Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД «В гости к Умке»
Подготовительная группа
Воспитатель:
Ефремова А.Е.
Цель: развитие познавательной и речевой активности в игровой и коммуникативной деятельности на программном содержании «Животные Севера»
Задачи:
ОО | Задачи | Планируемый результат |
«Познавательное развитие» | Продолжить формирование целостного представления о животных Севера (признаки, среда обитания, взаимодействие с человеком); Формировать опыт применения приобретенных представлений в новой игровой ситуации; Ввести понятие «предлог» как маленькое слово, помогающее соединять слова в предложении; познакомить с названиями детенышей. | Проявляют интерес к теме «Животные Севера»; Умеют находить общие признаки («северные животные»); Умеют самостоятельно вычленить признаки животных из текста загадки; Правильно выделяют признаки животных в новой игровой ситуации (театрализованная игра «Теремок на новый лад»); Дети знакомятся с новым словом «предлог», названиями детенышей (тюлень-белёк, песец – щенок). |
«Речевое развитие» | Развитие речевого слуха; Расширять словарный запас на основе формирования новых преставлений о мире (животные Севера); Активизировать и расширять словарь признаков; Формирование активного и пассивного словаря; Развивать у детей грамматический строй речи: упражнять детей в правильном употреблении предлогов; Развивать связную речь: составлять предложения по картинке. | Умеют вычленять первый звук в лове, комбинировать, соединять звуки, составляя слово «Умка»; Правильно слышат и произносят звуки в слове («Умка»); Правильно называют животных Севера (тюлень, песец), детенышей (тюленёнок, моржонок и др.) Используют в игре слова-признаки (например, «толстолапый», «длиннорогой» и др.) Дети свободно используют в речи слова: глобус, север, льдина, медведь, олень, морж, лапа, рога, копыта. С помощью взрослых используют слова: песец, белёк, ласты, клыки, полярное сияние, предлог. Умеют с помощью взрослого составить предложение с предлогом (по картинке); Умеют образовывать новые формы слов (оленёнок, моржонок и др.), сложные слова. Умеют с помощью взрослого составить предложение по картинке. |
«Социально-коммуникативное развитие» | Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; Воспитание внимательного, заботливого отношения к другому, к природе. | С помощью взрослого умеют взаимодействовать со сверстниками в новой театрализованной игре; Проявляют готовность помочь другому (Умка). |
«Художественно – эстетическое развитие» | Развитие эмоциональной отзывчивости посредством восприятия фото т видео зарисовок природы Севера, просмотра видеосюжета с моржами; Поощрять исполнительское творчество; Формирование опыта ритмических движений. | Дети проживают, умеют адекватно выражать эмоции радости, удивления, восторга; Умеют принять роль в театрализованной игре; Дети умеют ритмично выразительно двигаться под музыку (охотно это делают). |
«Физическое развитие» | Развитие крупной моторики, координации движения и речи (игра с мячом «Придумай слово»). Мелкой моторики (игра «Помоги детенышам»), двигательной активности. | Умеют ловить и бросать мяч, последовательно сочетать движение со словом; графически (карандашом) соединять изображения предметов линиями. |
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «От полюса до экватора», «Мы познаем мир». Беседа на тему «Дикие животные севера», художественное творчество рисование «Дикие животные севера», просмотр советского мультфильма «Умка», ТРИЗ игра «Теремок».
Материалы и оборудование: слайдовая презентация по теме, ноутбук, проектор, письмо, глобус, карточки с изображениями взрослых животных и их детенышей, фломастеры, картинки с изображениями взрослых животных, картинки с изображением частей тела животных, сюжетные картинки с животными.
Ход мероприятия:
- Организационный момент:
Дети играют.
Слайд 1.
Звучит сигнал СМС. Воспитатель обращает внимание на сигнал. Предлагает детям найти откуда он раздается. Подходят к экрану.
Слайд 2.
На экране появляется письмо. Звучит голос.
Так это не простое письмо, оно звуковое. (Слушают текст письма)
«Здравствуйте, ребята, я живу на севере. Здесь очень холодно, но красиво. Кругом белым бело. Все блестит и искриться на солнышке. Я очень хочу подружиться с вами. Слышал, вы живете очень дружно и весело, знаете много игр. Приглашаю вас в гости и прошу, научите меня новым играм. А для вас, я сейчас придумал свою игру. В вашей группе появился первый признак зимы. Там вы найдете моё имя. Оно зашифровано»
- Ребята, а где же этот признак, зимы. Что же это может быть?
Дети находят сугроб, внутри сугроба конверт с заданием.
- Посмотрите, здесь написаны правила игры
Инструкция: «Если вы возьмете по первому звуку в каждом слове, то узнаете мое имя. До встречи».
- Что изображено на картинке? Какой первый звук?
Дети собирают имя. Получилось Умка.
- Ребята, так кто же прислал нам письмо.
- А как вы сделали это?
II. Основная часть.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в гости к медвежонку Умке?
Дети: Да.….
