Оздоровительные технологии. Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Абрамова Елена Максимовна

" Непрерывность образования детей дошкольного  и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколеия"-программа мастер - класса для инструкторов по физической культуры дошкольных учреждений

      Цель - способствовать непрерывности и разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности дошкольного и начального образования посредством народных игр и форм физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx73.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Программа курса рассчитана на 36 часов и предназначена инструкторам физической культуры дошкольных учреждений, ориентирована на обеспечение равных возможностей для детей старшего дошкольного возраста в получении качественного образования, освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов физкультурной  деятельности с непрерывностью образовательного процесса в начальной школе по предмету физическая культура. В процессе изучения данного курса педагоги имеют возможность расширить свои знания и укрепить практические навыки по вопросам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности через физические упражнения, подвижные игры с мячом, элементы техники спортивных игр и внедрение их в образовательный

процесс с учетом требований ФГТ и ФГОС. Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.  
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
      На современном этапе, при введении ФГОС второго поколения требования к уровню квалификации педагога, естественно, возрастают, но чтобы обеспечить выполнение требований стандарта необходимо взаимодействие цепочки детсад-школа и по предмету физическая культура. И в связи с этим существует потребность в оказании методической помощи инструкторам физической культуры дошкольных учреждений при проведении занятий по физической культуре, так как  в основном это воспитатели прошедшие переподготовку. И поэтому очень важна взаимосвязь, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня подготовленности дошкольника к школе. Ненавязчиво внедрить физическую культуру в повседневную жизнь дошкольников, сформировать потребность  двигаться.

         Теоретико-методологическая основа ФГТ сходна с ФГОС НОО, что позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развития его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности. Очень важно помнить и знать, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование жизненно-необходимых физических качеств, закладываются основы для дальнейшей спортивно-соревновательной деятельности.  

              Моя методика заключается в том, чтобы как можно больше и шире использовать различные  физические упражнения и народные игры с мячом не только на занятиях, но и  во внеурочной деятельности. Применять упражнения с мячом, игры не от случая к случаю, а планомерно включать их для развития двигательных качеств. Особое внимание нужно уделить играм, не требующих специального инвентаря и условий. Мой девиз: «Просто!» «Доступно!» Интересно!». Использование игровых образовательных технологий  во внеурочной и урочной деятельности один из компонентов  моей педагогической работы, позволяющий комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Упражнения с мячом лежат в основе технической подготовки спортивных игр.  Поскольку овладение техникой двигательного движения в спортивных играх является сложным, то различные упражнения с мячом помогают детям приспосабливаться к меняющимся условиям в игре, оказывают большую помощь в успешном овладении  техникой в избранном виде спорта. Исходя из своего опыта, могу заметить, что чем раньше дается возможность ребенку работать с мячом, тем он более подготовлен к освоению базовых игровых видов спорта, меньше подвержен травмам  верхних конечностей.

 Именно в дошкольном возрасте должны быть созданы благоприятные предпосылки для формирования правильной осанки, поэтому одно из центральных мест в физическом воспитании дошкольников занимает всестороннее и гармоничное укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стопы.

        По данному направлению выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы».

      Цель - способствовать непрерывности и разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности дошкольного и начального образования посредством народных игр и нетрадиционных форм физической культуры.

            Задачи:

- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);

-  создать предпосылки к осознанной мотивации педагогов в  изучении и применении упражнений с мячом, народных игр, основам техники спортивных игр, согласно разделам программы начальной школы;

-  целенаправленно использовать подвижные игры с мячом в урочной и внеурочных формах образовательного процесса;  

- способствовать повышению уровня теоретической, методической и практической подготовки педагогов, их самосовершенствованию, познанию и творчеству;

-    пропаганда и популяризация нетрадиционных форм занятий; 

3. Содержание мастер-класса 

    Общие аспекты Концепции дошкольного воспитания и ФГОС второго поколения  

    Основные положения теоретико-методологических основ ФГТ  и ФГОС.

Теоретические основы  методики физического воспитания дошкольников

Задачи физического воспитания  дошкольников и учащихся начальной школы. Уровень развития физической культуры дошкольников.  Способы физкультурно-оздоровительной деятельности. Осуществление педагогического и врачебного контроля в физическом воспитании. Возрастные особенности  детей 5-7 лет.

Общая методика проведения занятий по физической культуре с дошкольниками

Требования к занятиям физической культуры. Цель и определение задач  занятия. Типы и методы обучения. Проведение занятия. Нагрузка, ее дозировка и признаки утомления.

