Методическое сопровождение образовательного процесса в свете введения ФГОС в дошкольное образование
презентация к уроку по теме
Об изменениях в законодательстве РФ, касающихся деятельности ДОУ
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 28.79 КБ |
презентация | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение образовательного процесса в свете введения ФГОС в дошкольное образование
[СЛАЙД 1]
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в преддверии нового учебного года полными сил и новых идей.
[СЛАЙД 2] Наша жизнь в этом 2013 году серьезно начала меняться.
Об изменениях в законодательстве РФ, касающихся деятельности ДОУ
07.05.2012 вышел Указ Президента, целью которого явилось создание целевой доступности и качества ДО.
[СЛАЙД 3] 1 сентября 2013 вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273.
Новый закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.
Одной из целей нового закона — предоставить каждому максимально доступные условия для того, чтобы получить дошкольное образование.
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование,
обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования
и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования)
Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. Под системой образования подразумевается «совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования» [1].
Итак, мы с вами остановимся на Основных положениях Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»:
[СЛАЙД 4] Образование останется бесплатным. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
ст.5п.3 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации «…В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования…»
[СЛАЙД 5] Произошло разделение полномочий в сфере ДО. Ответственность за ДО ложится на муниципалитет, а финансовое на субъект; организационные формы ДО будут прописаны в типовом положении, которое обновится в конце 2013г.
Ст.8 п.3 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования «… обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)…»
Следующие изменения в Законе:
- В Законе закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
- Подразумевается, что в перспективе дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей для поступления в школу.
- Впервые на федеральном уровне закрепляются положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда педагогов не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.
- Новый закон способствует повышению статуса педагога, детально прописывает меры их социальной поддержки.
- Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
- Освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией. Остается педагогическая и психологическая диагностика.
- В детских садах теперь разграничивается обучение и «присмотр и уход». В перспективе родительская плата будет включать в себя только присмотр и уход, не включаются расходы на реализацию образовательной программы, на содержание недвижимости, коммунальные услуги. Родительская плата составит 25% от всей сметы расходов на родительскую плату против 20% существующих на сегодняшний день. То есть рост её в ближайшее время будет незначительным.
- Кроме того, родителям по-прежнему будет выплачиваться компенсация в размере не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Плату будет устанавливать учредитель, которому дано право изменять ее размер и не взимать плату с отдельных категорий родителей. Родительская плата по-прежнему не будет взыматься за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией.
В связи с включением дошкольного образования в единую систему, оно впервые становится полноценным уровнем общего образования. Мы вступаем в новое правовое поле, ФГТ либо до сентября этого года, либо следующего перестанут быть нормативным документом.
О поэтапном внедрении ФГОС дошкольного образования в ДОУ муниципального района Белебеевский район РБ. О методическом сопровождении образовательного процесса ДОУ в свете ФГОС дошкольного образования.
Образовательная программа будет регламентироваться Государственным Стандартом. До этого Стандарта дошкольного образования никогда не было.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения.
[СЛАЙД 6] ФГОС для всех уровней образования предполагает 3 части, 3 группы требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
К структуре, к условиям, к результатам освоения программы.
1.Требования к структуре:
1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.
2. Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.
3. Содержание Программы должно охватывать четыре образовательные области:
4. Содержание Программы должно отражать аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
[СЛАЙД 7]
5. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).
В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.
6. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
7. Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Во втором разделе подробно расписаны требования к условиям реализации образовательной программы.
2. Требования к условиям
В структуру ФГОС включены не только требования
к психолого-педагогическим условиям,
к развивающей предметно-пространственной среде
к кадровым условиям реализации
к материально-техническим условиям реализации,
Но и Требования к финансовым условиям реализации, по сравнению с ФГТ это плюс, т.к. Стандарт как тип документа является государственной гарантией, а ФГТ это тот тип документа, к-й гарантий не дает. И то, что сейчас пропишется на этом уровне в финансовых условиях финансирование ДОУ, то финансово ДОУ страдать не будет ни в плане заработной платы, ни в плане финансового обеспечения, ни в плане строительства.
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
В Стандарты дошкольного образования добавили третью составляющую – это требования к результатам к основной общеобразовательной программе. В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте в законе запрещено, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
[СЛАЙД 8]
Ст12 п.11 Образовательные программы «…Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ...»
В период действия ФГТ для экспертизы примерных образовательных программ так и не был создан экспертный совет. В новом Законе «об образовании» говорится, что все примерные программы будут подаваться на экспертизу. Те программы, которые пройдут экспертизу, войдут в федеральный реестр. Примерные программы в перспективе должны появиться к концу года. Введение ФГОС будет постепенным и поэтапным.
[СЛАЙД 9] Что же касается педагогов:
Вами, как и прежде будут составляться индивидуальные планы саморазвития, в которых прописано изучение нормативных документов, участие в семинарах, подготовка открытых просмотров, выступления на заседаниях методического объединения, курсовая переподготовка, взаимодействие с педагогами, членами МО. Это позволит вам планомерно повышать свою педагогическую компетентность.
Результатом введения ФГОС в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Мы должны хорошо осознать, что введение в действие ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Трудностей, конечно, будет много. Это и нехватка научно-методической литературы и отсутствие условий для соответствия определенным выдвигаемым требованиям к организации предметно-развивающей среды. Но, тем не менее, всем дошкольным учреждениям в новом учебном году необходимо провести поэтапную работу по переходу к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Желаю всем успехов в новом учебном году. Спасибо за внимание.
Подписи к слайдам:
3 группы требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
К СТРУКТУРЕ ООП ДО
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В СВЕТЕ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Старший воспитатель МАДОУ детский сад №1 «Айгуль» Красноперова И.А.
«… обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг)…»
Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
ст.8 п 3
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ
«…В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования…»
Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
ст.5 п 3
Педагоги
не могут успешно
кого-то
учить,
если в это же время усердно не учатся сами.
Али Апшерон
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»
№273 ОТ 29.12.2012г.
«…Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ...»
Федеральный
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ
ст.12
п.11
Достижение
к 2016 году 100 процентов
доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи
лет
Указ Президента Российской
Федерации
от 7 мая 2012 г. N 599
Образовательная программа ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение педагогического процесса с учетом введения Федеральных государственных требований к структуре основной программы дошкольного образования
Целью проекта является Создание условий для развития профессиональной компетентности педагога; обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения педагогического процесса в...
Программно-методическое сопровождение образовательного процесса, необходимого для реализации ФГОС ДОО
Программно-методическое сопровождение образовательного процесса по программе "От рождения до школы"...
«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....
Программно-методическое сопровождение образовательного процесса, необходимого для реализации ФГОС ДО
Основной программой, реализуемой в ДОУ, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса, является образовательная программа, разработанная в соответствии с федеральным государственн...
Организация образовательного процесса в рамках введения ФГОС в дошкольной группе
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. ...
Аналитический отчёт «Программно - методическое сопровождение образовательного процесса, необходимого для реализации ФГОС ДО"
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильев...
КПК "Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"
КПК "Внедрение образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования в практику дошкольной образовательной организации"...