Статья "Особенности введения ФГОС ДО"
статья по развитию речи
В статье раскрыты особенности введения ФГОС ДО. в ТОМ ЧИСЛЕ И СО СТОРОНЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. ПОКАЗАНЫ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_samoylova_iz_knigi.docx | 161.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Самойлова Ольга Юрьевна,
заместитель директора по УВР
ГБОУ начальная школа – детский сад № 620 «РОСТОК»
Особенности внедрения ФГОС ДО
(из опыта работы дошкольного отделения ГБОУ № 620 «РОСТОК»)
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование рассматривается как один из базовых уровней общего образования. Такой подход повлек за собой разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования, в результате чего с 01.01.2014 года в систему дошкольного образования был введен Федеральный государственный образовательный стандарт. В 2014 году коллектив дошкольного отделения ГБОУ начальной школы - детского сада № 620 «РОСТОК» приступил к внедрению и реализации ФГОС ДО. Реализация ФГОС ДО осуществляется через:
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ.:
- Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС ДО:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Локальные акты ГБОУ по введению ФГОС ДО: - Приказ № 65 от 25.08.2014 г. « О подготовке к внедрению ФГОС ДО ГБОУ № 620 «РОСТОК»;
- Приказ № 133/1от 15.09.2014 г « Об утверждении рабочей группы по внедрению ФГОС ДО ГБОУ № 620 «РОСТОК»;
- Приказ № 22/1 от 19.02.2015г. «О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы ГБОУ № 620 «РОСТОК» на основе ФГОС ДО»;
- Приказ № 133/1 от 15.09.2014г. «Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС ДО. Плана-графика повышения квалификации педагогов ГБОУ № 620 «РОСТОК» в рамках подготовки внедрения ФГОС ДО. Кроме этого была проведена следующая работа, поддерживающая ФГОС ДО:
1. Смоделирован учебный план дошкольного отделения с учетом методических рекомендаций и социального запроса родителей воспитанников. 2. Внесены изменения в коллективный договор (в локальные акты, которые регламентируют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС).
Выводы: 1. Педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ДОУ на работу по ФГОС(протоколы заседаний рабочей группы). 2. Разработаны необходимые для реализации ФГОС ДО локальные документы.
Методическое сопровождение перехода образовательного учреждения на работу по ФГОС
В дошкольном отделении было организовано методическое сопровождение перехода на работу по ФГОС:
1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов дошкольного отделения (в свете введения ФГОС ДО) и внесение изменения в план курсовой подготовки ОУ.
2. Проведён анализ соответствия материально – технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.
3. Комплектование библиотеки дошкольного отделения базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.
4. Организация совместных мероприятий воспитателей и педагогов начальных классов - составлен план взаимодействия дошкольного отделения и начальной школы на 2014-2016гг. и 2016 – 2017 учебный год с включением проработки преемственности ФГОС НОО и ДО ( выступление учителя начальных классов Е.А. Курсовой с презентацией «Преемственность между школой и детским садом в свете введения ФГОС ДО»).
Методическая работа строилась в целях формирования положительной мотивации участников введения ФГОС ДО к реализации поставленных задач, повышения результативности образовательного процесса, И уровня профессиональной подготовки воспитателей и специалистов ОУ к реализации требований ФГОС ДО: семинары, обсуждение методической литературы, консультации для воспитателей, согласно плану методической работы, обеспечивающей сопровождение введение ФГОС ДО.
Выводы: по всем направлениям определены новые задачи, ведётся определённая работа по их реализации на разной стадии разработки. Вся образовательная деятельность обеспечивает достижение равных стартовых возможностей на старте в школу воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательное пространство дошкольного отделения состоит из следующих компонентов: образовательный процесс, предметно – развивающая среда, взаимодействие участников педагогического процесса.
Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных особенностей по основным направлениям: физическому, социальнго – личностному, познавательному, художественно – эстетическому,- в которых сочетаются следующие функции:
- воспитательная - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
- образовательная (познавательная) – воспитание интереса к получению знаний, умений, навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию его новых качеств;
- развивающая – развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
- социализирующая – овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
- оздоровительно – профилактическая (валеологическая) – приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
Модель образовательного пространства дошкольного отделения в соответствии с ФГОС ДО обеспечивает развитие субкультуры ребёнка. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются целевые ориентиры образования, принципы организации образовательного содержания:
- личностная ориентация; данный принцип требует обеспечения в детском саду психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стессообразующих факторов воспитательного процесса;
- создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентации на успех и мотивации успешности.
