НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Зиновьева Мария Сергеевна

В конспекте представлен материал по закреплению знаний детей старшего дошкольного возраста произведений К.И.Чуковского с ипользованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Творчество К.И.Чуковского для детей»

Цель: Формирование интереса детей к личности и творчеству К.И.

Чуковского.

Задачи: расширять знания о творческом наследии К.И.Чуковского, способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путем создания различных игровых ситуаций и заданий; формировать умение анализировать произведения, прививать интерес к детской литературе.

Материально-техническое оснащение:Книжная выставка К.И. Чуковского,ИКТ презентация,мультимедийный проектор, компьютер, разрезные картинки  с изображением персонажей сказок К.И.Чуковского, аудиозапись с голосом К.И. Чуковского, отрывок из  мультфильма «Тараканище», воздушные шарики, фломастеры.

Предварительная работа:чтение произведений К.И.Чуковского, собрание коллекции книг К.И.Чуковского для выставки, рассматривание иллюстраций в книгах, слушание аудиозаписей сказок в исполнении автора, просмотр мультфильмов по сказкам К.И.Чуковского.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята!  Давайте с вами поздороваемся и подарим друг другу наши улыбки, поделимся хорошим настроением! Прежде чем начать наше занятие давайте с вами познакомимся, меня зовут Екатерина Кузьминична. Мне очень приятно с вами познакомиться! Ну, а теперь мы начинаем наше занятие! Давайте мы с вами расположимся на ковре и немного побеседуем! (Звонит телефон)

В: Извините ребята, у меня зазвонил телефон!

-Кто говорит?

-Слон!

-Откуда?

-От верблюда!

-Что вам надо?

-Шоколада!

-Ой, ребята, похоже мы с вами оказались на пороге сказки! Вы узнали из какой сказки мне позвонили ?

Д: Да, узнали. Из сказки «Телефон»

В: Правильно, а кто написал эту сказку?

Д: К.И.Чуковский

(Если дети затрудняются, подсказать им)

А давайте мы с вами отправимся в страну «Чукоколу» и повстречаемся с другими сказками К.И.Чуковского. А отправимся мы на автобусе, кто будет водителем? А мы с вами кто?

Д: Пассажиры.

В: Правильно, поехали!

(звучит аудиозапись песни С. Михалкова «Песенка друзей- мы едем, едем, едем в далекие края».)

В: Вот мы и приехали, проходите и рассаживайтесь на стульчики.

Посмотрите перед вами расположен портрет на котором изображен

удивительный детский писатель К.И.Чуковский. Он родился 31 марта 1882году в городе Петербурге, он был очень веселым человеком и даже свой день рождения отмечал 1 апреля в день смеха, а свою настоящую фамилию и имя Николай Васильевич Корнейчуков переделал и стал Корней Чуковский.

К.И Чуковский радовал своими сказками еще ваших бабушек и дедушек они не представляли своей жизни без сказок Чуковского.

А давайте мы с вами проверим, знаем ли мы сказки К.И.Чуковского. Я буду читать отрывки из сказок, а вы отгадывать из какой сказки:

-Муха, муха- цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Д: «Муха-цокотуха» (на экране появляется картинка Мухи-цокотухи»)

 

-Я кровожадный, я беспощадный,

Я злой разбойник Бармалей!

И мне не надо

Ни мармелада,

Ни шоколада,

А только маленьких,

Да, очень маленьких детей!

Д: «Бармалей» (на экране  картинка )

-У меня зазвонил телефон,

-Кто говорит?

-Слон.

-От куда?

-О верблюда

-Что вам надо?

-Шоколада.

Д: «Телефон» (на экране картинка )

-Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

Д: «Федорино горе» (на экране картинка)

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Убежала от меня…

Д: «Мойдодыр» (на экране картинка)

В: Молодцы! Какие сказки вы узнали?

Д: «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе»

В: А кто написал эти сказки?

Д: К.И. Чуковский написал эти сказки.

В: Ребята, а вы знаете, как называется человек, который пишет сказки?

Д: Да, знаем – сказочник.

В: Верно, сказки Чуковского учат добру, послушанию, смелости,

чистоплотности.

В: В какой сказке говорится, что надо соблюдать чистоту?

Д: «Мойдодыр», «Федорино горе»

В:А какие строчки из этих сказок вы запомнили ?

Д: «Убежало одеяло, улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня…»

Д: «А посуда вперед и вперед,

По лесам, по болотам идет…»

В:А в какой сказке говорится, что нужно быть послушным и не убегать от взрослых?

