ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА.
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рахманкулова Венера Шамилевна

 

Скрайбинг – инновационная технология в ДОУ.

 

Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

 и он усвоит на лету.

К.Д.Ушинский

Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших  образовательных областей. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Огромное место в ДОУ уделяется игровым технологиям.

И сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в речевом развитии детей. Что же это за технология?

XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.

Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Я представляю вашему вниманию инновационную технологию – скрайбинг.

Итак, скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — новейшая техника презентации, в которой речь оратора иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги), которая была изобретена британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний.  Сейчас скрайбинг — инновационная технология, с помощью которой можно привлечь внимание слушателей, обеспечить их дополнительной информацией и выделить главные моменты доклада.

В детстве мы все были немного скрайберами. Мы раньше научились рисовать, чем писать. Изображали простые картинки и показывали родителям, объясняя, что это. Таким образом, мы пытались донести информацию, содержащуюся в наших головах, до других людей. Оказывается, таким образом можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить определенный материал. Данный метод получил название скрайбинг — процесс визуализации  содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации.

Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека. Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, ведению записей и дневников. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.

Достаточно вспомнить, как каждый из нас учился в школе. Были уроки, которые тянулись бесконечно, и скрасить ожидание звонка многим позволяли рисунки на полях или последних страницах тетрадей. И конечно, учительница, заставая ученика за рисованием, говорила: «Ай-яй-яй», — или писала замечание в дневнике. И мир текста всё больше и больше поглощал наше визуальное начало, присущее всем людям.

Наша визуальная составляющая все же пыталась иногда пробиться, но в голове у нас начала складываться картина, что делать наброски на серьёзных уроках нельзя. Что мы взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.

Разновидности скрайбинга

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

 

1.Скрайбинг рисованный.         Рука человека рисует  картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом.

2.Скрайбинг - аппликация.       На лист бумаги или любой другой фон  выкладываются (наклеиваются)  готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

3. Скрайбинг магнитный.         Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

4.Скрайбинг компьютерный.   При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

 

 

Инструменты для скрайбинга

 

Опытный скрайбер может использовать любую поверхность и инструмент, который оставляет след, для визуализации изображения.

Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

-  мольберт для рисования маркером, листы бумаги формата А4;

-  маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски;

-  набор картинок-аппликаций;

-  набор готовых картинок, магниты;

 

Скрайбинг и дети

Представьте, вы учите с  ребёнком стихотворение на Новый год. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.

Возьмём, к примеру, следующий текст: «Елочка» Н.Нищевой.

Перед нами елочка,

Шишечки, иголочки,

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Я вам показала пример компьютерного скрайбинга. А  вы попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст.

Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Это как раз и есть рисованный скрайбинг.

Вот в презентации представлен скрайбинг рисованный этого же стихотворения Н.Нищевой «Елочка», а также скрайбинги сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя». Кроме сказок я делала рисунки и к рассказам, например, «Галка и кувшин» Л.Толстого, «Два козлика» К.Д.Ушинского.

Для детского сада можно использовать не только нарисованный скрайбинг, но и аппликационный  и магнитный. Полезным развивающим занятием с детьми станет «экранизация» сказки, стихов. Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.

Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.

Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

 

Основные заблуждения

  1. «Я не умею рисовать». Этого не может быть! Одним из преимуществ рисования в скрайбинге является то, что образы (скетчи, рисунки) должны быть максимально упрощёнными. Используя пять базовых элементов (квадрат, круг, треугольник, линия и точка), можно изобразить то, что вам нужно.
  2. «Я не силён в монтаже на компьютере». В данное время существуют программные продукты, которые не сложнее Word. Просто попробуйте. В крайнем случае просто снимите процесс отрисовки и озвучивания на телефон.
  3. «Я не понимаю, где это применять». Поверьте, скрайбинг можно применять каждый день. Попробуйте для начала на бумаге набросать простыми картинками свои планы: увидите, насколько это удобнее.
  4. «Мою работу могут плохо оценить другие». Бывает, человек опасается, что окружающие скажут, что он плохо нарисовал, или вообще посмеются, увидев, как взрослый человек сидит и набрасывает скетчи. Заведите скетчбук и набрасывайте туда скрайбы только для себя. Когда решите, что у вас получается, можете показать окружающим.

 

Использовать скрайбы можно для учебы, работы, самопрезентации и даже просто для развлечения! Научиться достаточно легко, не нужно «уметь» рисовать: рисунки специально делаются максимально простыми.

Выводы.

В заключении можно сделать вывод, что использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется  не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов  как память, внимание, образное мышление.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы. Для скрайбинга многого не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon skraybing_master_klass.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

C крайбинг – инновационная технология в ДОУ Рахманкулова Венера Шамилевна, воспитатель МБДОУ ДС «Радуга» г.Сурска

Слайд 2

. Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету. К.Д.Ушинский

Слайд 3

Скрайбинг Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — новейшая техника презентации, в которой речь оратора иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). Скрайбинг — инновационная технология, с помощью которой можно привлечь внимание слушателей, обеспечить их дополнительной информацией и выделить главные моменты доклада.

Слайд 6

Разновидность скрайбинга. Скрайбинг рисованный. Рука человека рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с текстом. Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

Слайд 7

Инструменты для скрайбинга: - мольберт для рисования маркером, листы бумаги формата А4; - маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски; - набор картинок-аппликаций; - набор готовых картинок, магниты .

Слайд 8

Скрайбинг и дети «Елочка» Н.Нищевой. Скрайбинг и дети «Елочка» Н.Нищевой.

Слайд 10

Скрайбинг рисованный

Слайд 13

.

Слайд 15

. Скрайбинг – аппликация.

Слайд 16

. Скрайбинг – магнитный.

Слайд 17

. Основные заблуждения «Я не умею рисовать». «Я не силён в монтаже на компьютере». «Я не понимаю, где это применять». «Мою работу могут плохо оценить другие».

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...