Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Зубарева Юлия Михайловна

НОД  по развитию речи в подготовительной группе  «Весна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по развитию речи в подготовительной группе  «Весна».

Цель:

  1. Формирование  умения составлять связный рассказ о весне с опорой на мнемотаблицы. 

Задачи:

1 .Развивать связную монологическую речь.

2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в подборе прилагательных к существительным,  упражнять в умении устанавливать   простейшие причинно - следственные связи.

3. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений

4.  Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание.

5.Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на картины), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания; расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна».

6.Закрепить умение определять первый звук в словах

Форма работы: групповая

Используемые образовательные технологии: игровая, технология продуктивного чтения-слушания, здоровье сберегающая(и гимнастика для глаз), ИКТ, мнемотехника

Методические приемы:

Беседа,  рассматривание иллюстраций, моделирование. Лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов). Чтение сказки, сюрпризный момент.

Оборудование: картинки (весна),мнемо карточки, ребусы, мяч, солнышко из бумаги, буквы.

Образовательная область: Речевое развитие

 Ход НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям и поздоровайтесь с ними! 

Организационный момент в кругу. Дети проговаривают:

Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

 Сегодня утром  я обнаружила конверт с надписью «Детям детского сада». Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте.  Посмотрите, здесь книга. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) Давайте посмотрим! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает сказку).

Сказка проецируется на экране

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода.  Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Что можно сказать про солнышко? Какое оно?  (доброе, теплое, ласковое,

улыбчивое, радостное)

Кому нужно солнышко?  (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,

деревьям)

Воспитатель: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры

 Северный — холодный, колючий (у-у-у)

Южный — теплый, ласковый (и-и-и)

 Восточный — пробуждающийся (а-а-а)

 Западный - затихающий, спокойный, (о-о-о)

Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)

Воспитатель: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое, невеселое, печальное и т.д.)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Воспитатель: Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).

Ничего у нас с вами не получается. Для того, чтобы прогнать тучки, нам нужно выполнить задания.

Воспитатель. Задание первое.  Мы поиграем с вами в игры «Семейка  весенних слов». «Скажи наоборот о весне»

Игра с мячом

Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.

Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день — весенний день; погода — весенняя погода, солнце — весеннее солнце.

Слова:  настроение,  проталины,  гроза,  дождь,  месяцы,  лес,  трава,  небо, цветы,  деревья, солнце, погода, ручей   и т. д.

Весна:

ранняя-поздняя

затяжная-дружная

тёплая-холодная

весёлая-грустная

Ребята, для того чтобы наше солнышко светило еще ярче и согревало нас мы с вами вспомним признаки весны (мнемотаблица с изображением примет  весны), а таблица нам поможет.

Дети. Пришла весна.  Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой.  На солнце начали таять сосульки, зазвенела капель.

Воспитатель. А что же было дальше?

Дети. Начал таять снег, потекли ручьи, на реках начался ледоход. Появились первые цветы.

Воспитатель. Ребята, как называются первые весенние цветы? Назовите их.  ( подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыш и т. д.)

Воспитатель. Молодцы.   А что же было дальше?

Дети.   Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, муравьи, комары, божьи коровки).  Прилетели с юга птицы.

Воспитатель.   Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелётные).  Каких перелётных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? 

Гимнастика для глаз

Давайте немного отдохнем вместе с гостями, а то у нас впереди еще много заданий. 

 «Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

 (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

(Раздается стук в дверь, детям передают письмо, на котором нарисована сосулька).

Воспитатель: -  нам прислали  следующее задание. Давайте его откроем.

(Письмо открывают, там находится ребус ).  Ребята нам нужно разгадать спрятанное слово в картинках. Для этого мы с вами должны определить, первые звуки в этих картинках. (Ребята выполняют задание)

Молодцы ребята мы почти все тучки с вами разогнали

А вот и следующие задание: сейчас я вам предлагаю составить предложения по картинкам на тему «Наступила весна» (Воспитатель раздает картинки для каждой пары) это задание я вам предлагаю выполнить в парах. В конце у ребят получится небольшой рассказ.

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание на солнышко. Дети, как вы думаете, почему Солнышко нам улыбается?

Воспитатель: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, свети ярче и сильнее) Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.

 Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

-Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей)

-Какие задания вам понравились? (Ответы детей)

- Что вам показалось трудным? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».

Конспект итоговой  НОД по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла».Задачи:  •Закреплять умение  детей различать гласные, твердые и мягкие согласные...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна идет, весне дорогу".

Возраст: подготовительная к школе группа.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:Образов...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу»

Цель: Развитие связной речи у детей. Задачи: Закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать зн...

Конспект По развитию речи В подготовительной группе «Весна. Признаки весны»

Конспект По развитию речи В подготовительной группе «Весна. Признаки весны»...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Весна идет! Весне дорогу!»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Весна идет! Весне дорогу!»Цель: расширять представления о весне, как времени года.Задачи:Образовательная:обогащать активный словарный з...