Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями.
методическая разработка по логопедии на тему

Шериширина Валентина Ивановна

Методические рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinkveyn_v_rabote_po_razvitiyu_leks.-gram._stroya_.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя у детей с речевыми нарушениями.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста (М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина и т. д.).

Лексика и грамматический строй — это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи. К этой категории относятся дети с речевыми нарушениями.

В большинстве литературных источников указываются трудности, которые дети с речевыми нарушениями испытывают при овладении лексико-грамматическим строем речи: дети плохо запоминают лексическую терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения и пр. Эти несовершенства не позволяют полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу в целом (О.Е. Громова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Л.А. Тишина, Т.В. Туманова и др.).

Несмотря на многочисленные исследования в логопедии, анализ специальной литературы показал острую необходимость дальнейшей разработки проблемы владения дошкольниками с речевыми нарушениями лексико-грамматическим строем речи.

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

  •  правая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  •  вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  •  третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  •  четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  •  пятая строка — слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

   Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина). Логопед,  требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану:

  •  предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем — неживые, далее — называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;
  •  логопед добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево — растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);
  •  дети называют действия (смотрит, плачет, улыбается, кричит);
  •  называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;
  •  логопед называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) — дети называют предмет: это огурец;
  •  нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце — горит, светит, яркий, жаркий).

После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь, дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна — мини-сочетания, где сконцентрированы знания чувства и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие, предмет.

Работа ведется в нескольких направлениях:

  •  логопед — ребенок;
  •  логопед — родители — ребенок;
  •  логопед — воспитатель — ребенок.

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить такой алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями.

Работу по составления синквейна можно проводить как итоговую при подведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов. Они соответствуют перспективному плану проведения занятий и могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Если дети владеют письмом, например, подготовительная группа, то дети могут и записывать стихотворения. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это ни делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов — источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

Примеры синквейна:

Дождь

■         Грибной, летний.

■ Льёт, капает, стучит.

  •  Я люблю гулять под дождём.
  •  Лужи, тучи, вода.

Ветер

  •  Сильный, холодный.
  •  Срывает, дует, воет.
  •  Ветер осенью холодный.
  •  Осень, холод, сквозняки.

Радуга

  •  Весёлая, разноцветная.
  •  Появляется, радует, играет.
  •  На небе, после дождя, большая радуга.
  •  Дождь, тепло, лето, детство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями»

Эффективныи средством формирования лексико - грамматического строя детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах детской деятельности....

Система работы по развитию лексико–грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у современных детей. В данной презентации представлена система работы по развитию лексико-г...

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей   в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...

Дидактический синквейн для развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР»

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.       Эта технология не требует особых условий для использования и органи...