Фронтальное занятие «Проделки Зимушки-зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рубанова Екатерина Михайловна

Цель: активизация и расширение словаря по теме «Дикие животные наших лесов» на занятии по развитию речи через использование элементов театрализованной деятельности и социо-игровых подходов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frontalnoe_zanyatie_prodelki_zimushki-zimy.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие «Проделки Зимушки-зимы»

Цель: активизация и расширение словаря по теме «Дикие животные наших лесов» на занятии по развитию речи через использование элементов театрализованной деятельности и социо-игровых подходов.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о диких животных и их детенышах. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные наших лесов».
  2. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи; (составление рассказа-описания о диком животном по плану-схеме); развитие диалогической речи: умение слушать партнера реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста. Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных; существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц; закрепление названий жилищ и семей диких животных: .

Развитие координации речи с движениями; творческого воображения, подражательности. 

  1. Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания; формирование положительной установки на участие в занятии через использование элементов театрализованной деятельности и социо-игровых подходов. Воспитание любви к диким животным и их детенышам. Стимулировать и поощрять творческие способности детей. Формировать умение быть доброжелательным,

Оборудование: предметные картинки (жилища зверей, дикие животные, елки, пенек, деревья, сосульки, снежинки,), буквы, серия сюжетных картинок «Заяц и снеговик», план-схема, магнитная  доска, магниты, столики, письмо. Проектор, ноутбук, экран.

Предварительная работа: Просмотр изображений диких животных и их детенышей,  беседа о жизни диких животных. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался» 

I. Организационный момент. Игра «Отгадай тему занятия».

На зеркале прикреплены картинки. Детям предлагается определить первые звуки в названиях картинок и сказать тему занятия. Подойдите к доске и повернитесь к гостям - поздоровайтесь.

Логопед: «Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Перед тем, как приступить к нему, давайте отгадаем его тему. Даю вам подсказку: тема занятия состоит из двух слов. Первое слово зашифровано в названиях картинок, а второе – записано с помощью букв. Итак, отгадаем первое слово. Рассмотрите первую картинку и давайте назовем первый звук.(д) определяют первый звук в названиях предметных картинок – дом, индюк, кукла, игла, енот ),». (Дети отвечают).

«Итак, тема нашего занятия – это дикие животные». Но сегодня мы с вами поговорим о диких животных наших лесов.  Пройдите на стулья.

II. Использование ИКТ

 (образование притяжательных прилагательных)

Логопед: «Ребята, к нам на лесную полянку собирались прийти звери, чтобы с вами поиграть.

 Посмотрите на экран. Я сейчас вам покажу их силуэты, а вы должны отгадать, что же это за животные». (на экране презентация «Угадай животное»)

Логопед: Итак, кто к нам собирается прийти?

Дети: «К нам на лесную полянку собиралась прийти лиса, волк, медведь, заяц, белка, ёж».

Логопед: «Молодцы! А теперь отгадайте загадку?

За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
(След.)

Дети: «След».

Дидактическая игра «Чей след?»

Логопед: «Правильно! Ребята, скажите, кто пробежал по снегу? Значит чей след?  (лиса, медведь, белка, волк, ёж)

Дети: «Заячий след, лисий след, медвежий след, беличий след, волчий след, ежиный след».

Логопед: «Молодцы! Мы все с вами отгадали и назвали, а звери не идут. Наверное, что-то случилось».

III. Сюрпризный момент.

На экране видео-запись «Зимушка-зима».

Посмели вы сюда прийти?
В моем лесу покой нарушить?
Хотите вы сюда позвать лесных зверушек?

Дети: «Да».

И со зверями вы хотите поиграть?

Дети: «Да».

Так вот, зверей вам не видать!
Я заморозила зверей, их в льдинки превратила!
Пусть все узнают Зимы Снежной силу!!!

Игры, смех, веселье, радость – 
Все это такая гадость!
А если звери ледяными будут,
То про игру они забудут.
Если вы хотите их освободить, то помочь вам могут задания - снежинки. Ищите их и если вы  выполните все задания , то освобожу я ваших животных.

