Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на тему: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Целью данной организованной образовательной деятельности является закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_v_tridevyatom_tsarstve_tridesyatom_gosudarstve.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №193»
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой на тему «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила: воспитатель гр. «Морозко»
Ерисова Ирина Вячеславовна
Ярославль, январь 2018г.
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
Цель ООД: Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- закреплять названия русских народных сказок.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей посредством художественной литературы;
- развивать умение обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать интерес к русским народным сказкам;
- формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: Воспитатель, дети старшей группы.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Форма оод: Путешествие.
Оборудование и материалы:
Цветок, елка, конверт с письмом, четыре разрезные картинки с изображением русских народных сказок, теремок, клубочек, мешочек, картинки с изображением сказочных предметов, лист ватмана с изображением яблони, магнитофон и аудиозапись.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок);
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;
- Рисование по мотивам русских народных сказок;
- Обыгрывание сказок с помощью настольного театра;
- Разгадывание загадок;
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядный (картинки с изображением русских народных сказок, теремок, клубочек, картинки с изображением сказочных предметов, лист ватмана с изображением яблони.
Словесный (беседа, объяснение, рассказ, художественное слово)
Практический (работа с разрезными картинками)
Игровой (игра с мячом, игра «Из какой сказки предмет?»).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательно, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная.
Планируемые результаты:
- Дети выражают свои эмоции при чтении художественной литературы, проявляют эмоциональную отзывчивость к героям сказок.
- Дети сопровождают творческие и познавательные игры эмоциональной речью, активно отгадывают загадки, рассуждают.
Ход занятия:
Воспитатель: Встаньте, дети, встаньте в круг. Ты мой друг, и я твой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Здравствуйте, дети. Ребята, сегодня рано утром в детский сад приходил почтальон и принес для нашей группы письмо. (показывает конверт и читает на нем: «Для группы «Морозко»). Только вот письмо это не простое, а аудиописьмо. Давайте откроем этот красивый конверт и узнаем от кого оно.
Дети: Да, откроем.
Воспитатель открывает конверт, звучит аудиозапись:
(звучит грамзапись, шум ветра в лесу, голоса птиц и голос…)
«Кланяюсь вам низко, люди добрые! Была у меня книга, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели гуси - лебеди, унесли нашу книгу далеко-далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в тридевятое царство – тридесятое государство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Задания да испытания разные придумали. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи не обойтись! С низким поклоном, Василиса Прекрасная».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможем помочь Василисе Прекрасной, не побоимся трудностей?
Дети: высказывают свое мнение, соглашаются помочь.
Воспитатель: Ой, а как же нам с вами попасть в тридевятое царство-тридесятое государство? Ведь это совсем не просто: туда нельзя приехать ни на машине, нельзя приплыть на корабле, невозможно прилететь на самолете или на вертолете, даже в ракете и то нельзя. Что же нам делать? Как мы сможем попасть в эту страну сказок?
Дети: (высказывают свои предположения) Сказать волшебные слова; с помощью волшебного предмета..
Воспитатель: Ребята, я совсем забыла. У нас же есть волшебный цветок, который нам подарила красавица из сказки… как же она называется?
Дети: «Аленький цветочек».
Воспитатель: Вот с помощью него мы туда и отправимся. Вы согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: Я вам предлагаю подойти к цветку и произнести волшебные слова:
Цветок-цветок, в сказку веди,
Не дай, цветок, ослабнуть в пути,
Для нас ты смелость и свет подари
И сказку новую нам оживи.
Звучит «волшебная» музыка.
Воспитатель: Ну вот мы и попали в волшебную страну сказок, в тридевятое царство, тридесятое государство. Смотрите, тропинка. А на тропинке клубочек. Как вы думаете, зачем он здесь?
Дети: Чтобы показать дорогу.
Воспитатель: Правильно, молодцы, догадались! Клубочек, покажи нам путь-дорожку. (Воспитатель катит клубочек в нужном направлении).
Воспитатель: Покатился наш клубочек…..(клубочек катится , а мы за ним)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем - не скучаем
Через кочки, корявые пенечки.
Все преграды мы прошли.
Елку с детками нашли.
- Какая красивая елочка, а под ней какой-то сундучок стоит.
Открывают сундучок, в нем записка и несколько конвертов. Читают записку:
«Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!»
(Каждому ребенку дается конверт, в котором разрезанная картинка с изображением сказки. Ребенок собирает картинку и отгадывает сказку. )
Воспитатель: Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!( клубок катаем)
Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Клубочек, покажи нам путь-дорогу.
