"Упражнения и игры для формирования слоговой структуры у детей с ОНР"
учебно-методический материал по развитию речи

Дымова Ульяна Михайловна

Слоговая структура слова — взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слог — минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков), носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Существует  несколько видов искажений слогового состава слова, одним  из которых является нарушение количества слогов:

- Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).

- Опускание слогообразующей гласной – «пинино» (пианино)

Итерации - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных - «тарава» (трава).

Нарушение последовательности слогов в слове выражается

- перестановкой слогов в слове - «деворе» (дерево);

- перестановкой звуков соседних слогов - «гебемот» (бегемот)

 Искажение структуры отдельного слога представляет

сокращение стечения согласных,  и превращает  закрытый слог в открытый - «капута» (капуста);

 вставку согласных в слог - «лимонт»  (лимон).

 Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому - «пипитан»  (капитан); «вевесипед»  (велосипед).

 Персеверации (от греческого слова “упорствую”), циклический повтор, настойчивое воспроизведение - «пананама»- панама;  «били… били…  билитекарь»  (библиотекарь).

Контаминации – соединения частей двух слов – «холодильница» (холодильник и хлебница).

В настоящий период  существуют  различные методики и  пособия  для обследования   слоговой  структуры  слова: Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З.Е.,методика обследования состояния слоговой структуры слов, авторы Бабина Г.В. и Сафонкина Н.Ю.,

методика по классификации А.К. Марковой.

Аэлита Капитоновна  Маркова разработала классификацию  слов. Она  выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.Классификация  лежит  в  основе  последовательности  логопеда при обучении  чтению и при работе  над  формированием слоговой структуры  слова.

Типы слоговой структуры слова

1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов (вода, дети).

2. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов (собака, малина).

3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога (дом, мак).

4. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (диван, банан).

5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (компот, павлин).

7. Трёхсложные

8. Трёхсложные слова со стечением согласных, с одним закрытым слогом в начале или середине слова (комната, ботинки, яблоко).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом в середине или конце слова (ягнёнок, половник).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале иди конце слова (стол, шкаф, танк).

12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (свекла, кнопка).

13. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, кукуруза)

14. Четырёхсложные слова со стечением согласных                   (магнитофон, воспитатель).

Во время логопедического   обследования логопед  просит  ребёнка проговорить  слова с постепенным усложнением слоговой структуры с опорой на предметную картинку и без неё. Затем ребёнок проговаривает за логопедом 5 простых предложений  с опорой на предметную картинку и без неё. Для обследования  широко используется  картинный материал  Нищевой Н.В. ,Большаковой С.Е., Иншаковой О.Б., Четверушкиной Н.С., Бабиной Г.В. Сафонкиной Н.Ю..

Формирование слоговой структуры слова включает  следующие  этапы:

1этап-

подготовительный (пропедевтический)

Цель: Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. Подготовка ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка

2 этап-

 основной (коррекционный)

Цель: Непосредственная коррекция нарушения слоговой структуры слов у конкретного ребёнка

Работа над гласными Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных
Применение  зрительных и ручных символов гласных звуков  на начальных этапах работы  затем без опоры. (С. Е.Большакова)

 Повторение пар, троек  и большее количество звуков (А-И, А-И-О, У-А-И-О)

 Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения (произнесение серий звуков на одном выдохе, плавно или отрывисто, громко или тихо, чередуя громкость в пределах одного ряда, быстро или медленно, с выделением ударного звука).

Для закрепления работы над гласными предлагается:

 Угадать, символ ,какого гласного звука показывает педагог;

Загадать ряд звуков и показать их при помощи символов;

Сосчитать количество звуков, произнесённых педагогом;

Выложить фишек столько, сколько звуков прозвучало;

Придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано и т.д.

Работа над слогами

Повторение рядов, начиная с двух- трёх слогов.

с общим согласным (ма-мо-му-мы-мэ)

с общим гласным (бу-ку-ву-ну-ду)

обратные (ан-ын-он-эн-ун)

закрытые слоги, их ряды и пары (мак-мок-мук-мык-мэк; кап-пап, пых-тых)

прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными ( ба-бя, ву- вю, ап-апь)

Работа над слогами со стечением согласных

открытые и закрытые: кна –акн, пту- упт…

с оппозиционными согласными: фта-вта, фта-фда, кму-гму…

цепочка слогов: мна-мно-мну-мны-мне

слоги со сменой позиции согласного: мна-нма, ско-ксо…

Работа над словами

1 этап

 Упражнение на различение длинных и коротких слов

«Длинное – короткое» - логопед произносит слово и предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое, и положить соответствующую фишку на длинную или короткую полоску бумаги.