Логопед: Ребята, вы хотите помочь животным спастись от колдовства и расколдовать Зимушку-зиму?

Дети: «Да, хотим».

Логопед: Ну тогда отправляемся в путешествие в лес. Вставайте.  Закрывайте глаза. (музыка)

Логопед: Ребята, вот мы  оказались с вами в лесу. Нам нужно найти снежинку первую. Пойдемте. Вот и первая снежинка (на шкафу с игрушками). А ней первое задание - соединить дикое животное и его жилище.

IV. Волшебные снежинки.

Дидактическая игра «Кто, где живет?» (выполнение задания на ковре)

(закрепление названий жилищ животных и их семей)

Логопед:

На ковре лежат картинки. Рассмотрите их. Выберите себе по одному животному.  (изображены дикие животные: лиса, заяц, медведь, волк, белка, бобер). А теперь подберите ему его жилище. Итак, Артём кто у тебя? Где живет? (полным ответом) - Ответ детей: «Белка живет в дупле. Медведь в берлоге, лиса в норе, заяц в норе, бобер в хатке.

Логопед: «Молодцы! С первым заданием вы справились. Подуй Марк на снежинку, чтобы она полетела. А теперь идем искать вторую снежинку. А вот и она. (снежинка на занавеске) Задание: Встаньте в круг и поиграйте.

Логопед: Ну это задание мы быстро выполним. Мы с ребятами очень любим играть  в подвижную игру «На водопой». Вставайте в круг.

Снежинка № 2. Подвижная игра «На водопой».

Теплым днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
Дети идут по кругу друг за другом.
За мамой-лосихой топал лосенок,
Идут, громко топая.
За мамой лисицей крался лисенок,
Идут крадучись.
За мамой-ежихой катился ежонок,
Передвигаются в глубоком приседе.
За мамой-медведицей шел медвежонок,
Идут в перевалку.
За мамою-белкой скакали бельчата,
Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
Скачут, сделав ушки из ладоней.
Волчица вела за собою зайчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Останавливаются, делают лакательные движения языком.

Снежинка № 3. Составление разрезных картинок.

Логопед: И с этим заданием мы справились. Лети снежинка (Костя дует) Молодцы ребята. Пойдемте искать снежинку №3. А вот и она. (снежинка на шкафу с книгами)

 (Задание: Зимушка-Зима прилетала и расколола все картинки и оставила нам задание. Разделитесь на команды и соберите картинки. )

Логопед: Итак, что нам нужно в первую очередь сделать для того, что бы приступить к выполнению задания?( нам необходимо разделиться на команды). А помогут нам в этом картинки.  Рассмотрите свои картинки.  Разделитесь на две команды. Почему вы так разделились?  (взрослые животные и детеныши)

А сейчас команды подходят к своему столу.  Что нужно сделать? (составить картинку). Приступайте. А теперь команды проверьте друг друга. Кто у вас получился?

Логопед: Молодцы ребята. И с этим заданием справились. Идём на поиски снежинки №4 (на стульях детей). А вот и она.

V. Подвижная социо-игра «Угадай – кто я?». (№4)

Логопед:  Сейчас каждый из вас будет показывать нам  дикое животное. А мы будем угадывать. Будьте внимательны и досматривайте до конца. Начинает: Варя..... (Ребенок с помощью мимики и движений изображает дикое животное, остальные дети должны догадаться и назвать, что же это за животное).

Логопед: «Мы уже почти у цели. Осталась последняя снежинка!»

Снежинка № 5. Составление рассказа-описания по плану-схеме. (работа в командах) - (снежинка у уголка-рисования)

Задание: необходимо составить рассказ-описание о любом диком животном по плану-схеме в составе подгруппы.

Логопед: Итак, ребята вам снова нужно объединиться в команды, чтобы выполнить это задание. Договоритесь как вы будете отвечать. По предложению или вместе.

Логопед: Вот какие ребята у нас умные, все задание выполнили.

Зимушка-Зима на экране:

Вот спасибо вам, друзья,
Расколдовали вы меня!
Вы зверушкам помогли
От беды вы их спасли.
А теперь мне в лес пора,
До свиданье, детвора!

