НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy_selezneva.a.yu_.pptx | 1.62 МБ |
zimuyushchie_ptitsy_palchikovye_igry.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели занятия: Коррекционно-образовательные: Учить образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением. Коррекционно –развивающие: расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" Закрепить знания и представления детей о зимующих птицах; Упражнять в узнавании птиц по их описанию Развивать внимание. Логическое мышление. Корекционно – воспитательные: воспитание умения взаимодействовать друг с другом воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам -
Оборудование и материалы: Интерактивная доска опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы". Цветные карандаши , фломастеры на каждого ребенка. Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая.
1. Организационный момент Логопед: Ребята я буду перечислять птиц, а вы мне скажите каких птиц не сможем мы увидеть зимой у кормушки. Сорока, ворона, скворец, воробей, журавль, соловей, ласточка, снегирь, голубь. Логопед: Как нужно относиться к тем птицам , которые остаются с нами зимовать? (ответы детей)
2. Вводная беседа Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими. Многие птицы зимой держаться стайками, которые перелетают с места на места в поисках пищи. Особенно заметны стайки мелких птиц, это синицы, воробьи, снегири. Длинную зимнюю ночь птицы проводят по разному. Вороны и галки ночуют большими стаями на деревьях в парках, садах, рощах, распушив перья и прижавшись к друг другу. Синицы, дятлы укрыаются от холода в дуплах. В кроне густых ёлочек ночуют снегири. Зимой птицы жмуться к человеческому жилью. Ведь зима страшна птицам голодом, а не холодом. Поэтому мы с вами вывешиваем кормушки для птиц.
Логопед: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А маленький шустрый воробей остается зимовать. Сегодня он прилетел к нам в гости и хочет рассказать о том, как зимующие птицы проводят зиму. И для начала он нам загадает загадки о птицах.
2. Отгадывание загадок В серой шубке перьевой И в морозы он герой Назови его скорее Кто там скачет? (воробей) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка, И полоска шарфика, (синица) Грудка ярче, чем заря У кого? (У снегиря.) Кто присел на толстый сук И стучит: «тук-тук-тук-тук» (дятел) Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Всех я за день навещу Прячется в зеленых кронах. Все, что знаю растрещу А зовут её …(ворона) (сорока )
3. Беседа о строении и характере птиц (развитие лексико – граматических категорий) Логопед: Ребята все птицы разные, чем же они отличаются и чем похожи? Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух) Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
4. Игра «Узнай по описанию» (имени существительного, подходящего по смыслу к ряду имен прилагательных) Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, драчливый, боевой, смелый. ( воробей ) Красногрудый, ленивый, грустный, малоподвижный. ( снегирь ) Желтогрудая, тонкая, юркая, веселая, умная. (синица) Красноголовый, большой, умный, зимующий. (дятел) Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая. (Сова)
5. Игра «Большой - маленький» (образование имен существительных и имен прилагательных с уменьшительно – ласкательным значением) Логопед: Наш шустрый воробей знает чем похожи и чем отличаются птицы. А как рассказать о птичке если она маленькая. Он не знает. Поможем воробью? Острый клюв – остренький клювик. Тонкие лапы – тоненькие лапки. Длинная шея – длинненькая шейка. Белая грудь – беленькая грудка. Черное крыло – черненькое крылышко. Толстая шея – толстенькая шейка. Короткий хвост – коротенький хвостик. Светлые перья – светленькие перышки.
6. Физкультминутка «Снегири" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом) Зарумянились кустарники Не от утренней зари Пощипывают щеки Это красные фонарики «Фонарики» Засветили снегири Взмахи руками как крыльями Чистят перышки пунцовые Чистят перышки Воду пьют из родника Пьют Переливы бубенцовые Мне слышны из далека Ритмичные хлопки в ладоши
6. Развитие связной речи. Логопед: Ребята у нашего друга воробушка с собой в конверте фото его друзей и он хочет чтобы вы составили для него рассказы о его друзьях птицах. Предлагаю составить описательные рассказы по опорным схемам. Что за птица? Какая это птица? Зимующая или перелетная? Как называется её жилище? Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида. Чем питается зимой? Эта птица крупная или мелкая? Как кричит? Какую пользу приносит эта птица?
7. Пальчиковая гимнастика «Покормлю всех птиц» Логопед: Шустрому воробью уже пора прощаться с вами, ребята. А на прощание он просит чтобы вы его нарисовали. Но для начала разомнем наши пальчики Я зимой кормлю всех птиц Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.