Д:  «Бармалей»

В: А в какой сказке говориться, что не обязательно быть большим и сильным, чтобы помочь другим , и что маленький герой сможет победить, достаточно проявить смелость и отвагу.(Наводящие вопросы: «Что случилось с мухой?, Кто ее спас?»)

Д: Эта сказка «Муха-цокотуха»

В:А теперь немного отдохнем !

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Нас не надо вам лечить (шагают)

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать!

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегимотиков. (поглаживают животики)

К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)

А потом к траве присядем (приседают)

Как орлы летим, парим (машут руками)

Вовсе стороны глядим.

Где- же Африка-страна, (глядят из под руки)

Может помощь там нужна.

Всем мы помощь оказали, (показали, какие сильные)

Сами сильными мы стали!

 

В: К.И.Чуковский очень много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал им загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки прячутся в конвертах, которые лежат на столах, пройдите пожалуйста к столам (дети усаживаются и заглядывают в конверты)

В: Ой, а что же случилось с отгадками их кто-то порезал, наверно Бармалей никак не успокоится, шалит. Но не беда, ведь мы умеем собирать пазлы, вот и картинки соберем. Приступайте ребята к работе!

В: Все справились с заданием? Молодцы! Слушайте загадки, а у кого окажется отгадка, поднимайте руку.

1.Белый дом,

Чудесный дом,

Что-то застучало в нем.

Он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо-

Такое теплое, такое пушистое и золотое.

(яйцо и цыпленок)

2.Паровоз без колес!

Вот так чудо- паровоз!

Не с ума ли он сошел-

Прямо по морю пошел!

(пароход)

3.Красные двери

В пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

Мясо и хлеб-всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю!

(губы, зубы)

4.Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку я тяну.

(иголка с ниткой)

5.Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

(коньки)

6.Вот иголки и булавки

Выползают из под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(ежик)

7.Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец- глупца,

Баран- барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну- обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(зеркало)

8.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

9.Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут.

(автомашина)

10.Хожу- брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(расческа)

В: Молодцы ребята, вы справились с заданием! К.И. Чуковский очень любил все новое, он не только сочинял сказки он, сам их озвучивал записывая на грамзапись.

А вы хотели бы услышать голос замечательного детского писателя?

Д: Да

(воспитатель включает, отрывок из сказки «Таракан»)

В: Какую сказку читал автор?

Д: «Таракан»

В: Ребята, это просто чудо, что прошло много, много лет, а мы слышим живой голос К.И. Чуковского! Мы с вами говорили, что К.И. Чуковский был веселым человеком, и он был рад, когда его изображали в мультфильмах с героями сказок, которые он сам и выдумал. Хотите посмотреть отрывок мультфильма «Путаница»

Д: Да

В: В своей жизни К.И. Чуковский много учился. Он самостоятельно выучил английский и французские языки и перевел для вас с английского языка некоторые произведения. Сейчас я прочитаю одну из песенок, которые перевел Чуковский «Скрюченная песня» (показ слайдов и чтение воспитателем произведения)

В: Вот такую веселую песенку перевел для нас Корней Иванович, а вы знаете, как называется человек, который переводит с одного языка на другой.

Д: Переводчик.

В: Правильно. Ребята скажите с творчеством, какого писателя сегодня мы с вами знакомились?

Д: С творчеством К.И. Чуковского

В: Какие произведения для детей написал Корней Иванович?

Д: «Путаница», «Телефон», «Федорино горе» и т.д.

В: Какие литературные профессии этого человека мы узнали? Сочинял сказки.

Д: Сказочник

В: Переводил стихи

Д: Переводчик

В: А, что еще нового вы узнали о Чуковском?

Д: Что он озвучивал свои сказки и мультфильмы.

В: Вот таким гениальным был детский писатель К.И. Чуковский. А сейчас, если вам понравилось наше занятие возьмите зеленый воздушный шар, если не очень желтый.

Возьмите фломастеры и нарисуйте на шариках забавные мордашки, ведь мы потомки К.И Чуковского такие же веселые фантазеры. А теперь, как комарики в сказке К.И. Чуковского на шариках возвращаемся в свой любимый детский сад. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой

Статья рассказывает как знакомить детей младшего возраста с литературой...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на тему: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"

Целью данной организованной образовательной деятельности является закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой

   Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В п...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к детскому фольклору: русской народной сказке «Хаврошечка» (в обработке Л.Н.Толстого) с обсуждением идеи произведения: «за добро платят...

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год.

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год....

Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»

Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского  "Друг...