Пересказ художественного произведения. Толстой «Лев и собачка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Толстой «Лев и собачка»
Тема: Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Лев и собачка».
Цель: учить детей пересказывать текст, совершенствовать интонационную выразительность речи: добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас определениями, наречиями, глаголами, синонимами.
Ход занятия
- Ребята, послушайте одно из произведений Л. Толстого «Лев и собачка». (Воспитатель читает быль.)
Лев и собачка (Быль)
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул ее лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону й не трогал ее.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
- Ребята, как вы думаете, какое это произведение по жанру? Сказка, стихотворение, рассказ? (Это рассказ.)
- Почему? (Здесь нет сказочного сюжета, нет рифмы.)
- Это быль, так как в основу легли реальные события, которые происходили на самом деле.
- Какие события происходили: грустные или веселые? (Грустные.)
- Какими словами еще можно назвать это произведение, эти события? (Грустные, печальные, тоскливые.)
- Где происходят события? (В зверинце.)
- Кто главные герои? (Лев и собачка.)
- Что можно сказать о льве? Какой он? (Величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый, грациозный.)
- А какая собачка? (Маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, веселая, дружелюбная.)
- Что было в начале? (Собаку бросили в клетку льву на съедение.)
- Как развивались дальше события? (Быстро, стремительно, неожиданно, печально, грустно.)
- Как повел себя лев, когда к нему бросили собачку? (Лев обнюхал собаку, тронул ее лапой, смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал собаку.)
- Как вела себя собака? Что она делала? (Вначале она поджала хвост и прижалась в угол клетки, потом легла на спину, подняв лапки, и стала махать хвостиком, становилась на задние лапки перед львом.)
- Как жили лев и собака в одной клетке? (Они подружились. Когда льву дали кусок мяса, он оторвал кусок и оставил собачке. Собачка спала, положив свою голову на лапу льву. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли...)
- Что произошло однажды? (Барин пришел в зверинец и, узнав свою собачку, хотел забрать ее обратно.)
- Как повел себя лев, когда собачку попытались взять из клетки? (Лев ощетинился и зарычал.)
- Сколько времени лев и собачка прожили в одной клетке? (Целый
год.)
- Что случилось потом? (Собачка заболела и умерла.)
- Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал ее лапой. Он тосковал, печалился, бунтовал, рычал.)
- Когда в клетку льву кинули другую живую собачку, что сделал лев? (Тотчас разорвал ее на куски. Он обнял свою собачку лапами и так лежал пять дней.)
- Что стало со львом? (Он умер.)
- Ребята, как вы думаете, почему лев умер? (Он умер от горя, тоски, от боли, печали.)
- Как бы вы могли назвать эту быль? («Печальная история», «Случай в зверинце», «Как лев собачку полюбил», «Собака и лев».)
- Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был другим? (Да)
- Чем бы, по-вашему, могла окончиться эта история? (Выслушиваются ответы детей).
- Сейчас я прочту вам быль Л. Толстого «Лев и собачка» еще раз; слушайте внимательно и запоминайте.
Воспитатель повторно читает текст.
- Ребята, пересказывая, не забудьте, что говорить надо внятно, ясно, четко, громко, последовательно и выразительно.
Воспитатель читает начало, ребенок продолжает самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»
с использованием сюжетных картинок...
Пересказ художественного произведения К.Ушинского «Лекарство».
Конспект НОД по коммуникативному развитию....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи по теме: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»
Задачи. Связная речь: учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать без помощи вопросов воспитателя. Сл...
Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка» Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Задачи.Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа. Цель:· Связная речь:учить детей связно, пос...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка»
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе....