Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Суркова Марина Вячеславовна

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №51 «Центр детства»

Перспективное календарно-тематическое планирование                                                              по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год.

Разработали воспитатели:

Суркова М.В.

г.о. Серпухов, 2019 г.

Пояснительная записка.

        Воспитание любви к художественной литературе, формирование потребности общения с книгой, воспитание отношения к книгам как к гиперценному, величайшему изобретению человечества, являющегося основой человеческой цивилизации – одна из важнейших задач современного воспитания.

        Развитие литературной речи дошкольников – это процесс усвоения детьми норм устной речи, развитие читательской культуры детей, которая должна стать важнейшим средством их эмоционального и культурного развития, эстетического, нравственного и патриотического воспитания, приобщения к ценностям мировой культуры.

        Одной из спорных проблем дошкольного воспитания современного периода является формирование круга детского чтения.

        Вопреки устоявшемуся мнению о том, что произведения художественной литературы для детей дошкольного возраста должны быть предельно простыми по синтаксису, мы абсолютно солидарны с разработчиками программы «Детский сад 2100», которые доказывают, что подобная задержка в усвоении синтаксиса литературной речи может привести к тому, что речь уже выросшего ребенка останется бедной, невыразительной, безликой.

        Предлагаемое перспективное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ детский сад №51 «Центр детства» с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» Образовательной системы «Школа 2100».

        Данное планирование рассчитано на использование педагогами в совместной деятельности с детьми вне занятий в I и II половине дня в группе и во время прогулки, часть произведений может быть прочитана перед сном.

        Произведения художественной литературы подобраны в соответствии с тематикой проектной деятельности, «Календарем знаменательных дат на 2019-2020 учебный год», особое внимание уделяется произведениям-юбилярам 2020 года, доступных восприятию детей 5-6 лет.

Цель: формирование детских читательских интересов, развитие литературной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Продолжать развивать речь как средство общения, познания, творчества, формы выражения чувств, впечатлений, эмоций;
  • Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формировать активный и пассивный словарь, воспитывать звуковую культуру речи, развивать речевое творчество;
  • Развивать читательскую культуру детей, расширять круг детского чтения, приобщать детей старшего дошкольного возраста к ценностям отечественной и мировой литературы;
  • Воспитывать интерес, любовь к чтению, потребность в общении с книгой.

ДАТА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ

ВИД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕНТЯБРЬ

Русский фольклор.

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России.

Чтение русских народных сказок:

  • «Крылатый, мохнатый, да масляный» (Обр. Карнауховой)
  • «Хаврошечка» (обр.А. Толстого)
  • «Сивка – Бурка» (обр. М.Булатова)

Разучивание народной песенки:

«По дубочку постучишь, прилетает синий

чиж»

Рассказывание докучных сказок:

  • «Про докучную сказочку…»
  • «Пришел медведь к броду…»

Разучивание пословиц и поговорок:

  • «Поговорка – цветочек,

Пословица – ягодка»

  • «Весна красна

цветами,

А  осень – снопами»

Разучивание шотландской народной песенки «Спляшем» (пер. И. Токмаковой)

  • Рассказывание китайской народной сказки.

«Кто умнее – тот сильнее» (обр. Н.

Хоузы)

 Поэзия.

  • З. Александрова «Родина»,
  • А. Усачев «Сказочная Русь»
  • Э. Мошковская «Сто ребят – детский сад»,
  • Ю. Мориц «Это очень интересно»
  • М.Пляцковский «Живет на свете красота»
  • М. Яснов «Чудетство»
  • И.Мазнин «Давайте дружить»

Проза.

  • В. Осеева «Волшебное слово»
  • Н. Носов «Саша»
  • В. Драгунский « Он живой и светится», «Друг детства»
  • С. Козлов «В сладком морковном  лесу»

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

Произведения зарубежных писателей и поэтов.

Русский фольклор

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России

Заучивание наизусть

Произведения зарубежных писателей и поэтов

Русский фольклор

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России

Русский фольклор

Фольклор народов мира.