Воспитатель: Где он живет?
Дети: на севере.
Воспитатель: А где на севере?
Это далеко или близко?
Где мы можем увидеть север?
А у нас в группе есть что-то, где мы можем увидеть Север?
(Дети подходят к глобусу)
А глобус -это что?
Дети: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где здесь север?
Почему он белый?
(дети показывают на глобусе)
Воспитатель: Умка живет на севере. Там очень холодно и мы можем замерзнуть. Что же делать? Давайте наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. (Дети имитируют движения). Ребята предлагаю взять с собой фотоаппарат и сделать фотографии на память. Вот теперь мы готовы.
А как мы попадем на Север? На машине долго, самолет туда редко летает.
(ответы детей)
Воспитатель: У нас есть глобус, он нам и поможет. Сейчас он нас отправит на Север и потом подаст сигнал, когда настанет пора возвращаться. Раскружим глобус и скажем волшебные слова
« Глобус этот не простой!
Он волшебный, вот какой!
Покрути его чуть – чуть
Отправляйся в дальний путь!»
Слайд 3,4,5 (смена поясов)
(вращаясь, подходим к проектору)
Слайд 6. На экране появляются северный полюс - видео презентация
Слайд 7, 8, 9, 10 – Красота Севера
Слайд 11
Воспитатель: А вот и Север. Как же здесь красиво! Нас встречает Умка. Здравствуй Умка.
Умка: Здравствуйте, ребята. Вас так много, и я не один, тоже с друзьями пришел. Отгадайте, кто мои друзья.
"Отгадай загадку"
Слайд 12.
Я без моря - никуда,
В море - вся моя еда.
Сам живу на берегу,
Круг полярный стерегу.
Лапы - что-то вроде ласт.
Я как морж, но не клыкаст.
(Тюлень)
Воспитатель: А как ты отгадал (а), что это тюлень?
Дети: Лапы - ласты. Любитель рыбы. Похож на моржа только без клыков.
Слайд 13.
Что за хищник в Заполярье,
С шелковистым ценным мехом,
Летом плавает отлично,
А зимою осторожный,
И ведёт ночную жизнь,
В грудах снега норы строя,
Лабиринтами кружит.
Он, похожий на Лисицу,
Лает издали на птицу…
И охотник, и хитрец,
Кто скажите мне? ... (Песец)
Воспитатель: Как ты догадался (лась), что загадка про песца?
Дети: шелковистый ценный мех; похож на лисицу.
Слайд 14.
У него большие бивни,
Но не те что у слонов.
Ходит ластами во льдах,
Этот зверь довольно сильный,
В северных живёт морях.
(Морж)
Воспитатель: Как ты узнала, что загадка о морже?
Дети: Клыки, тяжелое тело, сильный.
Слайд 15.
Здесь Ледовитый океан.
Плывёт на льдине капитан.
Он в белой шубе, он лохмат
Как брат лесной, он косолап.
(Белый медведь)
Воспитатель: А как ты отгадал (а), что это белый медведь?
Дети: у него белая шуба; он брат косолапого.
Слайд 16.
В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Воспитатель: А как догадалась, северный олень?
Дети: живет в тундре, служит транспортом, имеет рога
Слайд 17.
Воспитатель: Ребята, а как можно назвать этих животных одним словом.
Дети: Животные Севера (северные животные, животные холодных стран).
«Назови, одним словом»
(Из за экрана вылетает снежок).
Воспитатель: Ох, Умка, ты и озорник, решил с нами в снежки поиграть? Слайд 18.
(Умка смеется)
Мы с ребятами тоже любим, играть в снежки, ими можно кидаться, а можно играть со снежками, как в мяч, придумывая новые слова. Посмотри, мы с ребятами тебе сейчас покажем (воспитатель стоит в центре круга)
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Умке о животных, какие они. Я вам буду называть признак животного предложением, а вы мне этот же признак одним словом.
(обращается к каждому ребёнку)
-У белого медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)
- у него черный нос, он какой? (черноносый)
-У северного оленя длинные рога, он какой? (длиннорогий)
- у него быстрые ноги? Он какой? (быстроногий)
-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)
- у него длинные усы, он какой? (длинноусый)
-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)
- у него большие глаза, какой он? (большеглазый)
- У песца длинный хвост, какой он? (длиннохвостый)
- У песца короткие лапы, какой он? (коротколапый).
- Умка тебе понравилась игра?
Слайд 19.
Умка: Да, очень понравилась! Сколько новых, интересных слов вы придумали. А задания были очень сложные, какие вы молодцы. Мы с друзьями обязательно будем играть в эту игру.
Воспитатель: в снежок играть у меня руки замерзли, может, попрыгаем и побегаем?
Слайд 20.
Умка: Хотите потанцевать с моим другом белым медведем?
Слайд 21.
Видео «Танцующий белый медведь».
Слайд 22.
(Звучат звуки детенышей)
Воспитатель: Тсс….Что это? Что за звуки? Что случилось? Ребята, спросите у Умки, что это за звуки?
(Дети спрашивают)
Слайд: 23.
Умка: это плачут детеныши. Они потерялись.
Воспитатель: Как? Они не могут найти своих мам? Ребята, а мы можем им помочь? А как можем?
Присядем за столы. Как вы думаете, что надо сделать?
(ответы детей)
Инструкция (соедините линиями взрослого животного и его детеныша)
«Найди ошибку» (работа с карточками)
Воспитатель: Все справились? Проверим.
Слайд 24.
Медведица нашла…
Тюлениха нашла….
Слайд 25.
Умка: Ура! Все нашлись!
Воспитатель: Ребята, мы не только с вами поиграли, но и сделали доброе дело. Продолжим играть?
Слайд 26.
(Умка прерывает воспитателя)
Умка: Постойте, постойте. Я вижу у вас фотоаппарат. Я тоже люблю фотографировать и хочу показать вам свои фотографии.
Воспитатель: Мы с удовольствием посмотрим твои фотографии. Дети подходят к доске, она закрыта материалом, открываем….. посмотрите какие интересные фотографии.
(фото животных + предлоги)
Но это не просто фотографии, Умка и здесь придумал игру. Вы такую игру знаете? В такую игру, мы с вами еще не играли. Она называется «Составь предложение с предлогом» Посмотрите, над каждой фотографией есть маленькое слово. Это слово-предлог. Предлог это – маленькое слово, которое служит для связи слов в предложениях.
(фото животных + предлоги)
Игра «Составь предложение по картинке»
Инструкция (вам нужно составить предложение по картинке, будем составлять предложения, используя данный предлог)
Посмотрите на первую фотографию; составьте предложение с предлогом ОКОЛО и т.д.
Воспитатель: Ребята, у вас получились замечательные предложения, как сказка.
Слайд 27.
Умка: А что такое сказка?
Воспитатель: Ребята, а ведь со сказкой тоже можно поиграть. В какой сказке есть много животных?
Дети: «Теремок».
Воспитатель: Давайте попробуем ее обыграть, но сделаем ее на северный лад. Что бы обыграть сказку, что нам нужно?(Где жили звери)
Дети: Построить теремок.
Воспитатель: Из чего мы можем построить теремок?
(Дети предлагают свои варианты и начинают строить.)
Воспитатель: Так теремок у нас есть, а герои? Умка, у тебя случайно нет масок?
Слайд 28.
Умка: Да, есть. Возьмите, пожалуйста.
(воспитатель помогает одеть маски при этом называет каждого героя моржи-сильные клыки, песцы-пушистые хвосты, олени- быстрые ноги, тюлени- лучшие пловцы, медведи-хозяева севера)
Воспитатель: Вот и герои. Пара начинать игру. Я буду рассказчиком, вы делаете те действия, которые я буду проговаривать.
ТРИЗ игра «Теремок».
Чтец: Стоит на льдине теремок, он ни низок, ни высок. Ползут по льдине Моржи, видят, стоит теремок, поселились в нем. Подплывают к льдине Тюлени, стучат. И сказалиТюлени:
-Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
-Это мы – Моржи. А вы кто?
-А мы Тюлени.
и рассказали тюлени о себе и стали они жить вчетвером. Бегут по льду северные олени. Постучались.
-Тук-тук. Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
- Мы-Моржи, мы-Тюлени, а вы кто?
- А мы Олени.
И рассказали олени о себе и стали они жить вшестером.
Крадутся к теремку Песцы.(стучаться)
- Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
-Это мы-Моржи, это мы –Тюлени, это мы-Олени. А вы кто?
-А мы Песцы.
И рассказали Песцы о себе и стали они жить ввосьмером.
Идут переваливаясь по льдине белые медведи. (стучатся)
-Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
-Это мы-Моржи, это мы –Тюлени, это мы-Олени. Это мы- Песцы. А вы кто?
-А мы медведи.
И рассказали медведи про себя, а звери сказали, что у них мало места. Вышли все звери из теремка и предложили медведям построить новый, просторный теремок. И построили животные большой теремок для всех.
Слайд 29.
Умка (хлопает): Спасибо вам ребята за интересную сказку.
Воспитатель: Ребята давайте снимем маски.
Слайд 30.
Звучит сигнал. Умка наше время истекло. Спасибо тебе Умка за гостеприимство. Нам с тобой было очень интересно, но нам пора. До свидания, умка.
Слайд 31.
Умка: До свидания, ребята. Спасибо за игры. С вами было очень интересно.
Слайд 32.
(на слайде начинается обратный отсчет времени 5,4,3,2,1,0)
Слайд 33,34,35 – смена полюсов.
Воспитатель: Снимаем одежду. Вот мы и дома.
Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
Ребята, какая игра вам понравилась больше всего?
А где было трудно?
Ребята, хотите посмотреть, какие фотографии у нас получились?
Слайд 36-44
(дети идут просматривать фотографии)
Слайд 45 Телеграмма
Слайд 46 «Танец моржей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
- Мне нравится (1)