«Раздели слова по группам» - перед ребёнком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

«Найди предмет»: один ребёнок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой с длинными. Найдя предмет, ребёнок называет его.

2 этап  

Упражнения на отражённое скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнения на повторение с выделением ударного слога

Упражнения с перестановкой слогов

Упражнения на оценку нормативности

Упражнения на переход к слитному произнесению

Упражнения на образования словосочетаний

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

Упражнения по формированию слоговой структуры слова

Упражнение «Узнай, кто это?» (двухсложные слова из открытых слогов)

Педагог раскладывает перед ребенком пять сюжетных картинок, проговаривая предложения к ним:

«Мама купает Женю».

«Папа играет с сыном».

«Тетя едет на дачу».

«Во дворе стоит снежная баба».

«Няня гуляет с ребенком».

Затем ребенок должен ответить на вопросы:

Педагог:                                             Ребенок:

«Кто купает Женю?»                      Мама 

«Кто играет с сыном?»                  Папа 

«Кто стоит во дворе?»                   Баба

«Кто поехал на дачу?»                   Тетя

«Кто гуляет с детьми?»                  Няня

 

Упражнение, «Какое слово получилось?» (трехсложные слова из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало или конец слова. Ребенок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово. Затем он должен назвать его полностью.

Примеры (начало слова):

Побе (да)         

Пого (да)

Упражнение «Узнай, кто это?» (двухсложные слова из открытых слогов)

Педагог раскладывает перед ребенком пять сюжетных картинок, проговаривая предложения к ним:

«Мама купает Женю».

«Папа играет с сыном».

«Тетя едет на дачу».

«Во дворе стоит снежная баба».

«Няня гуляет с ребенком».

Затем ребенок должен ответить на вопросы:

Педагог:                                             Ребенок:

«Кто купает Женю?»                      Мама 

«Кто играет с сыном?»                  Папа 

«Кто стоит во дворе?»                   Баба

«Кто поехал на дачу?»                   Тетя

«Кто гуляет с детьми?»                  Няня

Упражнение «Назови детенышей» (трехсложные слова с закрытым слогом)

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением детенышей животных. Затем, показывая изображение взрослого животного, произносится начало предложения. Ребенок должен закончить предложение словом, которое подходит по смыслу, а также подобрать соответствующую картинку.

Примеры:

У гусыни – гусенок

У ежа – ежонок

У коровы – теленок

Упражнение «Какое слово получилось? (трехсложные слова со стечением согласных в середине слова)

Ребенок бросает мяч педагогу и называет слог. Педагог, возвращая мяч, заканчивает слово. Задача ребенка – сказать слово полностью.

ПО – Ходка (походка)

ПО – Видло (повидло)

ПО – Чинка (починка)

 

Упражнение «Подскажи словечко» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом)

Ребенку предлагает отгадать загадку, в которой отгадка рифмуется с каким-нибудь словом из загадки.

«Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Это доктор….. (Айболит)»

Упражнение «Добавь слог» (четырехсложные слов из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку и произносит начало слово. Ребенок возвращает мяч и заканчивает его заданным слогом. Затем он должен назвать слово целиком.

НА:

Паути – на – паутина

Куряти – на – курятина

Говяди – на – говядина

ЩЕ:

Тулови – ще – туловище

Учили – ще – училище

Чудови – ще – чудовище

Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало или конец слова. Ребенок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово. Затем он должен назвать его полностью.

Примеры (начало слова):

Побе (да)         

Пого (да)

Упражнение «Слова с точкой» (трехсложные слова с двумя стечениями согласных)

Педагог бросает мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово (окончание – «точка»).

Примеры:

Кос – косточка

Горс – горсточка

Кис – кисточка

Коф – кофточка

Упражнение «Добавь первый звук» (односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова)

Ребенок бросает мяч педагогу и называет первый звук. Логопед возвращает мяч и произносит окончание слова. Ребенок должен назвать слово целиком.

Ребенок:            Педагог:         Ребенок:

К                           Лей                  Клей

                             Вас                   Квас

                             Лоп                  Клоп

Эффективную помощь в  работе по формированию  слоговой   структуры оказывают  двигательные  упражнения, сопровождающие  речь.