 Произведения поэтов и писателей России.

Произведения зарубежных писателей и поэтов

Русский фольклор

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России

Произведения зарубежных писателей и поэтов

Русский фольклор

Произведения поэтов  писателей России о Родине, Москве, о Великой Отечественной войне.

Русский фольклор

Фольклор народов мира

Произведения поэтов и писателей России.

Произведения зарубежных писателей и поэтов.

Русский фольклор

Произведения поэтов и писаталей России.

Произведения зарубежных писателей и поэтов

Русский фольклор

Произведения русских поэтов и писателей  

Заучивание наизусть .

  • М .Исаковский «Поезжай за моря – океаны»
  • А. Плещеев «Осень наступила»

  • Д. Родари «Сказки по телефону»
  • Асен Босев «Поиграем – угадаем»
  • Шарль Перро «Красная шапочка»
  • Братья Гримм «Бременскиие музыканты»
  • Гиви Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?»

Разучивание заклички

«Уж ты пташечка, ты залетная…»

Чтение русских народных сказок

«Заяц – хваста» (обр.. О. Капицы)

«Кот – воркот, Котофей Котофеевич» (обр. Карнауховой)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А Толстого)

Рассказывание

докучных сказок

«Мочало»,

«Баран и овца»

Разучивание пословиц и

поговорок:

«Москва – всем городам мать».

«Кому мир не дорог, тот нам и ворог».

«У страха глаза велики».

«Осень – перемен восемь».

Разучивание

  • «Котауси  и  Мауси»

   (из англ. фольклора, перевод К. И. Чуковского)

  • «Разговор лягушек» (из чешкого  фольклора, перевод С.Я. Маршака)

Чтение сказок

«От  краденого не растолстеешь» (белорусская нар. сказка),

«Кукушка» (ненецкая народная сказка)

Поэзия

Вл. Бахревский « Долго летняя сказочка длится»

С. Есенин «Осень» («Нивы сжаты, рощи голы…)

Ю. Мориц «Шутить и смеяться!»

Э.Успенский « Жил – был один Слоненок»

Р.Сеф «Я сделал крылья и летал»,

К.И. Чуковский «Айболит», «Бармалей»

В. Ивченко «Рыжие стихи»,

Г. Новицкая «Октябрь»,

О. Высотская « Осеннее утро».

Проза

М. Пляцковский «Дырочка от бублика», «Мухомор», «Эй, ты!».

А. Усачев «Умная собачка Соня»

Л. Пантелеев «Две лягушки»

В. Горшин «Лягушка – путешественница»

Л.Н.Толстой «Косточка»

Шарль Перро «Кот в сапогах»

Братья Гримм «Беляночка и Розочка»

                          «Храбрый портняжка»

Эдвард Лир «Кот и Сова» (пер. С.Я. Маршака),

Ян Бжехва «Муха – чистюха» (пер. Б Заходера)

Чтение русских народных сказок

«Лиса – Лапотница», «Война грибов с  ягодами» (обр. В. Даля),

«Лисичка со скалочкой»,

«Василиса Прекрасная» (обр. А.Афанасьева)

Разучивание народных песенок, закличек, прибауток.

«Вышивала наша Катенька…»

«Ты трава ль моя , ты шелковая…»

«Во поле рябинушка, во поле кудрявая»

Рассказывание докучных сказок.

«Жили – были два лося…»

«Сказка про белого бычка»

Небылицы

«Мой друг Ермошка»

«Наша Маша молодец»

Разучивание пословиц и поговорок

«Умел ошибиться, умей и поправиться»

«Чужое береги пуще своего»

«На чужой стороне Родина милей вдвойне»

Фольклорные потешки, прибаутки.

«Редкий случай (из англ. фольклора)

«Не может быть» (перевод С.Я. Маршака)

«Слон и сверчок» ( из америк. фольклора А. Сергеева).