Развитие двигательных качеств в дошкольном возрасте. Формирование навыка

Характеристика двигательных качеств и их тестирование. Двигательный навык и этапы его формирования.

Физическая подготовленность дошкольников

Тестирование физических качеств. Правила выполнения.

 Общеразвивающие и специальные упражнения

Терминология упражнений. Общеразвивающие упражнения с волейбольными, баскетбольными и набивными мячами. Упражнения на дыхание(целлофановые пакетики). Упражнения с теннисными мячами. Игры: «Запрещенное движение», «Группа-Смирно!».

Гимнастические и акробатические упражнения.

Терминология упражнений. Понятия: «строй», «колонна», «шеренга», выполнение команд: «равняйсь, смирно, вольно, разойдись», повороты и перестроения. Передвижения: ходьба на носках, пятках, бегом, прыжками в сочетании с движениями руками; Упражнения с гимнастической скакалкой, в парах, Упражнения в равновесии (ходьба на носках, выпадами, приставными шагами) на гимнастической скамейке; лазание по гимнастической стенке, по наклонной гимнастической скамейке. Упражнения в  упоре, в висе. Прыжки  с высоты, в длину; преодоление препятствий. Упражнения с элементами акробатики. Перекаты и группировка. Упражнения на формирование правильной осанки. Суставная гимнастика. Элементы йоги. Игры: «Быстро стройся!», «К своим флажкам», «Карлики-великаны»,  «Ловля обезьян», «Вирусы».

Основы методики проведения народных игр. Подвижные игры народов Поволжья.

 Место и роль народных  игр, их влияние на развитие двигательных качеств. Воспитательное значение народных игр. Возрастная характеристика народных игр. Подбор игр, принципы и методы. Требования к технике безопасности во время проведения игр.

 Особенности национальных подвижных игр. Татарские и чувашские народные игры: «Бегом за мячом», «Мяч по кругу», «Подвижная цель», «Возьми городок». Мордовские и марийские игры: «Круговой», «Кого назвали, тот и ловит», «Попади мячом», «Сильный бросок». Русские игры: «Вышибалы», «Мини-перестрелка», «Шесть мячей», «Пионербол».

Игры с элементами метания 

Техника метания малого мяча с места. Подводящие упражнения. Подвижные игры: «Точное метание», «Кто дальше», «Набрось». Эстафеты.

Основы спортивных игр 

 Стойки, остановки, ловля и передачи мяча двумя руками от груди, бросок мяча в корзину двумя руками. Игры на закрепление техники стоек и перемещений в баскетболе («Замри-отомри», «День и ночь», «Коршун и наседка»; эстафеты: «Спиной к финишу», «Челночный бег с переносом кубиков»); на технику ловли и передачи мяча в баскетболе («Мяч капитану», «Передал-садись», «Вслед за мячом», «Пятнашки»,  «Гонка мячей», «Мяч в центр»). Специальные упражнения для укрепления фаланг пальцев.  Мини-баскетбол без ведения. Терминология.

Стойка, перемещения, прием мяча снизу двумя руками, подводящие упражнения, нижняя прямая подача. Игры с передачами мяча в волейболе («Обстрел чужого поля», «Не урони мяч», «Поймай и передай», эстафеты «Мяч над сеткой», «Летающий мяч»); на  закрепление подачи:  «Лапта волейболистов».

Интегральная подготовка.

 Упражнения для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов в баскетболе и волейболе. Развитие специальных способностей (двигательных, психофизиологических) посредством многократного выполнения технических приемов; переключения в выполнении технических приемов нападения и защиты.  Учебные игры с системой заданий в игре («Десять передач»,  «Пионербол с элементами волейбола», «Наступление»), отражающих программный материал. Судейство.

Доврачебная помощь

 Виды травм, признаки, первая медицинская помощь.

Итоговый контроль.  Тестовые задания по пройденному материалу курса.

        

Учебно-тематический план по программе

«Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения »

Цель - способствовать непрерывности и разнообразию форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности дошкольного и начального образования посредством народных игр и нетрадиционных форм физической культуры

Категория слушателей Инструктора физической культуры дошкольных учреждений

Срок обучения 36 часов 

Форма обучения очная

Режим занятий 2 часа (в день)

№п/п

Наименование разделов, тем

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

лекции

Выездные занятия и другое

Практ., лаб., семинарские занятия

1

Общие аспекты Концепции дошкольного воспитания и ФГОС  второго поколения

1

1

текущий

2

Теоретические основы методики  физического воспитания дошкольников

2

2.1

Цель, задачи и содержание физического воспитания детей дошкольного возраста

0,5

текущий

2.2

Педагогический и врачебный контроль

0,5

текущий

2.3

Учет возрастных особенностей детей

1

текущий

3

Общая методика проведения занятия по физической культуре с дошкольниками

2

3.1

Характеристика занятия, типы. Методы обучения  

1

текущий

3.2

Определение задач занятия и дозирование нагрузки

0,5

0,5

Определение реакции организма на физическую нагрузку

4

Развитие двигательных качеств в дошкольном возрасте. Формирование навыка.

