппозиционными согласными (ФТА-ФТЯ, ФТА-ВДА); - цепочки слогов (МНА-МНО-МНУ-МНЫ-МНЭ); - слоги со сменой позиции согласного (МНА-НМА, СКО-КСО). Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребенку предлагается: - проанализировать слог (назвать первый, второй, третий звуки); - составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный); - сравнить слоги. РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ

Слайд 18

Работа над словами Упражнения на объяснение значений малознакомых слов. Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа . Упражнения на повторение с выделением ударного слога; Упражнения с перестановкой слогов. Упражнения на переход к слитному произнесению. Упражнения на образование словосочетаний. Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами. Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре. Упражнения на закрепление материала.

Слайд 19

Длинные и короткие слова. Деление слов на слоги . Отхлопывание , прошагивание , соотнесение с движением руки. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов. Составить и повторить слово из медленно произнесенных слогов. Соотнесение слов с звуковыми схемами. Составление графических схем слов. Словоизменение с наращиванием количества слогов: лис-лиса- лисица. Словоизменение с убыванием количества слогов: котенок-котик-кот . Составить новое слово, поменяв слоги местами. Образовать новое слово из первых слогов двух слов : чайник, каша - чайка. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Звукослоговой анализ и синтез слов

Слайд 20

Предлагаемые игры для развития ССС. Слоговая лесница .

Слайд 21

Определи сколько слогов в слове?

Слайд 24

Сока, бычок и кот собрались в путешествие. Помоги им занять место в вагоне.

Слайд 25

состоящие из двух слогов состоящие из трех слогов Придумать детям имена

Слайд 27

Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги

Слайд 29

Таблицы для анализа звукового состава слова.

Слайд 35

- Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей и с опорой на наглядность. - Логопедическая работа над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значением слова. - Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения. - Самым распространенным дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков, преодолению, которого нужно отвести ведущее место в системе коррекционной работе. - Конкретные виды упражнений следует выбирать в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и речевой патологии. - Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения. - Исходя из того, что нарушение слоговой структуры у детей является одним из следствий недоразвития фонематического восприятия или ОНР, возникает необходимость (особенно на первом этапе) в большом числе повторений упражнений. Выводы:

Слайд 36

Т.А. Ткаченко Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. М.А. Черенкова Дидактический материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6 лет. Н.П. Кочугова Односложные слова со стечением согласных в начале. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова. Н.П. Кочугова Звукосочетания (закрытые и открытые слоги) в виде слов. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова. Н.П. Кочугова Звуки и буквы. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова. Н.П. Кочугова Двухсложные слова с одинаковым слогом в конце. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова и др. Рекомендованная литература для формирования у детей слоговой структуры слова

Слайд 37

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер–класс с родителями и детьми. Формирование слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста

Мастер–класс с родителями и детьми. Формирование слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста...

«ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОНР»

С КАЖДЫМ ГОДОМ УВЕЛИЧИЛОСЬ ЧИСЛО ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ . у БОЛЬШЕНСТВА ИЗ НИЗ СТРАДАЕТ НАРУШЕНИЕ СЛОГОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА....

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка:"Логопедическая работа над формированием слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи" Подготовила:учитель-логопед Белоусова Е.А. ГБДОУ д/с №65 Выборгс...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...