«Купите лук» (шотландская песенка пер. А. Сергеева)

Поэзия

К. Бальмонт «Осень»

И.Бунин «Льет дождь»( из стихотворения «Листопад»

М.  Яснов «Самое доброе слово»

Б. Лунин «Мама»

М. Садовский «У кого мы учимся доброте?»

К.И. Чуковский «Крокодил»

Заучивание наизусть

Г. Новицкая  « Ноябрь»

Н. Бромлей «Главное слово»

Н. Саконская «Разговор о маме»

Проза

С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком  протирали звезды», «Осенняя сказка».

А. Усачев «Флюм – пам - пам»,

                   « Грамотная мышка

К.Д. Ушинский «Четыре желания»

В. Бианки « Кто сыт, тому холод не страшен»

Н. Соколов – Микитов  «Листопадничек»

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Л. Пантелеев «Большая стирка»

Чтение русских народных сказок.

«Царевна – лягушка» ( обр. А. Афанасьева)

«Снегурочка» (обр. Даля)

«Морозко».

Разучивание  народных песенок, закличек, прибауток.

«Иван, Иван…»

«Как на тоненький ледок…»

«Уж как я ль мою коровушку люблю…»

  Рассказывание докучных сказок и небылиц

«Про Валюшку и Надюшку»

« Жил – был медведь…»

 

  Небылицы

«Уж как пестрая свинья…»

«Коля , Коля, Николай»

Разучивание пословиц и поговорок

Все скоро сказывается , да не скоро делается»

«Дело мастера боится»

«Делу время – потехе час»

«Грызут орехи меж дел для потехи»

Фольклорные потешки, прибаутки

«В гостях у королевы», «Дети на льду»( из англ. фольклора, пер.  С.Я. Маршака)

« В детстве увидел – помню поныне…»(из американ. фольклора, пер. А.Сергеева)

« В саду на груше…» (из немец. фолькл., пер., Ю. Коринца).

Поэзия

И.А. Бунин «Первый снег»

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

Р .Кудашева «Зимняя песенка»

З. Александрова «Дед Мороз»

А.Усачев «Дед Мороз»

Заучивание наизусть

А.Усачев «Откуда приходит Новый год?»

О.Выготская «Новогодняя елка»

Н. Соконская «Зимний праздник»

М. Бородицкая  «Новый год»

Проза

 С. Козлов «Как Ослик, Ежик и Медвежонок встречали Новый год», «Новогдняя сказка»,

И. Терентьева, С.Тимофеева, А.Шевченко

«Сказки Деда Мороза и Снегурочки»

М.Зощенко «Елка»

В. Степанов «Новогодняя сказка»,

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

О.Пройслер «Маленькая Баба Яга»,

В и Я.Гримм «Горшочек каши»,

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»,

«Стойкий оловянный солдатик»,

В.А. Гофман «Щелкунчик».

Чтение русских народных сказок

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» (обр. М.Булатова).

«Марья – краса – долгая коса и Ванюшка» (обр. А. Афанасьев)

«Рукавичка»,

«Богатырь Федор Тугарин и Марья Моревна».

Разучивание народных песенок, закличек, прибауток.

«Ты мороз, мороз,мороз…» (обр.Карнауховой)

«Гори,гори ясно…» (обр. Карнауховой).

«Как у нас семья большая…» (обр. Карнауховой)

Разучивание пословиц и поговорок

«Январь- году начало, зиме середка»,

«Дерет нос большой мороз ».

Рассказывание докучных сказок и небылиц

Фольклорные потешки, считалки.

«Эки ,беки, кофе, крекер»,

«Раз, картошка, два картошка»,

«Можно выйти , сэр?»( из американского фольклора(пер.А. Сергеева)

«Дети на льду»(из англ. фольклора),

«Дом , который построил Джек» англ. нар. Песенка в переводе С. Я. Маршака.

Поэзия:

А. Орлова «Ой, сугроб!»

