Звуковая культура речи: звук ж
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Степанова Ирина Алексеевна

Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_detmi_sredney_gruppy.docx209.6 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект организованной образовательной деятельности

                               На тему: Звуковая культура речи: звук ж

                                     для воспитанников средней группы

Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

       Задачи:

 Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж.

 Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука жупражнять детей в умении пересказывать.

Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр

           Средства: Картинки для артикуляционной гимнастики; Картинка жука; Картинки для игры «Найди картинку правильно» Звуки жука; Звуки природы.

Предварительная работа с детьми в ходе режимных моментов

Просмотр видео о животных, просмотр картинок с изображением предметов со звуком Ж и проговаривание их.

 Прослушивание звуков природы.

Проговаривание чистоговорок со звуком Ж

Взаимодействие с родителями: Чтение произведений, о насекомых, рассматривание иллюстраций, подражание звукам, произносимым насекомыми. Задание детям, загадать дома родителям загадки услышанные на занятии.

Интеграция образовательных областей:

Развитие речи

Познавательное развитие

Физическое развитие

Артикуляционная гимнастика

(«Улыбочка» «Бегемотик» «Хомячок» «Котик» «Лопаточка»)

Индивидуальная работа

Семен, Соня, Дима, Никита -Упражнять в правильном произношении звука Ж. Чистоговорка  «ЖУ-ЖУ»

 

София, Милена, Коля, Артем- определять на слух присутствие в слове звука Ж Игра «Найди картинку со звуком Ж»

Дифференцированный подход

Сформированный

Усложнить задание при произношении звука Ж

Частично сформированный

Дополнить представления детей о насекомых которые звук Ж

Не сформированный

Упражнять в правильном произношении звука ж, определять на слух присутствие в слове звука ж,

                                                     Ход ООД

Дети стоят около воспитателя

        

                                                  Организационный момент

 Стихотворение «Напоминалочка»

Говорим всегда красиво:

 Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку: «Если б не было его, не сказали б ничего»

Дети: - Язык.

Воспитатель: - А для чего нужен язык человеку? (чтобы разговаривать)

- А где находится язык? (во рту)

- Как работает язычок? Покажите. (Дети показывают)

- А что делает язычок, когда мы молчим? (отдыхает, спокойно лежит)

- А больше всего язычок любит играть.

Давайте с ним поиграем. (Проводятся артикуляционные упражнения)

Проводится  артикуляционная гимнастика

«Бегемотик»       3 раза            

«Улыбка»           3 раза              

«Хоботок»        3 раза              

«Лопаточка»    3 раза        

«Хомячок»       3 раза            

«Котенок лакает молочко»      3 раза  

Воспитатель:  Ребята, послушайте, какая история произошла однажды с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

Ж-ж-ж-ж - это песня жука, - объясняет педагог (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов, прослушивают на ноутбуке звуки, жужжание жука.

Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся.

Поет горло?

(Нет!)

Давайте поучимся петь песенку жука.

ДетиДавайте!!!

ВоспитательОткройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Дети выходят на коврик

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Жуки»: Возьмитесь за руки и встаньте в круг. За пределы круга выходят 6-7 детей. Они изображают жуков. (Желательно чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж).

«Круг – это большая комната с множеством окон, - объясняет педагог. – Люди ушли, и  оставили окна открытыми. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются.

Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам –  перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».

ВоспитательЗамечательно поиграли, возвращайтесь на свои места, я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

На цветок лиловый сел –

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Маринка не поймет:

Почему букет поет?                 Н. Головина

«Почем же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».

Воспитатель:  Читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?)Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

А сейчас давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…

Физкультминутка

Высоко летает жук

Низко опускается.

Опять быстро он летит

И жужжит, жужжит, жужжит.

Замедляет свой полёт

 И садится на цветок.

- А теперь ребята давайте поиграем в игру  «Найди картинку правильно»

Проводиться игра

На столе лежат картинки в словах которых есть звук  «Ж» и без него. Дети должны правильно выбрать картинку и поместить ее на магнитную доску.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Хорошо сегодня работали, и я порадую вас новыми загадками:

Мужички без топоров, рубят избу без углов. (Муравьи)

Есть в загадке слова со звуком ж? Назовите их. (Ответы детей), ребята, а сколько слов со звуком ж в этой загадке? (Одно). Хорошо, тогда следующая загадка…

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь. (Жук)

А в этой загадке есть слова со звуком ж? (Ответы детей), а сколько слов со звуком ж? (При подсчете очередного слова можно пользоваться, заранее заготовленными полосками из цветной бумаги) (Пять).

Молодцы, запомните загадки и загадайте их дома родителям.

 Сегодня мы правильно научились произносить звук.

-Какой? «Ж»

-Что еще мы с вами сегодня делали?

-Играли

-В какие игры мы играли?

- «Жуки» «Найди картинку правильно»

Что еще?

Читали стих

-О чем?

-О том как жук попал в букет, отгадывали загадки.

Что Вам понравилось?

Ответы детей

А мне понравилось, какими вы были активными, талантливыми, добрыми, веселыми на сегодняшней игре и я хочу вам сказать за это большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...