Оздоровительные технологии. Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
" Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколеия"-программа мастер - класса для инструкторов по физической культуры дошкольных учреждений
Цель - способствовать непрерывности и разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности дошкольного и начального образования посредством народных игр и форм физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 73.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса рассчитана на 36 часов и предназначена инструкторам физической культуры дошкольных учреждений, ориентирована на обеспечение равных возможностей для детей старшего дошкольного возраста в получении качественного образования, освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов физкультурной деятельности с непрерывностью образовательного процесса в начальной школе по предмету физическая культура. В процессе изучения данного курса педагоги имеют возможность расширить свои знания и укрепить практические навыки по вопросам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности через физические упражнения, подвижные игры с мячом, элементы техники спортивных игр и внедрение их в образовательный
процесс с учетом требований ФГТ и ФГОС. Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
На современном этапе, при введении ФГОС второго поколения требования к уровню квалификации педагога, естественно, возрастают, но чтобы обеспечить выполнение требований стандарта необходимо взаимодействие цепочки детсад-школа и по предмету физическая культура. И в связи с этим существует потребность в оказании методической помощи инструкторам физической культуры дошкольных учреждений при проведении занятий по физической культуре, так как в основном это воспитатели прошедшие переподготовку. И поэтому очень важна взаимосвязь, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня подготовленности дошкольника к школе. Ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь дошкольников, сформировать потребность двигаться.
Теоретико-методологическая основа ФГТ сходна с ФГОС НОО, что позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развития его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности. Очень важно помнить и знать, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование жизненно-необходимых физических качеств, закладываются основы для дальнейшей спортивно-соревновательной деятельности.
Моя методика заключается в том, чтобы как можно больше и шире использовать различные физические упражнения и народные игры с мячом не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности. Применять упражнения с мячом, игры не от случая к случаю, а планомерно включать их для развития двигательных качеств. Особое внимание нужно уделить играм, не требующих специального инвентаря и условий. Мой девиз: «Просто!» «Доступно!» Интересно!». Использование игровых образовательных технологий во внеурочной и урочной деятельности один из компонентов моей педагогической работы, позволяющий комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Упражнения с мячом лежат в основе технической подготовки спортивных игр. Поскольку овладение техникой двигательного движения в спортивных играх является сложным, то различные упражнения с мячом помогают детям приспосабливаться к меняющимся условиям в игре, оказывают большую помощь в успешном овладении техникой в избранном виде спорта. Исходя из своего опыта, могу заметить, что чем раньше дается возможность ребенку работать с мячом, тем он более подготовлен к освоению базовых игровых видов спорта, меньше подвержен травмам верхних конечностей.
Именно в дошкольном возрасте должны быть созданы благоприятные предпосылки для формирования правильной осанки, поэтому одно из центральных мест в физическом воспитании дошкольников занимает всестороннее и гармоничное укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стопы.
По данному направлению выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы».
Цель - способствовать непрерывности и разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности дошкольного и начального образования посредством народных игр и нетрадиционных форм физической культуры.
Задачи:
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
- создать предпосылки к осознанной мотивации педагогов в изучении и применении упражнений с мячом, народных игр, основам техники спортивных игр, согласно разделам программы начальной школы;
- целенаправленно использовать подвижные игры с мячом в урочной и внеурочных формах образовательного процесса;
- способствовать повышению уровня теоретической, методической и практической подготовки педагогов, их самосовершенствованию, познанию и творчеству;
- пропаганда и популяризация нетрадиционных форм занятий;
3. Содержание мастер-класса
Общие аспекты Концепции дошкольного воспитания и ФГОС второго поколения
Основные положения теоретико-методологических основ ФГТ и ФГОС.
Теоретические основы методики физического воспитания дошкольников
Задачи физического воспитания дошкольников и учащихся начальной школы. Уровень развития физической культуры дошкольников. Способы физкультурно-оздоровительной деятельности. Осуществление педагогического и врачебного контроля в физическом воспитании. Возрастные особенности детей 5-7 лет.
Общая методика проведения занятий по физической культуре с дошкольниками
Требования к занятиям физической культуры. Цель и определение задач занятия. Типы и методы обучения. Проведение занятия. Нагрузка, ее дозировка и признаки утомления.
Развитие двигательных качеств в дошкольном возрасте. Формирование навыка
Характеристика двигательных качеств и их тестирование. Двигательный навык и этапы его формирования.
Физическая подготовленность дошкольников
Тестирование физических качеств. Правила выполнения.