                   «Про ботинки и снежинки»,

О. Высоцкая « На санках», «Снежный кролик»,

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

С.В. Михалков «Белые стихи»,

А.А. Фет «Мама глянь- ка из окошка…»

А.Л. Барто «Не одна»

«Дело было в январе»

В.Орлов «Снежная баба»

Заучивание наизусть:

С. Козлов «Снежный цветок», «Поросенок в колючей шубке»

Н. Носов «Живая шляпа», «Фантазеры»,

В .Драгунский «Кот в сапогах», «Если бы…»,

П.П. Бажов «Серебрянное копытце»,

А.П. Гайдар «Чук и Гек»

Алф.Прейен «Мышинный новый год» пер. с норв.Ю. Вронского,

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»,

А. Валенберг «Добром за добро» (Швеция)

Арника Эстерль «Золотые перья дракона»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева», «Огниво».

Чтение русских народных сказок 

«Финист – Ясный сокол» ( обр.А. Платонова)

«Никита – Кожемяка» (обр. А.Афанасьева),

«У страха глаза велики» (обр. М. Серовой),

«Щи из топора» (обр.И.Карнауховой)

Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (фрагмент) (обр.А.Ф.Гильфердинга)

Богатырские сказки:

«Вольга Святославович»,

«Илья Муромец» (обр.Д.Селиверстова).

Разучивание народных песенок, закличек, прибауток

«Вышивала наша Катенька…»,

«Идет Кузьма из кузнецы…»,

«Долгоногий журавель»

Разучивание пословиц и поговорок.

«Своя земля и в горсти мила»

«Родина – мать, умей за нее постоять»,

«Москва – всем городам мать»,

«Говорят в Москве – а слушают по всей стране»

«Москва – белокаменная,

златоглавая ,хлебосольная, славоохотливая»,

«Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

Солдатские поговорки

«За Москву – мать не страшно и умирать»,

«Москва – что гранит, никто Москву не победит»,

«Видит Москву фашистское око, да зуб неймет»,

«Береги землю родную, как мать любимую»,

«Крепка рука у русского моряка»,

«Храбрость  - сестра победы»,

«Фашисты нам яму рыли, да сами в нее угодили»,

«У сметливого солдата и рукавица -  граната»

«Тучами солнца не скрыть, войне мир не победить»

Поэзия

А.Л. Барто «Московский древний град»,

Вл. Борисов «Москва», «Родина»,

Ф.Глинка «Город чудный, город древний»,

И. Токмакова «Красная площадь»,

А. Усачев «Защитник»,

В. Степанов «Наша Армия»,

Е.Благинина «Шинель»,

В.Берестов «Мужчина»,

С.В. Михалков «Дядя Степа»,

«Дядя Степа - милиционер».

Заучивание наизусть

В. Степанов «Праздничный салют»,

П. Синявский «Сын офицера»,

Н. Найденова «Пусть будет мир!»,

С.В. Михалков «Кремлевские звезды».

Проза

В. Драгунский «Арбузный переулок»,

С. Алексеев «Первая колонка»,

А. Митяев «Мешок овсянки»,

Г. Цыферов «Весна будет всегда»,

(«Слон», «Тополь», «Как нас звали»).

Чтение русских народных сказок, былин:

«Как Илья из Мурома богатырем стал» (былина в обр. И. Карнауховой),

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» (былина в обр.И.Карнауховой)

«Пастушья дудочка» (обр. М.Булатова),

«Чивы, чивы чивычок…»(обр. А.Н.Толстого)

Разучивание пословиц и поговорок

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»,

«Материнская ласка конца не знает»,

«Куда матушка, туда и дитятко»

«Кто родителей почитает, тому бог помогает»,

«Дочерями  красуются, сыновьями в почете живут»,

«Детки хороши – отцу- матери венец, худы – отцу –матери конец».

Рассказывание докучных  сказок и небылиц.