1

1

текущий

5

Физическая подготовленность дошкольников

2

0,5

1,5

Ознакомление и выполнение тестов

6

Общеразвивающие и специальные упражнения

2,5

6.1

Комплексы физических упражнений с различными предметами

1,5

составление комплекса

6.2

Упражнения с теннисными мячами

1

текущий

7

Гимнастические и акробатические упражнения.

4,5

3

7.1

Строевые упражнения и перестроения

0,5

текущий

7.2

Упражнения на формирование правильной осанки

0,5

составление комплекса

7.3

Суставная гимнастика

0,5

текущий

8

Основы методики проведения народных игр. Подвижные игры народов Поволжья    

6

1

5

изготовление карточек и проведение игр

9

Игры с элементами

 метания

3

3

текущий

10

Основы спортивных игр

8

10.1

Игры и упражнения с элементами баскетбола

4

текущий

10.2

Игры и упражнения с элементами волейбола

4

текущий

11

Интегральная подготовка

2

2

текущий

12

Доврачебная помощь

1

0,5

0,5

Учет по оказанию первой медицинской помощи

13

Итоговый контроль

1

1

тестирование

итого

36

5

31

4. Планируемые результаты

        В результате изучения курса участники мастер-класса должны

Знать:

- возрастные особенности детей дошкольного возраста;

-основные методы и формы  обучения физическим упражнениям и играм;

-роль подвижных игр в развитии и формировании двигательных качеств;

-разновидности и правила игр;

-основные признаки реакции организма на физическую нагрузку;

-основы элементов техники баскетбола, волейбола, метания;

Уметь:

-проводить функциональные пробы;

-тестировать физические качества;

-оказывать первую медицинскую помощь;

-подбирать подводящие упражнения;

-организовывать и подбирать игры и эстафеты;

- разрабатывать комплексы упражнений;

Демонстрировать:

-владение техникой двигательного действия;

-знания, умения, навыки в практической деятельности;

-готовность к применению игровой рационализации занятий в соответствии с разделами программы;

-осуществлять судейскую деятельность;

5. Материально-техническое обеспечение

     Для проведения занятий по данному курсу необходимы:

-наличие спортивного зала, ровная открытая площадка, теннисные, волейбольные мячи, баскетбольные мячи №3; набивные мячи (вес 0,5 кг и 1 кг), обручи, мягкие тряпочные мячи, секундомер, фишки, флажки, интерактивная доска, компьютер.

         Разработан раздаточный материал: игры, комплексы упражнений по разделам  программы, игровые карточки, организация и проведение  судейства игр – «шесть мячей», пионербол.

6. Портфолио

     Имеются рецензии  на программный материал элективных курсов:  «Расступись, лапте дорогу» методиста кафедры ЕМОД ИНПО г. Набережные Челны Э.Л. Гафуровой; «Родом из детства – народная игра Лапта» доктора педагогических наук, профессора КамГАФКСиТ Ф.Р.Зотовой.

      По данной  теме неоднократно выступала на семинарах, курсах, проводила «мастер-классы»:  

Темы выступлений

Год

Форма обобщения опыта

Использование народных игр на уроках физической культуры

2007

Доклад в рамках региональных курсов повышения квалификации учителей физической культуры в ИНПО «Современные подходы к преподаванию физической культуры. Реализация концепции профильного обучения».

Народные игры в урочной и внеурочной форме физического воспитания

    2009

Мастер-класс на региональных курсах повышения квалификации учителей физической культуры и ОБЖ в ИНПО       «Современные образовательные технологии в преподавании физической культуры и ОБЖ»

Лапта    на    уроках    физической культуры

2009

Мастер-класс на региональной конференции «Урок – основная форма физического воспитания школьников», Альметьевский техникум физической культуры

Народные игры как средство развития двигательных качеств

2009

Публикация на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», на компакт-диске и в сборнике тезисов.

Расступись, лапте дорогу!            