Мониторинг педагогического процесса показал, что наиболее успешно дети владеют следующими интегративными качествами: овладение предпосылками учебной деятельности, овладение средствами общения и способами взаимодействия, любознательны, активны, эмоционально отзывчивы, имеют представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, развита способность управлять своим поведением. Следует совершенствовать работу с детьми по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Результаты мониторинга показали, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБОУ№ 620 «РОСТОК» реализуется в полном объеме, что отражено на диаграмме (рис.1)
Рис 1 Итоговая таблица мониторинга освоения ООП ДО
№ | Образовательные области | ВУ – 2014 (50 чел.) | ВУ – 2015 (48чел.) | ВУ – 2016 (январь) (48 чел.) | СУ – 2014 (50 чел.) | СУ – 2015 (48чел.) | СУ – 2016 (январь) (48чел.) | НУ – 2014 (50 чел.) | НУ – 2015 (48чел.) | НУ – 2016 (январь) (48чел.) |
1 | Физическое развитие | 44% - 22 чел. | 54% - 26 чел. | 43% - 22 чел | 55% -27 чел. | 36% -17чел. | 40% - 19 чел. | 1% -1 чел. | 10% - 5 чел. | 17% - 7 чел чел. |
2 | Речевое развитие | 45% - 23 чел. | 41% -20 чел. | 42% -21 чел. | 50% - 25 чел. | 40% - 19 чел. | 40% - 19 чел. | 5% -2чел. | 19% - 9 чел. | 18% -8 чел. |
3 | Социально-коммуникативное развитие | 53% - 26чел. | 42% -21 чел. | 40% - 19 чел. | 45% - 23чел. | 51% - 24чел. | 51% - 24чел. | 2% -1чел. | 7% -3чел. | 9% -5чел |
4 | Познавательное развитие | 46% - 23чел. | 43% - 22 чел. | 41% -20 чел. | 51% - 26 чел. | 44% - 20чел. | 41% -20 чел. | 3%– 1чел. | 13% - 6 чел. | 18% -8 чел. |
5 | Художественно-эстетическое развитие | 47%- 23чел. | 40% - 19 чел. | 54% - 26 чел. | 51% - 26чел. | 55% - 27чел. | 45% - 21чел | 2% - 1чел. | 5% - 2чел. | 1% - 1 чел. |
Общий показатель | 45 % 23чел. | 44% - 22 чел. | 45% - 23чел. | 52%-26чел. | 44%- 22чел. | 40% - 19 чел. | 3%-1чел. | 12%- 6 чел. | 14% 7 чел. |
Анализ результатов образовательной деятельности показал, что в дошкольном отделении воспитатели оказывают помощь и поддержку детям при организации всех видов деятельности и отдыха: в процессе самостоятельной двигательной деятельности: игр, дневного сна, приёма пищи и др., а также особое внимание уделяют детям с ослабленным здоровьем.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий.
2. Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды.
3. Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения.
4. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.
Пути решения выявленных проблем:
- всему педагогическому коллективу необходимо постоянно совершенствовать процесс реализации ФГОС ДО;
- рабочей группе доработать разделы ООП;
- продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем воспитания и обучения;
- обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группах;
- подбор и применение новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательной деятельности.
Направление III. Проведен анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. Анализ материально-технического обеспечения ДОУ с позиции требований ФГОСДО; Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС ДО, в связи с этим было проведено комплектование библиотеки дошкольного отделения базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.
Направление IV. Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС ДО:
- продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС;
- обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС ДО, опубликовывать на сайте ГБОУ;
- фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения воспитанниками ООП ДО.
Введение ФГОС ДО коснулось не только образовательного и воспитательного процесса, но и кадрового обеспечения. В связи с этим должностные инструкции работников ГБОУ начальная школа – детский сад № 620 «РОСТОК» были приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников».
По итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО: в детском саду подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Поскольку организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности нами был сделан анализ РППС с позиции требований ФГОС дошкольного образования, основываясь на удовлетворении интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития, обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов. должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация развивающей среды должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, также обеспечивать двигательную активность, эмоциональное благополучие детей. В связи с этим основной задачей в 2015-2016 учебном году является приобретение игрового оборудования для учебно-методического обеспечения по образовательным областям:
- социально-коммуникативное развитие - маркеры игрового пространства (ширмы-театр и т.д.), полифункциональные материалы (объемные модули, крупные разных форм);
- художественно-эстетическое развитие - мольберты; музыкальное развитие - колокольчики, свистульки, треугольники, литавры детские;
- познавательное развитие - объекты для исследования в действии, частично образно-символический материал и нормативно-знаковый материал;
- физическое развитие - для ходьбы, бега и равновесия (коврики массажные и т.д.), для катания, бросания, ловли (кольцебросы и т.д.).
Укомплектован список учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО. В 2014 году приобрели методические пособия и литературу: примерную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; во все возрастные группы были приобретены комплекты учебно-методических пособий к программе «От рождения до школы»; наборы картин демонстрационных, наглядных пособий, для развития детей по образовательным областям. Однако, материально- техническое обеспечение по ФГОС на данный момент пока недостаточно, но ведется работа с Учредителем по улучшению базы детского сада. Для определения уровня готовности дошкольного отделения к введению ФГОС заполнялась карта самооценки готовности ОО к введению ФГОС ДО. По итогам самооценки дошкольное отделение ГБОУ начальная школа – детский сад № 620 «РОСТОК» соответствует среднему уровню готовности к введению ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО
Видео: http://youtu.be/LEyYKS-JAh8...
Оздоровительные технологии. Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения
" Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколеия"-программа мастер - класса для инструкторов по физич...
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...
Методическое сопровождение образовательного процесса в свете введения ФГОС в дошкольное образование
Об изменениях в законодательстве РФ, касающихся деятельности ДОУ Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...
Введение ПДОУ в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Нориативно-правовое и программно-методическое обеспечение введения платных дополнительных образовательных услуг в ДОО....
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...