«Про конька –горбунка

И медведя –плясуна»,

«Богат наш Ермошка»

«Румяный колобок (англ. нар сказка в пересказе Л. Яхнина)

«Вежливый кролик» (мексик. нар.сказка в пересказе И. Железновой)

«Лиса и Курица», «Чайник»,

«Он взглядом на меня взглянул…» ( из америк. фольклора, пер. А. Сергеева).

Поэзия

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»,

С.Есенин «Бабушкины сказки»,

А.Барто «Но поймите и меня»,

Б.Заходер «Песенка – азбука»,

В.Берестов «Праздник мам»,

М.Бородицкая «Стирка»,

Н.Бромлей «Главное слово»,

Лев Яковлев «Очень и не очень»

Заучивание наизусть

Е. Благинина «Посидим в тишине»,

Е. Григорьева «Ссора»,

В. Лунин «Мама»,

П. Синявский «Портрет»,

М. Садовский «У кого мы учимся доброте»

Проза

Л. Пантелеев «Большая стирка»,

М. Шаповалов «Цветы для мамы – медведицы»

Н.Носов «Мишкина каша»,

В.Драгунский «Тайное становится явным»,

«Куриный бульон»,

В.Осеева «Хорошее».

К.Коллоди «Приключения Пиноккио:

история марионетки»,

Г.Х.Андерсен «Соловей», «Гадкий утенок».

Чтение русских народных сказок.

«Иванушка – дурачок» (обр. А.Н.Афанасьева),

«Мудрые ответы» (обр. А.Н.Афанасьева),

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Разучивание пословиц и поговорок.

«Апрельский цветок ломает снежок»,

«Апрельский скворец – весны гонец»,

«Кто любит трудится – тому без дела не сидится»,

«Хочешь есть калачи – так не сиди на печи».

Проза:

Г.Т.Черненко «Как человек полетел в космос»,

Заучивание наизусть.

В. Степанов «Юрий Гагарин»,

В.Орлов «День космонавтики»,

Н.Самоний «Быть Гагариным хочу!».

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди», «Соловей»,

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде»,

Дж. Родари «Дворец из мороженного»,

В.и Я. Гримм «Король – лягушонок».

Чтение и рассказывание русских народных сказок.

«Сказка о Василисе – золотой косе и об Иване Горохе», (обр.А. Афанасьева)

«Летучий корабль»,

«Поди туда- не знаю куда,

«Принеси то – не знаю что».

Разучивание пословиц.

«Главное в жизни – служить Отчизне»,

«Герой – за Родину горой»,

«Храбрость – сестра победы»,

«Русский солдат не знает преград»,

«Знает весь свет- тверже русских нет»,

«Кто с Россией не тягался,

В правых не оставался»

«Тучами солнца не скрыть,

Войне мир не победить».

К 75-летию Великой Победы.

Поэзия:

Е.Благинина «Клятва бойца»,

«Вечная слава», «Салют»,

П.Синявский «Девятое мая»

В.Степанов «День Победы»,

«Рассказ ветерана»,

В.Берестов «Повестка после Победы»,

«Мир»,

М.Матусовский «Баллада о солдате».

Рассказы о Великой Отечественной войне:

С.Алексеев «На Берлин»,

«Подвиг неизвестного сапера», «Данке шен»,

«Последние метры», «Плечо к плечу»,

В.Чаплина «Орлик» Джульбарс,

А.Митяев «Треугольное письмо»,

С.Баруздин «Сложное поручение».

Поэзия русских поэтов о родной природе:

С.Есенин «Черемуха»,

С.Черный «Зеленые стихи»,

Е.Благинина «Одуванчик»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями Отечественной войны 1812 года

Календарно-тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями Отечественной войны 1812 года...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на тему: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"

Целью данной организованной образовательной деятельности является закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к детскому фольклору: русской народной сказке «Хаврошечка» (в обработке Л.Н.Толстого) с обсуждением идеи произведения: «за добро платят...

НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.

В конспекте представлен материал по закреплению знаний детей старшего дошкольного возраста произведений К.И.Чуковского с ипользованием ИКТ...

План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23

План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...

Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»

Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского  "Друг...