Общеразвивающие и специальные упражнения
Терминология упражнений. Общеразвивающие упражнения с волейбольными, баскетбольными и набивными мячами. Упражнения на дыхание(целлофановые пакетики). Упражнения с теннисными мячами. Игры: «Запрещенное движение», «Группа-Смирно!».
Гимнастические и акробатические упражнения.
Терминология упражнений. Понятия: «строй», «колонна», «шеренга», выполнение команд: «равняйсь, смирно, вольно, разойдись», повороты и перестроения. Передвижения: ходьба на носках, пятках, бегом, прыжками в сочетании с движениями руками; Упражнения с гимнастической скакалкой, в парах, Упражнения в равновесии (ходьба на носках, выпадами, приставными шагами) на гимнастической скамейке; лазание по гимнастической стенке, по наклонной гимнастической скамейке. Упражнения в упоре, в висе. Прыжки с высоты, в длину; преодоление препятствий. Упражнения с элементами акробатики. Перекаты и группировка. Упражнения на формирование правильной осанки. Суставная гимнастика. Элементы йоги. Игры: «Быстро стройся!», «К своим флажкам», «Карлики-великаны», «Ловля обезьян», «Вирусы».
Основы методики проведения народных игр. Подвижные игры народов Поволжья.
Место и роль народных игр, их влияние на развитие двигательных качеств. Воспитательное значение народных игр. Возрастная характеристика народных игр. Подбор игр, принципы и методы. Требования к технике безопасности во время проведения игр.
Особенности национальных подвижных игр. Татарские и чувашские народные игры: «Бегом за мячом», «Мяч по кругу», «Подвижная цель», «Возьми городок». Мордовские и марийские игры: «Круговой», «Кого назвали, тот и ловит», «Попади мячом», «Сильный бросок». Русские игры: «Вышибалы», «Мини-перестрелка», «Шесть мячей», «Пионербол».
Игры с элементами метания
Техника метания малого мяча с места. Подводящие упражнения. Подвижные игры: «Точное метание», «Кто дальше», «Набрось». Эстафеты.
Основы спортивных игр
Стойки, остановки, ловля и передачи мяча двумя руками от груди, бросок мяча в корзину двумя руками. Игры на закрепление техники стоек и перемещений в баскетболе («Замри-отомри», «День и ночь», «Коршун и наседка»; эстафеты: «Спиной к финишу», «Челночный бег с переносом кубиков»); на технику ловли и передачи мяча в баскетболе («Мяч капитану», «Передал-садись», «Вслед за мячом», «Пятнашки», «Гонка мячей», «Мяч в центр»). Специальные упражнения для укрепления фаланг пальцев. Мини-баскетбол без ведения. Терминология.
Стойка, перемещения, прием мяча снизу двумя руками, подводящие упражнения, нижняя прямая подача. Игры с передачами мяча в волейболе («Обстрел чужого поля», «Не урони мяч», «Поймай и передай», эстафеты «Мяч над сеткой», «Летающий мяч»); на закрепление подачи: «Лапта волейболистов».
Интегральная подготовка.
Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов в баскетболе и волейболе. Развитие специальных способностей (двигательных, психофизиологических) посредством многократного выполнения технических приемов; переключения в выполнении технических приемов нападения и защиты. Учебные игры с системой заданий в игре («Десять передач», «Пионербол с элементами волейбола», «Наступление»), отражающих программный материал. Судейство.
Доврачебная помощь
Виды травм, признаки, первая медицинская помощь.
Итоговый контроль. Тестовые задания по пройденному материалу курса.
