Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.
презентация по коррекционной педагогике
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.
Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждого 4-го ребёнка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется в возрасте до 3-х лет. Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребёнка со своими родителями. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которое признано ведущим и стойким в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Правильное и своевременное усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Хорошая, красивая, грамотно поставленная речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей, позволяющая беспроблемно адаптироваться в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kramar_ea.docx | 31.82 КБ |
doklad_na_rmo_noyabr_2022.pptx | 694.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение учителей-логопедов
и учителей-дефектологов
Муниципального образования Кущёвский район
ДОКЛАД на тему:
Подготовила:
учитель-логопед МБДОУ д\с ОВ № 6
Крамарь Елена Александровна
Ноябрь 2022 года
Слайд № 1. Добрый день, уважаемые участники районного методического объединения!
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.
Слайд № 2. Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждого 4-го ребёнка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется в возрасте до 3-х лет. Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребёнка со своими родителями. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которое признано ведущим и стойким в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Правильное и своевременное усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Хорошая, красивая, грамотно поставленная речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей, позволяющая беспроблемно адаптироваться в социуме.
Слайд № 3. Проблемой особенности состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды.
Лев Семёнович Выготский (1896-1934) - советский психолог. Основатель марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций и построения авангардной футуристической науки о «новом человеке» коммунистического будущего и новой психологической теории сознания. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Объединил вокруг себя коллектив исследователей, считал, что речь и мышление подчиняются общей программе стадийного развития психики, в которой они функционируют параллельно, поддерживая и обуславливая друг друга.
Слайд № 4. Александр Романович Лурия (1902-1977) - советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник и один из лидеров круга Выготского. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947) и АПН СССР (1967). Дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов.
Слайд № 5. Борис Михайлович Теплов (1896-1965) - советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, Действительный член АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1957), профессор, доктор педагогических наук (по психологии). С 1929 сотрудник Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО; в 1933—35 и 1945—52 — заместитель директора института), научный руководитель лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий», созданной в 1952. Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958—1965). В своей книге «Психология музыкальных способностей» писал о том, что чувство ритма или ритмическое чувство является основой слогосложения.
Слайд № 6. Надежда Сергеевна Жукова (1924—2014) — российский советский логопед, педагог, кандидат педагогических наук, автор серии детских учебных пособий, в своей периодизации затронула формирование слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР. С момента появления у ребёнка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи.
Слайд № 7. Виктор Владимирович Виноградов (1894-1969) - советский лингвист-русист и литературовед, доктор филологических наук (1940), академик АН СССР (1946). Основоположник крупнейшей научной школы в языкознании. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951), отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Так, например, взаимосвязаны и взаимообусловлены звуковой строй, грамматика, словарный состав.
Слайд № 8. Такие авторы как Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков занимались изучением звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
З.Е. Агранович, Г.В. Бабина в соавторстве с Н.Ю. Сафонкиной, Н.В. Курдвановская в соавторстве с Л.С. Ванюковой и Н.С. Четверушкина разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией.
Слайд № 9. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна наиболее важных и трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи, т.к. нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции слоговой структуры слова в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и фонематической дислексии. Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или нарушения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: касавока (сковородка), писосъ (пылесос), анга (нога), липека (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае ребёнку требуется помощь логопеда.
Слайд № 10. Причины нарушений слоговой структуры слова.
Патология, вследствие которой дети проглатывают окончания, может возникнуть из-за:
- тяжёлых инфекций, перенесённых в раннем возрасте;
- минимальной мозговой дисфункции;
- заболеваний центральной нервной системы;
- травм при родах;
- проблем внутриутробного развития;
- резус-конфликта между матерью и ребёнком;
- черепно-мозговых травм;
- психического расстройства;
- неблагоприятной обстановки в семье.
Слайд № 11. В некоторых случаях нарушение слоговой структуры возникает из-за сочетания ряда факторов.
Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка.
- недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.
- недостаточность артикуляционных возможностей;
У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребёнка нечёткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определённые артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
- сниженный уровень развития оптико-пространственной организации, от которого во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. несформированность ритмической и динамической организации движений;
Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
- неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
Особенно трудным для детей с ОНР представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.
- сниженная мотивационная деятельность;
Создание положительных мотивов - залог успешной работы. Экспериментально доказано, что особенности протекания речевой деятельности детей с ОНР связаны с наличием трудностей мотивационного плана, в соответствии с которым у ребёнка потребность в общении не является ведущей. Отмечается несформированность основных форм коммуникации — диалога, монолога. Выявлено, что недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового интереса.
Слайд № 12. Таким образом, к концу пред-дошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространённого предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.
Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребёнок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.
Используемые источники:
- Сайт Дефетология Проф
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/pochemu_rastyot_kolichestvo_detej_s_rechevyimi_narusheniyami/
- Сайт Инфоурок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Е сли в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждого 4-го ребёнка дошкольного возраста, то з а 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.
Лев Семёнович Выготский (1896-1934) - советский психолог. Основатель марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций и построения авангардной футуристической науки о «новом человеке» коммунистического будущего и новой психологической теории сознания. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Объединил вокруг себя коллектив исследователей . С читал, что речь и мышление подчиняются общей программе стадийного развития психики, в которой они функционируют параллельно, поддерживая и обуславливая друг друга.
Александр Романович Лурия (1902-1977) - советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник и один из лидеров круга Выготского. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947) и АПН СССР (1967). Дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов.
Борис Михайлович Теплов (1896-1965) - советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, Действительный член АПН РСФСР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1957), профессор, доктор педагогических наук (по психологии). С 1929 сотрудник Института психологии в Москве (ныне Психологический институт РАО; научный руководитель лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий», созданной в 1952. Главный редактор журнала «Вопросы психологии» (1958—1965). В своей книге «Психология музыкальных способностей» писал о том, что чувство ритма или ритмическое чувство является основой слогосложения.
Надежда Сергеевна Жукова (1924—2014) — российский советский логопед, педагог, кандидат педагогических наук, автор серии детских учебных пособий, в своей периодизации затронула формирование слоговой структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР. С момента появления у ребёнка возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи.
Виктор Владимирович Виноградов (1894-1969) - советский лингвист -русист и литературовед, доктор филологических наук (1940), академик АН СССР (1946). Основоположник крупнейшей научной школы в языкознании. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951) . Он о тмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Так, например, взаимосвязаны и взаимообусловлены звуковой строй, грамматика, словарный состав.
Г.В. Гуровец, Л.Б. Есеченко, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков занимались изучением звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией. З.Е. Агранович, Г.В. Бабина в соавторстве с Н.Ю. Сафонкиной, Н.В. Курдвановская в соавторстве с Л.С. Ванюковой и Н.С. Четверушкина разработали практические аспекты логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией.
Недостаточная степень коррекции слоговой структуры слова в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников ДИСГРАФИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ
Причины нарушений слоговой структуры слова. Патологии: тяжёлы е инфекци и , перенесённы е в раннем возрасте; минималь ая й мозгов ая дисфункци я ; заболевани я центральной нервной системы; травм ы при родах; проблем ы внутриутробного развития; резус-конфликт между матерью и ребёнком; черепно-мозговы е травм ы ; психическ ие расстройства; неблагоприятн ая обстановк а в семье.
Причины нарушений слоговой структуры слова. Зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния: недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха у детей с ОНР ; недостаточность артикуляционных возможностей; сниженный уровень развития оптико-пространственной организации ; несформированность ритмической и динамической организации движений; неспособность к серийно-последовательной обработке информации; сниженная мотивационная деятельность .
Спасибо за внимание!!! Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи. Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отд...
Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....
«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»
Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением речи по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Методика работы по формированию слоговой структуры слова....