2010

Здоровье - в школы! Сборник статей по материалам 2 Международного конгресса учителей физической культуры, г.Петрозаводск.

Летающий диск: игры и упражнения с диском

2010

Мастер-класс на городском семинаре «Игровая рационализация уроков «Другая физкультура»

Выступление «От игры к спорту», публикация статьи

2010

Международная научно-практическая конференция «Спортивное наследие Универсиады-2013» 28-29 октября 2010.г.Набережные Челны.

Использование летающих тарелок на уроках физической культуры

2011

Мастер-класс на региональном семинаре «Формирование познавательной активности учителя физической культуры»

Участие в научно-практических конференциях, конкурсах

год

уровень

аудитория

место проведения конференции

форма участия, результат

2009

республиканский

учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры

региональная конференция «Урок –основная форма физического воспитания школьников», г.Альметьевск, техникум физической культуры

мастер – класс «Лапта на уроках физической культуры»

2009

республиканский

учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры

 выступление «Учитель идет на урок. Первые шаги»

2011

республиканский

учителя физической культуры, преподаватели, студенты Альметьевского техникума физической культуры

Региональный семинар: «Повышение познавательной активности учителя физической культуры»

Выступление «Повышение профессионального  мастерства учителя через создание «Портфолио»

2010

муниципальный

Учителя физической культуры

профессиональный конкурс  «Учитель-мастер» в сфере повышения квалификации

Мастер-класс «Оздоровительная физическая подготовка через подвижные игры»

2011

муниципальный

Учителя физической культуры

профессиональный конкурс  «Учитель-мастер» в сфере повышения квалификации

Мастер-класс «Школа мяча»

2010

республиканский

Специалисты физической культуры

Республиканский конкурс «Мастер педагогического труда по организации внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

победитель

2011

республиканский

Специалисты физической культуры

Республиканский конкурс «Мастер педагогического труда по организации внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

лауреат

2010

российский

Учителя физической культуры

Московский педагогический марафон учебных предметов

участник

2010

российский

Специалисты физической культуры

«Урок физкультуры 21 века»

участник

2010

международный

Специалисты физической культуры

16  Международный Фестиваль физкультуры и спорта «Наш выбор-здоровый образ жизни»

участник

2010

международный

Учителя физической культуры

2 международный конгресс учителей физической культуры

участник

2010

международный

Специалисты физической культуры

Международная научно-практическая конференция «Спортивное наследие Универсиады-2013» 28-29 октября 2010.г.Набережные Челны.

участник

Литература:

  1. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов.- М.: Просвещение,2011-77с.
  2. Зимние подвижные игры: 1-4 классы/Авт. – сост. А. Ю. Патрикеев.- М.: ВАКО, 2009.-176 с.
  3. Строевые упражнения: Методика обучения строевым приемам /И.Б.Павлов, Н.В.Тулупчи - М.: Чистые пруды, 2009.-32 с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 26).
  4. Суставная гимнастика./ Л.В.Муратова – М.: Чистые пруды, 2006.-32 с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 6(12)). 
  5. Терминология общеразвивающих упражнений/Л.А. Смирнова –М.: Чистые пруды, 2009.-32 с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 30).
  6. Любимые упражнения./ А.Криц.  Спорт в школе. Методический журнал. №5, 2010. с 10-11
  7. Формирование осанки у школьников./ В. Семенов. Спорт в школе. Методический журнал №21, 2010. с 29-33.
  8. От малого – к большому. /В.Евсеева. Спорт в школе. Методический журнал №4, 2010. с 34-35.
  9. Мал, да дорог. /Я.Пашковская, Ю.Чесноков. Спорт в школе. Методический журнал. апрель, 2012. с 22-26.
  10. Сайты: www.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...

Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста (Выпускная квалификационная работа по специальности "Менеджмент организации")

Современное социально-открытое образовательное пространство требует от учреждений социального назначения, муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее вну...

Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства

Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей  дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства§1. Непрерывное естес...

Эссе на тему "Актуальность STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Эссе на тему "Актуальность STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста"...

Реализация образовательных модулей парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в приоритетных видах деятельности дошкольников

Реализация образовательных модулей парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в приоритетных видах деятельности дошкольников...

Технология Т.В. Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Диплом призера  Всероссийского конкурса методических STEAM- решений в образовании, федеральный уровень, МГПУ г. Москва, 2022г....


 

Комментарии

Абрамова Елена Максимовна

буду рада,если вам что-нибудь пригодиться,если хотите можно вам выслать упражнения