Подходят к маленькой елочке, под которой лежит мяч.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, маленькая елочка, а под нею мячик. Хочет мячик поиграть, у вас о сказках разузнать. (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают)
- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям?
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
- Что выросла «Большая – пребольшая»?
- Что случилось с ледяной избушкой?
- В какой сказке кот спасал петушка?
- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?
Воспитатель: Молодцы ребята, сказки хорошо знаете.
Отправляемся дальше
Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Мы шагаем не скучаем
Снова в сказку попадаем.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите какой интересный мешочек. А мы знаем, что в сказке все необычное. Как вы думаете, что в нем?
Дети: рассуждают, высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ну что же, давайте проверим ваши догадки, откроем мешочек и узнаем , что в нем.
Воспитатель открывает потихоньку мешочек, звучит аудиозапись (сначала музыка, потом голос Бабы-Яги:
Напроказничал Кощей,
Этот сказочник-злодей.
На картинке есть предмет,
Знаешь сказку? Али нет?
Назови ее скорей,
Станет он тогда добрей!
Дети по очереди достают картинки и называют сказки:
- ведра – Емеле;
- стрела – Ивану-Царевичу;
- короб с пирожками – девочке Маше;
- ступа и метла – Бабе Яге;
- иголка – Кощею Бессмертному.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Путешествуем дальше.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом
Куда наш клубок закатился? что это?
Под деревом дети находят теремок.
Воспитатель: Что за сказка такая, ребята, кто помнит?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Кто жил в теремке?
Дети: Мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь.
Воспитатель: Давайте, как мышка испугаемся,
- как лягушка похохочем,
- как зайчик потрясемся под кустиком,
- как лисичка смотрит по сторонам, озирается, чтоб ее плутовку никто не увидел,
- как медведь нахмуримся.
Чему учит сказка?
Дети: Жить дружно, помогать друг-другу.
Воспитатель: Молодцы. Можно идти дальше. (Идём, куда ведёт нас клубочек.)
- Смотрите, ребята, яблонька. А яблочки на ней спелые. Из какой сказки эта яблонька, как вы думаете?
Дети: Гуси-Лебеди.
Воспитатель: Верно отгадали. (Срываю яблочко.) Ребята, а на яблочках-то загадки для нас.
Сказки просят:
- А сейчас,
Вы, друзья,
Узнайте нас.
- Попробуем их отгадать?
Дети: Да.
1. Что за сказка: кошка, внучка,
Да ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали?
(«Репка».)
2. Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Не садись на пенёк
Не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
(«Маша и медведь».)
3. Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём
И растаял этот дом
Выгнала она косого
Из домика лубяного.
(«Заюшкина избушка».)
4. В сказке живёт
Он не ёжик и не кот,
Из муки он был печён,
На сметане был мешён
На дорожке он катился
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка,
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису
От неё уйти не смог
Что за сказка?
(«Колобок»)
5. Удивляется народ:
Едет печка, дым идет!
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется….
(«По щучьему велению»)
6. Прямо в болото упала стрела!
В этом болоте царевна жила…
Как звали царевну, скажи мне на ушко!
Я знаю, ты помнишь: «Царевна - …»
(Лягушка)
7. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
После разгадывания последней загадки звучит аудиозапись, голос Василисы Прекрасной:
«Вижу, сказки вам читали
И героев все узнали. Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли книгу расколдовать. За это я вам ее подарю, по почте в детский сад пришлю. Вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите! От души благодарю! До свидания!»
Воспитатель: А сейчас, ребята, нам пора возвращаться из сказки. Подойдем к нашему волшебному цветку.
Цветок-цветок, Сказка прошла,
Нам много чудного преподнесла,
Скорее домой нас отнеси
И, что узнали мы, в нас сохрани.
Воспитатель: Ну вот мы и вернулись из сказочного путешествия. Расскажите, ребята, что сохранил в нас волшебный цветок. В какие игры мы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? Что было интересно и запомнилось больше всего?
Дети: делятся впечатлениями.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень смелые, ничего не боитесь.
Рефлексия: детям раздаются грустный и веселый смайлик . Если путешествие понравилось, поднимают веселый смайлик, если нет, грустный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с неживой природой на тему:«Волшебница вода».
Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментироавания....
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к детскому фольклору: русской народной сказке «Хаврошечка» (в обработке Л.Н.Толстого) с обсуждением идеи произведения: «за добро платят...
Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год.
Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год....
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (ОО «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Солнечная система»
Освоение нетрадиционной техники аппликации...
НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.
В конспекте представлен материал по закреплению знаний детей старшего дошкольного возраста произведений К.И.Чуковского с ипользованием ИКТ...
Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»
Рекомендации родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по программе «Социокультурные истоки»...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг...