Звуковая культура речи: звук ж
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_detmi_sredney_gruppy.docx | 209.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
На тему: Звуковая культура речи: звук ж
для воспитанников средней группы
Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Задачи:
Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж.
Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.
Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр
Средства: Картинки для артикуляционной гимнастики; Картинка жука; Картинки для игры «Найди картинку правильно» Звуки жука; Звуки природы.
Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов
Просмотр видео о животных, просмотр картинок с изображением предметов со звуком Ж и проговаривание их.
Прослушивание звуков природы.
Проговаривание чистоговорок со звуком Ж
Взаимодействие с родителями: Чтение произведений, о насекомых, рассматривание иллюстраций, подражание звукам, произносимым насекомыми. Задание детям, загадать дома родителям загадки услышанные на занятии.
Интеграция образовательных областей:
Развитие речи
Познавательное развитие
Физическое развитие
Артикуляционная гимнастика
(«Улыбочка» «Бегемотик» «Хомячок» «Котик» «Лопаточка»)
Индивидуальная работа
Семен, Соня, Дима, Никита -Упражнять в правильном произношении звука Ж. Чистоговорка «ЖУ-ЖУ»
София, Милена, Коля, Артем- определять на слух присутствие в слове звука Ж Игра «Найди картинку со звуком Ж»
Дифференцированный подход
Сформированный
Усложнить задание при произношении звука Ж
Частично сформированный
Дополнить представления детей о насекомых которые звук Ж
Не сформированный
Упражнять в правильном произношении звука ж, определять на слух присутствие в слове звука ж,
Ход ООД
Дети стоят около воспитателя
Организационный момент
Стихотворение «Напоминалочка»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: «Если б не было его, не сказали б ничего»
Дети: - Язык.
Воспитатель: - А для чего нужен язык человеку? (чтобы разговаривать)
- А где находится язык? (во рту)
- Как работает язычок? Покажите. (Дети показывают)
- А что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает, спокойно лежит)
- А больше всего язычок любит играть.
Давайте с ним поиграем. (Проводятся артикуляционные упражнения)
Проводится артикуляционная гимнастика
«Бегемотик» 3 раза
«Улыбка» 3 раза
«Хоботок» 3 раза
«Лопаточка» 3 раза
«Хомячок» 3 раза
«Котенок лакает молочко» 3 раза
Воспитатель: Ребята, послушайте, какая история произошла однажды с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».
Ж-ж-ж-ж - это песня жука, - объясняет педагог (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов, прослушивают на ноутбуке звуки, жужжание жука.
Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся.
Поет горло?
(Нет!)
Давайте поучимся петь песенку жука.
Дети: Давайте!!!
Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».
Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.
Дети выходят на коврик
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Жуки»: Возьмитесь за руки и встаньте в круг. За пределы круга выходят 6-7 детей. Они изображают жуков. (Желательно чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж).
«Круг – это большая комната с множеством окон, - объясняет педагог. – Люди ушли, и оставили окна открытыми. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются.
Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».
Воспитатель: Замечательно поиграли, возвращайтесь на свои места, я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»
Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам,
На цветок лиловый сел –
Песню звонкую запел,
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул,
Да попал в букет к Маринке
И жужжит, жужжит в корзинке!
А Маринка не поймет:
Почему букет поет? Н. Головина
«Почем же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».
Воспитатель: Читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:
Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))
Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?)Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»
Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)
Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.
И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)
А сейчас давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…
Физкультминутка
Высоко летает жук
Низко опускается.
Опять быстро он летит
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полёт
И садится на цветок.
- А теперь ребята давайте поиграем в игру «Найди картинку правильно»
Проводиться игра
На столе лежат картинки в словах которых есть звук «Ж» и без него. Дети должны правильно выбрать картинку и поместить ее на магнитную доску.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками:
Мужички без топоров, рубят избу без углов. (Муравьи)
Есть в загадке слова со звуком ж? Назовите их. (Ответы детей), ребята, а сколько слов со звуком ж в этой загадке? (Одно). Хорошо, тогда следующая загадка…
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
А в этой загадке есть слова со звуком ж? (Ответы детей), а сколько слов со звуком ж? (При подсчете очередного слова можно пользоваться, заранее заготовленными полосками из цветной бумаги) (Пять).
Молодцы, запомните загадки и загадайте их дома родителям.
Сегодня мы правильно научились произносить звук.
-Какой? «Ж»
-Что еще мы с вами сегодня делали?
-Играли
-В какие игры мы играли?
- «Жуки» «Найди картинку правильно»
Что еще?
Читали стих
-О чем?
-О том как жук попал в букет, отгадывали загадки.
Что Вам понравилось?
Ответы детей
А мне понравилось, какими вы были активными, талантливыми, добрыми, веселыми на сегодняшней игре и я хочу вам сказать за это большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "
Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...