В  своей работе часто  применяю  следующие  упражнения:

«Загибай  пальчик  на  каждый  слог»; «Дирижер» - ребёнок  изображает  дирижера, «убежавший» слог произносит  громче. «1-2-3Топни (хлопни), слог найди». « Подбрось  мяч  на  каждый  слог». « Построй пирамидку»: ребёнок  нанизывает  колечки с проговариванием  слова  по  слогам, логопед акцентирует внимание на цвет  колечка-слога, который  ребёнок  не  произнёс.

Логопед произносит слово  без  последнего  слога: « велоси», ребёнок  нанизывает  колечко ,произнося    «пед»,затем логопед: « вело»,ребёнок:  «сипед»,нанизывает колечко; « ве»,а ребёнок «лосипед» и в конце произносится слово  полностью.

«С кочки  на  кочку»: ребёнок прыгает из обруча  в обруч, проговаривая  слово  по  слогам.

« Слоговая зарядка»: на каждый слог ребёнок  меняет  положение  рук.

«Ак» - руки на поясе; «ва»-руки  к  плечам; «ри»-руки вверх; «ум»-хлопок над  головой.

«Сделай столько  шагов, сколько  слогов  в  слове».

«Назови убежавший слог  громче».

«Рисуем дорожки»: на каждый слог, ребёнок  с  одновременным  проговариванием проводит линию, у каждого слога  свой цвет, своя дорожка.

« Поп-ит»: ребёнок выполняет  движения  пальцем, более длительный  и  сильный нажим на труднопроизносимом  слоге.

«Составь  слово  из  магнитов»: ребёнок произносит  слово, по слогам, поочерёдно  прикрепляя  магнит.

 Любая игрушка может  применяться для  формирования  слоговой структуры, при этом, превратит непростую, иногда скучную, работу  логопеда  в интересную  и увлекательную  для  детей. А, если интересно, то и  эффективно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения  и  игры для формирования слоговой структуры  у  детей  с  ОНР

Слоговая структура слова — взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слог — минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. Нарушение слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков), носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Существует  несколько видов искажений слогового состава слова, одним  из которых является нарушение количества слогов:

- Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).

- Опускание слогообразующей гласной – «пинино» (пианино)

Итерации - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных - «тарава» (трава).

Нарушение последовательности слогов в слове выражается

- перестановкой слогов в слове - «деворе» (дерево);

- перестановкой звуков соседних слогов - «гебемот» (бегемот)

 Искажение структуры отдельного слога представляет

сокращение стечения согласных,  и превращает  закрытый слог в открытый - «капута» (капуста);

 вставку согласных в слог - «лимонт»  (лимон).

 Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому - «пипитан»  (капитан); «вевесипед»  (велосипед).

 Персеверации (от греческого слова “упорствую”), циклический повтор, настойчивое воспроизведение - «пананама»- панама;  «били… били…  билитекарь»  (библиотекарь).

Контаминации – соединения частей двух слов – «холодильница» (холодильник и хлебница).

В настоящий период  существуют  различные методики и  пособия  для обследования   слоговой  структуры  слова: Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З.Е.,методика обследования состояния слоговой структуры слов, авторы Бабина Г.В. и Сафонкина Н.Ю.,

методика по классификации А.К. Марковой.

Аэлита Капитоновна  Маркова разработала классификацию  слов. Она  выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.Классификация  лежит  в  основе  последовательности  логопеда при обучении  чтению и при работе  над  формированием слоговой структуры  слова.

Типы слоговой структуры слова

1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов (вода, дети).

2. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов (собака, малина).

3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога (дом, мак).

4. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (диван, банан).

5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (компот, павлин).

7. Трёхсложные

8. Трёхсложные слова со стечением согласных, с одним закрытым слогом в начале или середине слова (комната, ботинки, яблоко).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом в середине или конце слова (ягнёнок, половник).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале иди конце слова (стол, шкаф, танк).

12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (свекла, кнопка).

13. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, кукуруза)

14. Четырёхсложные слова со стечением согласных                   (магнитофон, воспитатель).

Во время логопедического   обследования логопед  просит  ребёнка проговорить  слова с постепенным усложнением слоговой структуры с опорой на предметную картинку и без неё. Затем ребёнок проговаривает за логопедом 5 простых предложений  с опорой на предметную картинку и без неё. Для обследования  широко используется  картинный материал  Нищевой Н.В. ,Большаковой С.Е., Иншаковой О.Б., Четверушкиной Н.С., Бабиной Г.В. Сафонкиной Н.Ю..