(Зимушка уходит)

Логопед:  «Вот мы и прошли все препятствия. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что именно?» (Дети делятся своими впечатлениями).

Вы зверятам помогли,
Все препятствия прошли,
На прогулку собирайтесь,
И с гостями попрощайтесь.

Дети: «До свидания!».


Задание - соединить дикое животное и его жилище.

Задание: Встаньте в круг и поиграйте.

Задание: Разделитесь на команды и соберите картинки.

Задание: Покажите дикое животное с помощью жестов и мимики

Задание: необходимо составить рассказ-описание о любом диком животном по плану-схеме в составе подгруппы

№1

№2

№5

№3

№4

I. Организационный момент. Игра «Отгадай тему занятия».

На зеркале прикреплены картинки. Детям предлагается определить первые звуки в названиях картинок и сказать тему занятия. Подойдите к доске и повернитесь к гостям - поздоровайтесь.

Логопед: «Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Перед тем, как приступить к нему, давайте отгадаем его тему. Даю вам подсказку: тема занятия состоит из двух слов. Первое слово зашифровано в названиях картинок, а второе – записано с помощью букв. Итак, отгадаем первое слово. Рассмотрите первую картинку и давайте назовем первый звук.(д) определяют первый звук в названиях предметных картинок – дом, индюк, кукла, игла, енот ),». (Дети отвечают).

«Итак, тема нашего занятия – это дикие животные». Но сегодня мы с вами поговорим о диких животных наших лесов.  Пройдите на стулья.

Дидактическая игра «Чей след?»

Логопед: «Правильно! Ребята, скажите, если заяц пробежал по снегу и оставил на нем свой след, то чей это след? (лиса, медведь, белка, волк, ёж)

Дети: «Заячий след, лисий след, медвежий след, беличий след, волчий след, ежиный след».

Логопед: «Молодцы! Мы все с вами отгадали и назвали, а звери не идут. Наверное, что-то случилось».

III. Сюрпризный момент.

На экране видео-запись «Зимушка-зима».

Логопед: Ребята, вы хотите помочь животным спастись от колдовства и расколдовать Зимушку-зиму?

Дети: «Да, хотим».

Логопед: Ну тогда отправляемся в путешествие в лес. Вставайте.  Закрывайте глаза. (музыка)

Логопед: Ребята, вот мы  оказались с вами в лесу. Нам нужно найти снежинку первую. Пойдемте. Вот и первая снежинка (на шкафу с игрушками). А ней первое задание - соединить дикое животное и его жилище.

IV. Волшебные снежинки.

II. Использование ИКТ

 (образование притяжательных прилагательных)

Логопед: «Ребята, к нам на лесную полянку собирались прийти звери, чтобы с вами поиграть.

 Посмотрите на экран. Я сейчас вам покажу их силуэты, а вы должны отгадать, что же это за животные». (на экране презентация «Угадай животное»)

Логопед: Итак, кто к нам собирается прийти?

Дети: «К нам на лесную полянку собиралась прийти лиса, волк, медведь, заяц, белка, ёж».

Логопед: «Молодцы! А теперь отгадайте загадку?

За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
(След.)

Дети: «След».

Дидактическая игра «Кто, где живет?» (выполнение задания на ковре)

(закрепление названий жилищ животных и их семей)

Логопед:

На ковре лежат картинки. Рассмотрите их. Выберите себе по одному животному.  (изображены дикие животные: лиса, заяц, медведь, волк, белка, бобер). А теперь подберите ему его жилище. Итак, Артём кто у тебя? Где живет? (полным ответом) - Ответ детей: «Белка живет в дупле. Медведь в берлоге, лиса в норе, заяц в норе, бобер в хатке.

Логопед: «Молодцы! С первым заданием вы справились. Подуй Марк на снежинку, чтобы она полетела. А теперь идем искать вторую снежинку. А вот и она. (снежинка на занавеске) Задание: Встаньте в круг и поиграйте.

