«Звуковая культура речи. Звук [Ч ]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Дьячкова Александра Владимировна

Схема занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Звуковая культура речи. Звук [Ч]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог (ФИО) Дьячкова Александра Владимировна

Образовательная область Речевое развитие                  Возрастная группа средняя группа (4-5л)

Тема занятия «Звуковая культура речи. Звук [Ч ]»

Цель:

Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произношении звука (изолировано, в словах). Развивать фонематический слух детей.

Задачи:

1) Образовательные: Познакомить со звуком Ч;

уточнить произношение звука Ч в изолированном виде, в словах;

2) Воспитательные: воспитывать интонационную выразительность речи, желание научиться правильно, произносить все звуки.

3) Развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание и мышление

4) Закрепляющие: Закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

Методы и приёмы: словесные (объяснение, указание); игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).

Персонаж – Паровозик (или картинка с изображение паровоза)

Наглядный материал: картинки с изображением предметов со звуком Ч; картинки к игре «Ласковое слово», изображение буквы/звука Ч, карточки для раздачи с рисунками, имеющими звук Ч и не имеющими этого звука.

Организационный момент, начало занятия

1. Пальчиковая игра «Приветствие»

    Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение исполнять движения по показу педагога, формировать умение проговаривать свои действия.

2. Сюрпризный момент. Появление персонажа – паровозик

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети исполняют движения по показу педагога, проговаривают свои действия

Дети отгадываю загадку

Пальчиковая игра «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Ребята, к нам сегодня в гости придет необычный гость, я хочу вас с ним познакомить. Только с начало послушайте про него загадку, как только отгадаете про кого загадка, он тут же окажется у нас. Готовы, тогда слушайте внимательно, загадка очень сложная.

Загадываю загадку:

Черный дом по рельсам мчится,

Только пар над ним клубится.

Что же это такое? (паровоз)

2. Основная часть занятия.

1. Игра «Ласковое слово»

       Цель: развивать фонематический слух детей

2. Игра “Громко - шёпотом, быстро - медленно”

       Цель: Научить произносить звук Ч медленно, быстро, громко, тихо; Воспитывать интонационную выразительность речи

3. Исследовать и сделать вывод

Цель: развивать фонематический слух, память, внимание и мышление

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети прислушиваются и ничего не слышат

Дети: Чух-чух-чух.

Дети: Чух-чух-чух

Играем в игру «Ласковое слово»

Играю в игру «Громко - шёпотом, быстро – медленно»

Дети подходят к столу рассматривают

Дети называют картинку и если звук [Ч] присутствует, прикрепляем прищепкой к кругу с буквой Ч, если звук [Ч] не слышат, прикрепляют прищепкой к кругу с перечеркнутой буквой  Ч

Дети делают вывод: к кругу с буквой Ч прикрепили картинки в словах которых слышится этот звук, а к кругу с перечеркнутой буквой Ч прикрепили картинки, в произношении которых этот звук не слышится

Молодцы! Ребята, слышите, к нам паровоз спешит?

А какие звуки издает паровоз?

Чтоб доехал паровозик до нас быстрее, давайте сейчас вместе скажем: Чух-чух-чух

Ребята, вот и паровоз наш к нам приехал и что-то нам привез. А привез он нам игру, давайте поиграем! Игра называется  «Ласковое слово».

Игра “Громко - шёпотом, быстро - медленно”

Я говорю вы слушаете, а потом повторяете.

Чу - чу - чу - я гулять хочу (громко)
Чи - чи - чи - пироги в печи (шёпотом)
Чо - чо - чо - как горячо (быстро)
Ач - ач - ач - прилетел грач (медленно)
Уч - уч - уч - у меня ключ (громко)
Оч - оч - оч - скоро ночь (шёпотом)

Ой, ребята, пока мы с вами играли, паровозик разложил на столе какие-то странные карточки с картинками. Давайте пройдем к столу изображая паровоз и проговаривая звуки,  которые слышно при движении паровоза. Посмотрите, какие красивые картинки лежат на столе, а ещё 2 карточки с буквой Ч, и одна карточка перечеркнутой буквой. Ребята, сейчас каждый из вас будет брать картинку и произносить четко по слогам слово. Если в слове звук Ч присутствует, то картинку прикрепляем к карточке с буквой Ч, если в слове звук Ч отсутствует, то картинку прикрепляем к карточке с перечеркнутой буквой Ч.

Давайте разберемся, почему одни картинки вы прикрепили к карточке с буквой Ч, а другие картинки вы прикрепили к карточке с перечеркнутой буквой Ч ?

3. Заключительная часть занятия:

1. С помощью словесных и игровых методов поставленные цели достигнуты

2. Дети смогли на слух определить,  в каких словах звук [Ч] присутствовал, а в каких нет; научились звук [Ч] произносить с разной интонацией и скоростью

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Ответ детей: паровозик

Звук [Ч]

Ответ детей: Да

Каждый ребенок на столе выкладывает из фасоли солнышко

Ребята, кто сегодня был у нас в гостях?

А с каким звуком паровозик нас сегодня знакомил?

 

А  игры, которые предлагал играть паровозик, вам понравились?

Ребята, паровозику пора уезжать, но он просил передать, что вы молодцы, ему понравилось с вами играть и он просил передать вам вот такие веселые медальки и попросил вас нарисовать солнышко с помощью фасоли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...