Учебно-тематический план по программе
«Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения »
Цель - способствовать непрерывности и разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности дошкольного и начального образования посредством народных игр и нетрадиционных форм физической культуры
Категория слушателей Инструктора физической культуры дошкольных учреждений
Срок обучения 36 часов
Форма обучения очная
Режим занятий 2 часа (в день)
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | Выездные занятия и другое | Практ., лаб., семинарские занятия | ||||
1 | Общие аспекты Концепции дошкольного воспитания и ФГОС второго поколения | 1 | 1 | текущий | ||
2 | Теоретические основы методики физического воспитания дошкольников | 2 | ||||
2.1 | Цель, задачи и содержание физического воспитания детей дошкольного возраста | 0,5 | текущий | |||
2.2 | Педагогический и врачебный контроль | 0,5 | текущий | |||
2.3 | Учет возрастных особенностей детей | 1 | текущий | |||
3 | Общая методика проведения занятия по физической культуре с дошкольниками | 2 | ||||
3.1 | Характеристика занятия, типы. Методы обучения | 1 | текущий | |||
3.2 | Определение задач занятия и дозирование нагрузки | 0,5 | 0,5 | Определение реакции организма на физическую нагрузку | ||
4 | Развитие двигательных качеств в дошкольном возрасте. Формирование навыка. | 1 | 1 | текущий | ||
5 | Физическая подготовленность дошкольников | 2 | 0,5 | 1,5 | Ознакомление и выполнение тестов | |
6 | Общеразвивающие и специальные упражнения | 2,5 | ||||
6.1 | Комплексы физических упражнений с различными предметами | 1,5 | составление комплекса | |||
6.2 | Упражнения с теннисными мячами | 1 | текущий | |||
7 | Гимнастические и акробатические упражнения. | 4,5 | 3 | |||
7.1 | Строевые упражнения и перестроения | 0,5 | текущий | |||
7.2 | Упражнения на формирование правильной осанки | 0,5 | составление комплекса | |||
7.3 | Суставная гимнастика | 0,5 | текущий | |||
8 | Основы методики проведения народных игр. Подвижные игры народов Поволжья | 6 | 1 | 5 | изготовление карточек и проведение игр | |
9 | Игры с элементами метания | 3 | 3 | текущий | ||
10 | Основы спортивных игр | 8 | ||||
10.1 | Игры и упражнения с элементами баскетбола | 4 | текущий | |||
10.2 | Игры и упражнения с элементами волейбола | 4 | текущий | |||
11 | Интегральная подготовка | 2 | 2 | текущий | ||
12 | Доврачебная помощь | 1 | 0,5 | 0,5 | Учет по оказанию первой медицинской помощи | |
13 | Итоговый контроль | 1 | 1 | тестирование | ||
итого | 36 | 5 | 31 |
4. Планируемые результаты
В результате изучения курса участники мастер-класса должны
Знать:
- возрастные особенности детей дошкольного возраста;
-основные методы и формы обучения физическим упражнениям и играм;
-роль подвижных игр в развитии и формировании двигательных качеств;
-разновидности и правила игр;
-основные признаки реакции организма на физическую нагрузку;
-основы элементов техники баскетбола, волейбола, метания;
Уметь:
-проводить функциональные пробы;
-тестировать физические качества;
-оказывать первую медицинскую помощь;
-подбирать подводящие упражнения;
-организовывать и подбирать игры и эстафеты;
- разрабатывать комплексы упражнений;
Демонстрировать:
-владение техникой двигательного действия;
-знания, умения, навыки в практической деятельности;
-готовность к применению игровой рационализации занятий в соответствии с разделами программы;
-осуществлять судейскую деятельность;
5. Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий по данному курсу необходимы:
-наличие спортивного зала, ровная открытая площадка, теннисные, волейбольные мячи, баскетбольные мячи №3; набивные мячи (вес 0,5 кг и 1 кг), обручи, мягкие тряпочные мячи, секундомер, фишки, флажки, интерактивная доска, компьютер.
Разработан раздаточный материал: игры, комплексы упражнений по разделам программы, игровые карточки, организация и проведение судейства игр – «шесть мячей», пионербол.
6. Портфолио
Имеются рецензии на программный материал элективных курсов: «Расступись, лапте дорогу» методиста кафедры ЕМОД ИНПО г. Набережные Челны Э.Л. Гафуровой; «Родом из детства – народная игра Лапта» доктора педагогических наук, профессора КамГАФКСиТ Ф.Р.Зотовой.
По данной теме неоднократно выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы»:
Темы выступлений | Год | Форма обобщения опыта |
Использование народных игр на уроках физической культуры | 2007 | Доклад в рамках региональных курсов повышения квалификации учителей физической культуры в ИНПО «Современные подходы к преподаванию физической культуры. Реализация концепции профильного обучения». |
Народные игры в урочной и внеурочной форме физического воспитания | 2009 | Мастер-класс на региональных курсах повышения квалификации учителей физической культуры и ОБЖ в ИНПО «Современные образовательные технологии в преподавании физической культуры и ОБЖ» |
Лапта на уроках физической культуры | 2009 | Мастер-класс на региональной конференции «Урок – основная форма физического воспитания школьников», Альметьевский техникум физической культуры |
Народные игры как средство развития двигательных качеств | 2009 | Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов. |
Расступись, лапте дорогу! | 2010 | Здоровье - в школы! Сборник статей по материалам 2 Международного конгресса учителей физической культуры, г.Петрозаводск. |
Летающий диск: игры и упражнения с диском | 2010 | Мастер-класс на городском семинаре «Игровая рационализация уроков «Другая физкультура» |
Выступление «От игры к спорту», публикация статьи | 2010 | Международная научно-практическая конференция «Спортивное наследие Универсиады-2013» 28-29 октября 2010.г.Набережные Челны. |
Использование летающих тарелок на уроках физической культуры | 2011 | Мастер-класс на региональном семинаре «Формирование познавательной активности учителя физической культуры» |
Участие в научно-практических конференциях, конкурсах
год | уровень | аудитория | место проведения конференции | форма участия, результат |
2009 | республиканский | учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры | региональная конференция «Урок –основная форма физического воспитания школьников», г.Альметьевск, техникум физической культуры | мастер – класс «Лапта на уроках физической культуры» |
2009 | республиканский | учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры | выступление «Учитель идет на урок. Первые шаги» | |
2011 | республиканский | учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры | Региональный семинар: «Повышение познавательной активности учителя физической культуры» | Выступление «Повышение профессионального мастерства учителя через создание «Портфолио» |
2010 | муниципальный | Учителя физической культуры | профессиональный конкурс «Учитель-мастер» в сфере повышения квалификации | Мастер-класс «Оздоровительная физическая подготовка через подвижные игры» |
2011 | муниципальный | Учителя физической культуры | профессиональный конкурс «Учитель-мастер» в сфере повышения квалификации | Мастер-класс «Школа мяча» |
2010 | республиканский | Специалисты физической культуры | Республиканский конкурс «Мастер педагогического труда по организации внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» | победитель |
2011 | республиканский | Специалисты физической культуры | Республиканский конкурс «Мастер педагогического труда по организации внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» | лауреат |
2010 | российский | Учителя физической культуры | Московский педагогический марафон учебных предметов | участник |
2010 | российский | Специалисты физической культуры | «Урок физкультуры 21 века» | участник |
2010 | международный | Специалисты физической культуры | 16 Международный Фестиваль физкультуры и спорта «Наш выбор-здоровый образ жизни» | участник |
2010 | международный | Учителя физической культуры | 2 международный конгресс учителей физической культуры | участник |
2010 | международный | Специалисты физической культуры | Международная научно-практическая конференция «Спортивное наследие Универсиады-2013» 28-29 октября 2010.г.Набережные Челны. | участник |
Литература:
- Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов.- М.: Просвещение,2011-77с.
- Зимние подвижные игры: 1-4 классы/Авт. – сост. А. Ю. Патрикеев.- М.: ВАКО, 2009.-176 с.
- Строевые упражнения: Методика обучения строевым приемам /И.Б.Павлов, Н.В.Тулупчи - М.: Чистые пруды, 2009.-32 с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 26).
- Суставная гимнастика./ Л.В.Муратова – М.: Чистые пруды, 2006.-32 с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 6(12)).
- Терминология общеразвивающих упражнений/Л.А. Смирнова –М.: Чистые пруды, 2009.-32 с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 30).
- Любимые упражнения./ А.Криц. Спорт в школе. Методический журнал. №5, 2010. с 10-11
- Формирование осанки у школьников./ В. Семенов. Спорт в школе. Методический журнал №21, 2010. с 29-33.
- От малого – к большому. /В.Евсеева. Спорт в школе. Методический журнал №4, 2010. с 34-35.
- Мал, да дорог. /Я.Пашковская, Ю.Чесноков. Спорт в школе. Методический журнал. апрель, 2012. с 22-26.
- Сайты: www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...
Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Выпускная квалификационная работа по специальности "Менеджмент организации")
Современное социально-открытое образовательное пространство требует от учреждений социального назначения, муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее вну...
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства§1. Непрерывное естес...
Эссе на тему "Актуальность STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Эссе на тему "Актуальность STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста"...
Реализация образовательных модулей парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в приоритетных видах деятельности дошкольников
Реализация образовательных модулей парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в приоритетных видах деятельности дошкольников...
Особенности формирования у дошкольников представлений об ориентировании в пространстве в условиях реализации модульной программы «STEM – образования детей дошкольного и младшего школьного возраста»
выступление на РМО...
Технология Т.В. Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Диплом призера Всероссийского конкурса методических STEAM- решений в образовании, федеральный уровень, МГПУ г. Москва, 2022г....
Комментарии
спасибо
спасибо
буду рада,если вам что-нибудь
буду рада,если вам что-нибудь пригодиться,если хотите можно вам выслать упражнения