Формирование слоговой структуры слова включает  следующие  этапы:

1этап-

подготовительный (пропедевтический)

Цель: Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. Подготовка ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка

2 этап-

 основной (коррекционный)

Цель: Непосредственная коррекция нарушения слоговой структуры слов у конкретного ребёнка

Работа над гласными Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных
Применение  зрительных и ручных символов гласных звуков  на начальных этапах работы  затем без опоры. (С. Е.Большакова)

 Повторение пар, троек  и большее количество звуков (А-И, А-И-О, У-А-И-О)

 Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения (произнесение серий звуков на одном выдохе, плавно или отрывисто, громко или тихо, чередуя громкость в пределах одного ряда, быстро или медленно, с выделением ударного звука).

Для закрепления работы над гласными предлагается:

 Угадать, символ ,какого гласного звука показывает педагог;

Загадать ряд звуков и показать их при помощи символов;

Сосчитать количество звуков, произнесённых педагогом;

Выложить фишек столько, сколько звуков прозвучало;

Придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано и т.д.

Работа над слогами

Повторение рядов, начиная с двух- трёх слогов.

с общим согласным (ма-мо-му-мы-мэ)

с общим гласным (бу-ку-ву-ну-ду)

обратные (ан-ын-он-эн-ун)

закрытые слоги, их ряды и пары (мак-мок-мук-мык-мэк; кап-пап, пых-тых)

прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными ( ба-бя, ву- вю, ап-апь)

Работа над слогами со стечением согласных

открытые и закрытые: кна –акн, пту- упт…

с оппозиционными согласными: фта-вта, фта-фда, кму-гму…

цепочка слогов: мна-мно-мну-мны-мне

слоги со сменой позиции согласного: мна-нма, ско-ксо…

Работа над словами

1 этап

 Упражнение на различение длинных и коротких слов

«Длинное – короткое» - логопед произносит слово и предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое, и положить соответствующую фишку на длинную или короткую полоску бумаги.

«Раздели слова по группам» - перед ребёнком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

«Найди предмет»: один ребёнок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой с длинными. Найдя предмет, ребёнок называет его.

2 этап  

Упражнения на отражённое скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнения на повторение с выделением ударного слога

Упражнения с перестановкой слогов

Упражнения на оценку нормативности

Упражнения на переход к слитному произнесению

Упражнения на образования словосочетаний

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

Упражнения по формированию слоговой структуры слова

Упражнение «Узнай, кто это?» (двухсложные слова из открытых слогов)

Педагог раскладывает перед ребенком пять сюжетных картинок, проговаривая предложения к ним:

«Мама купает Женю».

«Папа играет с сыном».

«Тетя едет на дачу».

«Во дворе стоит снежная баба».

«Няня гуляет с ребенком».

Затем ребенок должен ответить на вопросы:

Педагог:                                             Ребенок:

«Кто купает Женю?»                      Мама 

«Кто играет с сыном?»                  Папа 

«Кто стоит во дворе?»                   Баба

«Кто поехал на дачу?»                   Тетя

«Кто гуляет с детьми?»                  Няня

 

Упражнение, «Какое слово получилось?» (трехсложные слова из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало или конец слова. Ребенок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово. Затем он должен назвать его полностью.

Примеры (начало слова):

Побе (да)         

Пого (да)

Упражнение «Узнай, кто это?» (двухсложные слова из открытых слогов)

Педагог раскладывает перед ребенком пять сюжетных картинок, проговаривая предложения к ним:

«Мама купает Женю».

«Папа играет с сыном».

«Тетя едет на дачу».

«Во дворе стоит снежная баба».

«Няня гуляет с ребенком».

Затем ребенок должен ответить на вопросы:

Педагог:                                             Ребенок:

«Кто купает Женю?»                      Мама 

«Кто играет с сыном?»                  Папа 

«Кто стоит во дворе?»                   Баба

«Кто поехал на дачу?»                   Тетя

«Кто гуляет с детьми?»                  Няня

Упражнение «Назови детенышей» (трехсложные слова с закрытым слогом)

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением детенышей животных. Затем, показывая изображение взрослого животного, произносится начало предложения. Ребенок должен закончить предложение словом, которое подходит по смыслу, а также подобрать соответствующую картинку.

