План работы по самообразованию "Речевое развитие детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи
В наше время очень часто встречаешь речевые проблемы у детей. Дети в моей группе не исключение. Причин речевых проблем несколько, но и методов решения так же предостаточно.Я разработала для себя план самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возраста по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение МКОУ Верх-Алеусская СОШ
План работы самообразования по теме:
«Речевое развитие детей дошкольного возраста» на
2017-2020 уч. год
Выполнила воспитатель:
Щепалина В.В.
Цель: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи:
изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования звуковой культуры речи;
развитие речи в игровой деятельности детей;
развитие словесно-логического мышления;
речевого внимания. фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата;
поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и на занятиях
Актуальность:
Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми. В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Главная причина речевых проблем кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития.
Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Ожидаемые результаты:
-Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Сформированные сенсорные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
Сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей.
Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Предполагаемый результат выпускника :
Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность, речь чистая, грамматически правильная, выразительная, ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове, является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр), проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова
2017-2018
Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно — речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей
План работы
1.Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом работы воспитателей.
2. Диагностика сенсорно – речевых способностей и навыков у детей младшего возраста
3. Подготовить методические рекомендации родителей по организации работы по сенсорному воспитанию детей.
4. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми и родителями, по данной теме.
5. «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей»
6. Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.
7. Изготовление папок – передвижек, буклетов, памяток по данной теме.
План работы с родителями на 2017-2018год
«Развитие речи посредством сенсорики»
месяц | тема | форма |
сентябрь | «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы» | Родительское собрание |
октябрь | «Значение сенсорного воспитания» Массажная дорожка свими руками | Буклеты для родителей Рекомендации по созданию массажной дорожки |
декабрь | «Мы любим рисовать и лепить» Графомоторика | Практикум «Приемы лепки» для родителей |
Январь-февраль | «Сенсорное воспитание детей дошкольного возрастав бытовой деятельности» | Папка-раскладушка |
Март-апрель | «Развитие сенсорных способностей детей посредством пальчиковых игр» | Практикум на занятиях Буклеты |
План работы с воспитанниками на 2017-2018год
октябрь | «Отпечатки осенние листочки» (ИЗО) развивать тактильное восприятие, мышление, моторику снять эмоциональное напряжение настроить детей на совместную работу Стабилизировать эмоциональное состояние «Села мошка на ладошку «–Пальчиковая гимнастика Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику и сенсорное восприятие. «Фруктовый сад» Использование ТРИЗ технологий в образовательной деятельности |
ноябрь | Сенсорные упражнения :пирамидки,деревянные пазлы,сортеры,кубики Рисование пальчиками Пластелиновый мир |
декабрь | Игры с манной крупой «Археолог» Рисование крупой |
Январь -февраль | Д/игры: «Жуки», «Матрешки» Рисование солью (снежинки,морозные узоры) |
март | «Мы посадим урожай» -посадка лука,укропа Рисование картошкой- «Тюльпаны» |
Апрель-май | «Игры с водой»:Создание морского дна,рыбалка. |
План работы на 2018-2019 год
Развитие речевой активности детей дошкольного ворзраста в процессе изучения литературных произведений.
Средняя подгруппа (2018 – 2019 уч. год) | |||
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии | изучения методических разработок | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь | Показ детям сказки «Колобок» | Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи | Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» |
Ноябрь | Работа с загадками. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» |
Декабрь | Народные игры | Стимулирование речевого разития через народные игры | |
Январь - Февраль | «Потешки к разным видам деятельности» | НОД «Масленница» | Картотека потешек |
Март | «Как развивать речь ребенка дома» | Речевые игры по формированию грамматического строя речи. | Буклеты для родителей |
Апрель | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов |
Май | «Речевое развитие детей дошкольного возраста» | Изучение литературы | Консультация для родителей |
План работы по самообразованию на 2019-2020год
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии.
Июнь-сентябрь | Изучить литературу: |
октябрь | Родительское собрание «Что такое ТРИЗ» |
Ноябрь-май | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Развитие речи старших дошкольников с использованием элементов ТРИЗ технологии» |
Январь | Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса. |
февраль | Разработка плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми . |
Март-май | Создание развивающей среды |
май | Утверждение плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми старшей группы. |
Вывод: Развитие связной речи дошкольников – важный процесс, которому следует уделять максимум внимания. Он включает в себя развитие сенсорного восприятия, монологической, диалогической речи и интонационной выразительности. Детей необходимо правильно мотивировать к обучению, заинтересовывать в этом процессе, подбирая наиболее занимательные игровые задания и упражнения. В разновозрастной группе необходимо учитывать различные формы и применять их в соответствии с возрастом ребенка.
Дальнейшее руководство в работе:
знание особенностей развития детей, их специфику,
-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,
-способствовать овладению необходимыми навыками.
Перспектива: продолжить работу с детьми по теме «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказкиСтаршая группа Месяц Экономическиекатегории...
План работы по самообразованию «Обучение детей дошкольного возраста английскому языку»
План самообразования воспитателя детского сада Даминовой Адели Радиковны по теме "Обучение детей дошкольного возраста английскому языку"...
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении на учебный год (с использованием ЭОР)
Перспективное планирование на учебный год по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении (средний возраст)...
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении на учебный год (с использованием ЭОР).
Перспективный план работы по формированию у детей второй младшей группы навыков безопасного участия в дорожном движении на учебный год....
Перспективный план работы по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении с использованием ЭОР на 2017 учебный год в старшей группе
По данному перспективному плану проведена работа в течении учебного года, целью которого является знакомство детей с правилами дорожного движения, формирование у них навыков правильного поведения на д...
Индивидуальный план работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на 2019-2023 г.г.
quot;Экологическое воспитание дошкольников через познавательное развитие"...