Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе "Приключения Точки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по грамоте «Приключения Точки»
Программное содержание:
Уточнять знания детей о том, что предложения состоят из слов связанных между собой по смыслу;
учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов;
развивать фонематическое восприятие при работе над деформированным предложением и работе над предложением;
развивать зрительное и слуховое внимание.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент: появляется Точка.
Здравствуйте, ребята! Я - Точка, у меня случилась беда: я вышла из страны
знаний, а злой Карабас-Барабас закрыл ворота на замок и спрятал ключ. И пока я не узнаю, что такое «слово» и что такое «предложение», он не отдаст мне ключ от ворот.
-Вы поможете мне? (Ответы детей). Но Карабас очень коварный, ключ
спрятал надежно и, чтобы его отыскать, вам нужно преодолеть трудный путь и справиться со сложными заданиями. Наш путь будет лежать через осенний лес, а листочки подскажут дорогу.
Воспитатель: Ну, что, ж, Точка, мы конечно же поможем тебе и вместе
отправимся искать ключ от страны знаний. А чтобы попасть в лес, нужно сказать волшебные слова: 1, 2, покружись, в лесу осеннем очутись.
2. Повторение и закрепление понятия «слово»:
Воспитатель: А вот и первый листочек. (Стоит елка,на ней сидит белочка).
-Посмотрите, кто это? (Белка)
-Что мы сейчас с вами сказали? (Мы сказали слово-белка). -Что делает
белка? (Сидит).
-Какое слово сейчас сказали? (Мы сказали слово-сидит). -Какая
белка? (Рыжая).
- А сейчас что вы сказали? (Мы сказали слово-рыжая).
-Вот сколько много слов мы сейчас сказали с вами. Словами мы называем
все то, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас и с нами, каждое слово что-то обозначает. Наша речь состоит из слов.
Игра «Доскажи словечко».
3. Составление предложений.
-Отправимся с вами дальше, здесь снова листочек. Теперь Карабас хочет,
чтобы вы отгадали загадку, послушайте ее внимательно:
Летом ходит без дороги мимо сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, от
мороза прячет нос. (Медведь).
Да, это медведь или мишка. Какое слово сейчас сказали? (Мишка).
-А что делает мишка, когда бывает очень злой? (Рычит).
- А сейчас какое сказали слово? (Рычит).
-Теперь, ребята, составьте, пожалуйста предложение о мишке из этих
слов. (Дети составляют предложение: Мишка рычит.)
-Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении два слова).
-А теперь скажите, какой мишка? (Косолапый).
-Какое теперь предложение можно составить? (Косолапый мишка рычит).
-Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении три слова).
-Какое первое слово; второе/третье? (Ответы детей).
-Предложения состоят из слов и мы должны понимать, что говорится
в предложении. А сейчас составим предложения из живых слов. (Точка
находит свое место в предложении).
Игра «Живые слова»
-Даже если слова в предложении поменять местами, то все равно в нем
будет говориться о мишке.
-Ну что, Точка, теперь тебе понятно для чего нужны нам слова?
-А из чего состоят предложения?
4. Составление предложения по картине из 3-х слов. Выкладывание
схемы предложения.
-Смотрите, ребятки, мы очутились с вами на лесной полянке, а вот и листочек,
посмотрим, что на этот раз приготовил для нас Карабас.
-Нужно составить предложение по картине из трех слов.
-Какие предложения у вас получились? (Ответы детей).
-А теперь составьте схему этого предложения. (Один ребенок составляет
схему своего предложения на фланелеграфе, остальные дети- на своих местах. Затем прошу детей проверить правильность выполнения задания. 2-3 детей
прошу прочитать предложение по схеме).
-Назовите, сколько слов в предложении. Какое первое, второе,
последнее слово? Как на схеме обозначено первое слово? (Уголком, потому
что предложение начинается с большой буквы).
-Что стоит в конце предложения? (В конце предложения стоит точка).
5. Игра с мячом «Составь предложение».
-Молодцы! А теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем. Мячик прыгать мы заставим - предложения составим. (Бросаю мяч детям, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок:, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.
6. Итог занятия.
-Ну, вот, вроде бы все задания Карабаса мы выполнили, а ключ от ворот в
страну знаний так и не нашли, неужели мы так и не сможем помочь Точке?
Подхожу к накрытому мольберту. -Что это? (Книга)
-Правильно, книга-это источник знаний, написана она с
помощью предложений. Каждое предложение начинается с большой буквы, а в конце стоит точка.
-Здесь есть потайной карманчик, посмотрим, что в нем. А вот ключ, который
поможет тебе, Точка вернуться в свою страну, но прежде чем отдать тебе его,
скажи что ты узнала сегодня о слове и предложении? (Ответ Точки).
Точка благодарит детей за помощь, прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, кому мы помогли сегодня с вами? -Все вы сегодня были
большие молодцы, не испугались сложных заданий и отлично с ними справились!
-А теперь нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад, произнесем
волшебные слова, чтобы оказаться в садике:
1, 2, покружись, в садике вновь очутись.
Дети присаживаются на свои места. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "На помощь Незнайке". Познакомить детей с буквой "Ш", закрепить навык проведения звукового анализа слов.
Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности; Закрепить у детей знание букв русского алфавита; Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой и звуком Х.
Представлен конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте по программе "Предшкола Нового поколения"...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Цель: познакомить детей с новой буквой и ее звуками, прподолжить работу по определению позиции звука в слове....
Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы «Точка, точка, запятая»
Открытое музыкальное занятие для подготовительной группы на тему "Танцевально-игровая деятельносить как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"...
Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе «В поисках азбуки »
Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе«В поисках азбуки »...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Буква Д. Звук [Д] и [Д\']
Закреплять знания детей о букве Д и звуке [Д] и [Д']....