Примеры:

У гусыни – гусенок

У ежа – ежонок

У коровы – теленок

Упражнение «Какое слово получилось? (трехсложные слова со стечением согласных в середине слова)

Ребенок бросает мяч педагогу и называет слог. Педагог, возвращая мяч, заканчивает слово. Задача ребенка – сказать слово полностью.

ПО – Ходка (походка)

ПО – Видло (повидло)

ПО – Чинка (починка)

 

Упражнение «Подскажи словечко» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом)

Ребенку предлагает отгадать загадку, в которой отгадка рифмуется с каким-нибудь словом из загадки.

«Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Это доктор….. (Айболит)»

Упражнение «Добавь слог» (четырехсложные слов из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку и произносит начало слово. Ребенок возвращает мяч и заканчивает его заданным слогом. Затем он должен назвать слово целиком.

НА:

Паути – на – паутина

Куряти – на – курятина

Говяди – на – говядина

ЩЕ:

Тулови – ще – туловище

Учили – ще – училище

Чудови – ще – чудовище

Упражнение «Какое слово получилось?» (трехсложные слова из открытых слогов)

Логопед бросает мяч ребенку, произнося начало или конец слова. Ребенок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово. Затем он должен назвать его полностью.

Примеры (начало слова):

Побе (да)         

Пого (да)

Упражнение «Слова с точкой» (трехсложные слова с двумя стечениями согласных)

Педагог бросает мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок возвращает мяч и заканчивает слово (окончание – «точка»).

Примеры:

Кос – косточка

Горс – горсточка

Кис – кисточка

Коф – кофточка

Упражнение «Добавь первый звук» (односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова)

Ребенок бросает мяч педагогу и называет первый звук. Логопед возвращает мяч и произносит окончание слова. Ребенок должен назвать слово целиком.

Ребенок:            Педагог:         Ребенок:

К                           Лей                  Клей

                             Вас                   Квас

                             Лоп                  Клоп

Эффективную помощь в  работе по формированию  слоговой   структуры оказывают  двигательные  упражнения, сопровождающие  речь.

В  своей работе часто  применяю  следующие  упражнения:

«Загибай  пальчик  на  каждый  слог»; «Дирижер» - ребёнок  изображает  дирижера, «убежавший» слог произносит  громче. «1-2-3Топни (хлопни), слог найди». « Подбрось  мяч  на  каждый  слог». « Построй пирамидку»: ребёнок  нанизывает  колечки с проговариванием  слова  по  слогам, логопед акцентирует внимание на цвет  колечка-слога, который  ребёнок  не  произнёс.

Логопед произносит слово  без  последнего  слога: « велоси», ребёнок  нанизывает  колечко ,произнося    «пед»,затем логопед: « вело»,ребёнок:  «сипед»,нанизывает колечко; « ве»,а ребёнок «лосипед» и в конце произносится слово  полностью.

«С кочки  на  кочку»: ребёнок прыгает из обруча  в обруч, проговаривая  слово  по  слогам.

« Слоговая зарядка»: на каждый слог ребёнок  меняет  положение  рук.

«Ак» - руки на поясе; «ва»-руки  к  плечам; «ри»-руки вверх; «ум»-хлопок над  головой.

«Сделай столько  шагов, сколько  слогов  в  слове».

«Назови убежавший слог  громче».

«Рисуем дорожки»: на каждый слог, ребёнок  с  одновременным  проговариванием проводит линию, у каждого слога  свой цвет, своя дорожка.

« Поп-ит»: ребёнок выполняет  движения  пальцем, более длительный  и  сильный нажим на труднопроизносимом  слоге.

«Составь  слово  из  магнитов»: ребёнок произносит  слово, по слогам, поочерёдно  прикрепляя  магнит.

 Любая игрушка может  применяться для  формирования  слоговой структуры, при этом, превратит непростую, иногда скучную, работу  логопеда  в интересную  и увлекательную  для  детей. А, если интересно, то и  эффективно!

Используемая литература

1.     Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

2.     Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

3.     Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

4.     Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

5.     Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

6.     Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

7.     Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.

8.     Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

9.     Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

10.                       Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Картотека по формированию слоговой структуры слова

Картотека по формированию слоговой структуры слова...

Формирование слоговой структуры слова

Представлена картотека по формированию слоговой структуры слова, составленная по пособию Н.С. Четвертушкиной "Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет"...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...