Логопед: Ну это задание мы быстро выполним. Мы с ребятами очень любим играть  в подвижную игру «На водопой». Вставайте в круг.

Снежинка № 2. Подвижная игра «На водопой».

Теплым днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
Скачут, сделав ушки из ладоней.
Волчица вела за собою зайчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
Останавливаются, делают лакательные движения языком.

Снежинка № 3. Составление разрезных картинок.

Логопед: И с этим заданием мы справились. Лети снежинка (Костя дует) Молодцы ребята. Пойдемте искать снежинку №3. А вот и она. (снежинка на шкафу с книгами)

 (Задание: Зимушка-Зима прилетала и расколола все картинки и оставила нам задание. Разделитесь на команды и соберите картинки. )

Логопед: Итак, что нам нужно в первую очередь сделать для того, что бы приступить к выполнению задания?( нам необходимо разделиться на команды). А помогут нам в этом картинки.  Рассмотрите свои картинки.  Разделитесь на две команды. Почему вы так разделились?  (дикие животные и детеныши)

А сейчас команды подходят к своему столу.  Что нужно сделать? (составить картинку). Приступайте. А теперь команды проверьте друг друга. Кто у вас получился?

Логопед: Молодцы ребята. И с этим заданием справились. Идём на поиски снежинки №4 (на стульях детей). А вот и она.

V. Подвижная социо-игра «Угадай – кто я?». (№4)

Логопед:  Сейчас каждый из вас будет показывать нам  дикое животное. А мы будем угадывать. Будьте внимательны и досматривайте до конца. Начинает: Варя..... (Ребенок с помощью мимики и движений изображает дикое животное, остальные дети должны догадаться и назвать, что же это за животное).

Логопед: «Мы уже почти у цели. Осталась последняя снежинка!»

Снежинка № 5. Составление рассказа-описания по плану-схеме. (работа в командах) - (снежинка у уголка-рисования)

Задание: необходимо составить рассказ-описание о любом диком животном по плану-схеме в составе подгруппы.

Логопед: Итак, ребята вам снова нужно объединиться в команды, чтобы выполнить это задание. Договоритесь как вы будете отвечать. По предложению или вместе.

Логопед: Вот какие ребята у нас умные, все задание выполнили.

Зимушка-Зима на экране:

 (Зимушка уходит)

Логопед: Ну что ребята, идём на поиски.

«Вот мы и прошли все препятствия. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что именно?» (Дети делятся своими впечатлениями).

Вы зверятам помогли,
Все препятствия прошли,
На прогулку собирайтесь,
И с гостями попрощайтесь.

Дети: «До свидания!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "Эх, Зимушка - зима!

Занятие предназначено для педагогов детей 3-4 лет....

Конспект занятия по формированию связной речи у дететй с ОНР старшего дошкольного возраста "Проделки зимушки-зимы"

У ребят с Общим  недоразвитием речи  проблема  носит  системный  характер. Логопеды  в своей  практике сталкиваются  с  самымми разными  вариантами по...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Фронтальное занятие "Проделки Снежной Королевы"

Данное занятие проводилось в подготовительной группе. Дети закрепили и обобщили свои знания по обучению граммоте, развитию речи и математике за первое полугодие....

Конспект занятия в подготовительной группе ОНР по физическому развитию. «Народная игра на физкультурных занятиях» «Здравствуй, зимушка – зима!»

Научить детей получать удовольствие от физических нагрузок на свежем воздухе в любую погоду,  удовлетворять их естественную потребность в движении.Приобщение детей к русской народной игре на свеж...

Конспект занятия (подготовительная к школе группа для детей с ОНР) - «Проделки Зимушки-Зимы»

Занятие (подготовительная к школе группа для детей с ОНР) на тему «Проделки Зимушки-Зимы» подготовлено в целях:Активизации и расширение словаря по темам: «Дикие жи­вотные наших л...

Ежедневное планирование в старшей группе тема недели: «Проделки Зимушки-зимы»...

Ежедневное планирование в старшей группе. Тема месяца: «Красавица-Зима», тема недели: «Проделки Зимушки-зимы». Цель:   расширять и конкретизировать представления...