8. Итог занятия Логопед: Хорошие у вас получились рисунки. Скажите о ком же мы с вами сегодня говорили на занятии? Вы все были молодцы и наш друг воробей обязательно прилетит к нам в гости ещё.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры на тему «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Птичья кормушка Мы повесили кормушки, В них насыпали зерно. Для голодных птиц зимою Очень вкусное оно. Прилетайте к нам, синицы, Голубь, клест и воробей! И, конечно, ждем мы в гости Красногрудых снегирей. | Дети имитируют движения. Имитируют движения. Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц. |
Я зимой кормлю всех птиц Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюет его она. | Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. |
*** Воробьи – воробушки, Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить? | Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик. Шевелят выпрямленными пальцами рук. Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот. Подуть на раскрытые ладони. Погладить тыльные стороны рук поочередно. Хлопки в ладоши. Потереть ладоши друг о друга. |
*** Сколько птиц в кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. | Сжимать и разжимать кулачки. На каждое название птицы загибать пальцы. Сжимать и разжимать кулачки. |
*** Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. | Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут. Пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Шевелить ими – птенцы. |
*** Ну-ка, посчитай-ка! Десять птичек – стайка. Вот ворона, галка тут, Здесь воробушки живут. Голуби воркуют, По теплу тоскуют. Сидя на снегу глубоком, Растрещалася сорока. Красногрудый снегирек Солнышку подставил бок. Свиристели прилетали, Всю рябину обклевали. А синица-озорница Со сестрицами резвится. Дятел дерево долбит, Молча клест в гнезде сидит. | Хлопки в ладоши. Ладони открыты, пальцы растопырены. Загибать пальцы поочередно. |
*** Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли… В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник – посмотри – Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг, со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу, в столовой нашей, Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье. | Удары кулачками друг о друга сверху. Раскрыть ладошки. Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев. Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени. |
Дятел Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, Все равно он будет мой. | Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони. |
Воробей Ловит воробей жучков, Уплетает червячков, И на юг не улетает – Так, под крышей обитает. Прыг, да прыг, Да чик-чирик! Жить он в городе привык! | Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков. Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх. Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола. |
Сел на ветку снегирек Сел на ветку снегирек, Брызнул дождик Он промок. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька. | «Попрыгать» ладошками по плечам. Потрясти кистями рук перед собой. Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода. Поднять руки вверх и покачать ими. Помахать руками – «крылышками» |
Летит над полем птичка Летит над полем птичка. Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик. Что несет синичка? Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик. Несет травинку птичка. Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик. Гнездо совьет синичка. Чирик-чик-чик, Чирик-чик-чик. | Положить крест-накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепиться – «голова птицы», помахать пальчиками – «крылья» Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Изобразить удивление – приподнять плечи. Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Соединить большой и указательный пальцы, как будто держим травинку. Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо». Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог. |
Дятел Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья клювом лечит. | Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой. |
Воробей Шустро скачет воробьишка, Птичка – серая малышка. По двору шныряет, Крошки собирает. | Стучат пальцами по столу. Сжимают и разжимают пальцы в кулак. Пальцами «ходят» по столу. Стучат пальцами по столу. |
Лесной лекарь Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит, Лечит дятел старый дуб, Добрый дятел дубу люб. | На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево». Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву. Помахать кистями рук – «летящая птица». |
Сорока Рано утром издалека Прилетела к нам сорока. Стала громко стрекотать, Длинным хвостиком махать, Зернышки она клевала, Все на свете рассказала. | Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями. Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево. Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола. |
Птички В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: Эта птичка – совушка, Ну а эта – скворушка. Эта птичка – воробей, Ну а эта – соловей. Эта – дятел, эта – стриж, Эта же – поющий чиж, Эта птичка – коростель, Эта птичка – свиристель, Ну а это издалека Прилетела к нам сорока. | Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц. Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец. |
Птичка Птичка дом себе вила, В гнездо веточку несла. Там, где курочка гуляла, Три пушиночки нашла. Хлев овечий обошла, Две соломинки нашла. Получился дом отличный, Можно отложить яички. | Пальцы складывают «домиком». Каждый пальчик удаляется от пальчика(запястье не отводить). Пальчики «ходят» по столу. Пальчики стучат по столу. Пальцы складывают «домиком». Каждый палец постукивает о другой (в сложенном «домике»). |
*** Зимовать у нас остались Дятлы, совы, воробьи, Галки, голуби, синицы… Прилетели снегири. | Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять. Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки. Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки. Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения. |
Снегири Снегири. Раз, два, три. Прилетели, посидели, Погалдели, улетели. Улетели в небеса. Вот какие чудеса! | Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам. Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших. Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке. Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Останавливаются, машут скрещенными ладонями. С удивлением разводят руками. |
Сорока Сорока, сорока, Научи меня летать, Невысоко, Недалеко, Чтобы солнышко видать. | Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями. Руку поднимаем вверх. Кисть руки прикладываем к глазам. Рисуем в воздухе круг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....