Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Буква Д. Звук [Д] и [Д']
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Галина Александровна Долгова

Закреплять знания детей о букве Д и звуке [Д] и [Д'].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

ТемаБуква ДЗвук [Д] и [Д']

Цель: Закреплять знания детей о букве Д и звуке [Д] и [Д'].

Задачи:

Формировать и закреплять умение определять наличие звука в слове и его позицию.

Закреплять умение дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости.

Учить преобразовывать слова путём замены одного звука другим.

Развивать фонематический слух, внимание, память.

Оборудование: телевизор; ноутбук; карточки с буквами; презентация; магниты зелёного, синего и красного цветов; рабочие тетради; цветные карандаши.

Ход НОД.

I. Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках на ковре.

Воспитатель: Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами будем на нашем занятии играть, отгадывать загадки, придумывать новые слова, работать в тетрадях, искать заданный звук и делать звуковой анализ слов, составлять слова на доске. Посмотрите пожалуйста на экран. (Слайд №1). Скажите, какая буква изображена на картинке?

ДетиБуква Д.

Воспитатель: Правильно. Это буква Д. А кто мне сможет ответить, чем буква отличается от звука?

ДетиБукву мы видим, читаем и пишем, а звук мы слышим и произносим.

Воспитатель: Совершенно верно. Скажите мне, а каким звуком может быть буква Д?

Дети: Может твёрдым звуком и может быть мягким звуком.

Воспитатель: Правильно. А кто мне может рассказать о звуке Д, какой он? (если дети затрудняются, задаёт наводящие вопросы).

Дети: Он согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Воспитатель: Молодцы! А какой звук обозначается зелёным цветом?

ДетиЗвук Д '.

Воспитатель: Хорошо. Всё правильно ответили. Пришло время отгадать загадки. Готовы?

Дети: Да.

I. Основная часть.

1. Отгадывание загадок.

Воспитатель: Тогда слушайте. (Слайд №2).

                        Вот огромный шумный мир.

                        В нём четыреста квартир, пять подъездов, домофоны,

                        Остеклённые балконы.

Дети: Это дом.

Воспитатель: Правильно. Это дом. (Слайд №3). Скажите мне, а в этом слове какой звук, твёрдый или мягкий?

Дети: твёрдый.

Воспитатель: Правильно, твёрдый. А где он находится в этом слове?

Дети: он находится в начале слова.

Воспитатель: Молодцы. С первой загадкой справились, самое время переходить ко второй. Готовы?

Дети: Да.

Воспитататель: Слушайте(Слайд №4)

                               В морях и реках обитает, но часто в облаках витает.

                              А как наскучит ей летать, на землю падает опять!

Дети: Это вода.

Воспитатель: Правильно, это вода. (слайд №5). А кто мне сможет охарактеризовать звук в этом слове, о котором мы говорим?

Дети: Это звук Д, он обозначается синим цветом и находится в середине слова. (дети дополняют ответы друг друга и исправляют неточности и неправильные ответы друг друга).

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. Слушайте следующую загадку. (Слайд №5).

                            Хорошо, когда он есть, можно на него и лечь и сесть…

                           Он для отдыха нам дан, мягкий, плюшевый …

Дети: Это диван!

Воспитатель: Правильно, это диван. (Слайд №7). Скажите мне, а какой звук спрятался в этом слове и где он находится?

ДетиЗвук Д ', он находится вначале слова и обозначается зелёным цветом.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас давайте немного отдохнём.

2. Физминутка.

Проводится физминутка под музыкальное сопровождение (по выбору воспитателя).

3. «Придумывание слов с заданным звуком».

Ну что ж, молодцы, присаживайтесь на стульчики. Следующее задание для вас. За стол сядет тот, кто придумает и назовёт слово, которое начинается со звука Д или Д '. Задание всем понятно?

Дети: Да.

(Придумав слово, ребёнок поднимает руку и назвав правильное слово садится за стол).

Воспитатель помогает тем деткам, которые столкнулись с небольшими трудностями наводящими вопросами, но не называет за них слова.

4. «Определи, какой звук».

Воспитатель: Я буду называть слова со звуком Д, а вы поднимаете карандаш того цвета, которому соответствует звук в слове. Например, я называю слово ДВОР, вы какого цвета поднимите карандаш?

Дети: Синего.

Воспитатель: Правильно. Приготовьте карандаши и ушки. (Читает слова):

Дятел, Доктор, День, Садик, Домино, Владик, Дерево, Друг, Дожди, Вода, Природа, Дорога, Стадо.

5. «Придумай слово» - добавление слогов ДА или ДЯ.

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами будем играть в игру «Придумай слово». Я буду вам называть слово, а вам нужно добавить к нему слог ДА или ДЯ. Вам понятно задание?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда слушайте:

На…. Лю… Ли…. Воло… Фе… Вла…. Со…

Мо… Да….

6. «Скажи по- другому» - замена звука Т - Ть на звук Д - Дь.

Воспитатель: А теперь задание посложнее будет. Ваша задача заменить в словах звук Т- Ть на звук Д -Дь.

Том-дом Точка- дочка Плоты-плоды Тень-день Тима-Дима

Трава-дрова Тело-дело Уточка-удочка Прутик-прудик Тачка-дачка.

Молодцы, справились с такой сложной задачей!

7. Составление слова по картинке. На доску прикрепляется картинка, а ребёнок подходит к доске, угадывает слово и составляет его под картинкой.

Ребята, посмотрите, что нарисовано на картинке, которую я повесила на доску.

Дети: Это душ.

Воспитатель: Правильно, это ДУШ. Кто хочет выйти и составить слово душ на доске?

Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова.

Воспитатель: А кто может сделать звуковой анализ слова ДУШ?

По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим).

Аналогично отгадываются, составляются и разбираются слова ДВЕРЬ, ДЕРЕВО.

8. Пальчиковая гимнастика по желанию детей.

III. Заключительный этап.

9. Работа в тетради.

Воспитатель: Ребята, откройте пожалуйста свои тетради. Прочитайте первое слово, которое у вас написано в тетрадях.

Дети: ДУШ

Воспитатель: Правильно, это слово ДУШ. Кто хочет выйти и составить это слово на доске? (Желающий выходит, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях). А кто может сделать звуковой анализ слова? По желанию ребёнок выходит и делает звуковой анализ, обозначая звук цветным магнитом соответствующего цвета (синим, красным, синим, а остальные дети проверяют правильность составления слова и делаю звуковой разбор в своих тетрадях.

Аналогично разбирается слово ДЕРЕВО.

А третье слово разбирают дети самостоятельно, каждый в своей тетради.

10. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, подумайте немного, что вам сегодня на занятии понравилось, а что вам не очень понравилось. Может быть вам было сложно, или не интересно, или другая причина. Я буду называть вам задания, которые мы сегодня выполняли на заданиях, а вы если вам понравилось это задание поднимите вверх карандаш красного цвета, а если не –то зелёного. Все поняли задание?

Дети: Да.

Воспитатель: Первое задание- отгадывание загадок. Дети поднимают руку с карандашом вверх. Аналогично оцениваются задания №3, №7.

Спасибо вам, вы сегодня все большие молодцы и мне было очень приятно с вами сегодня работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:·        познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе) Тема: «Звук и буква Ж»

В плане-конспекте подробно отражается работа по закреплению буквы Ж в разных видах работы. Занятие ориентировано для работы с старшими доольниками с ОВЗ....

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим Буратино. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим  Буратино.  Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»...