Семинар
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ворончихина Юлия Сергеевна

СЕМИНАР ИГРА

Роль игры в развитии речи детей раннего возраста (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ворончихина Ю.С., воспитатель

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения

«Психоневрологический дом ребенка №8 Красногвардейского района»

СЕМИНАР ИГРА

Роль игры в развитии речи детей раннего возраста (из опыта работы)

Макаренко А. С. «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

- Игра – есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

-Игра - это потребность растущего детского организма. Именно в игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются организационные навыки, развиваются творческие способности. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Особенности развития речи детей в игровой деятельности с внедрением ФГОС:

Игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Игра способствует:

- закреплению навыков пользования инициативной речью,

- совершенствованию разговорной речи,

- обогащению словаря,

-формированию грамматического строя языка и т. д.


- Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми.

- На сегодняшний день федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей. В понятие «игра» вкладывается теперь несколько иной смысл. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи различных образовательных областей. Воспитание и развитие ребенка происходит в процессе его активной деятельности. В работе с детьми раннего возраста игра занимает ведущее место и, от того, как будет организовано игровое пространство, зависит представление детей об окружающем мире.

Формированию у ребенка представлений о предметах и явлениях способствуют различные дидактические игры, содержащие в себе предметные красочные картинки, которые привлекают малыша. Картинки должны быть доступны пониманию детей раннего возраста, которые расширят кругозор, обогатят словарный запас и активизируют речь. Для осуществления этой задачи и должно быть организовано игровое пространство.

С детьми данного возраста проводятся дидактические игры с использованием картинного лото, лото на распознавание цвета, формы и величины предмета. Взрослый фиксирует внимание детей на разнообразных явлениях и свойствах предметов, помогает установить связь между увиденным ранее и наблюдаемым в данный момент. Участие детей в играх активизирует умственный процесс, частое рассматривание картинок создает и укрепляет логические связи, а это важно для формирования у детей новых понятий и представлений об окружающем мире. Картинки служат иллюстрацией к рассказу взрослого. Дети полнее воспринимают услышанное, однако, нужно помнить, что ребенок в раннем возрасте не всегда может соотнести слова с предметами, только при помощи взрослого ребенок учиться называть и показывать то, что увидел на картинке. Картинка закрепляет и уточняет представления.

При проведении дидактических игр с картинками и иллюстрациями дети учатся внимательно рассматривать, наблюдать, сосредотачивать внимание на конкретных объектах, при этом развивается память, обогащается словарный запас. По мере овладения речью, слово для ребенка становится также, средством приобретения новых знаний.
Игра выполняет множество различных функций, из которых наиболее важными являются следующие:

Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного и эстетического воспитания детей.
Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.
Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях дома ребенка во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат. Кроме того, микроклимат в группе является одним из важнейших факторов благополучного протекания адаптационного периода, особенно у детей раннего возраста.

В группах детей раннего возраста создание благоприятного микроклимата складывается из налаживания взаимодействия между ребенком и воспитателем, налаживания общения и доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Для этого воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», обязательно включает в себя различные игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации - формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому.

Преимущества игры перед другими средствами:

- позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

- помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;

- помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;

- развивает искусство общения;

- помогает управлять своими чувствами;

- дает возможность переживать массу эмоций.

Существует множество различных классификаций игр по различным основаниям. Несмотря на многообразие авторских классификаций, в них просматриваются общие, объединяющие черты.

Обычно дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Цель эмоциональных игр - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Игры с использованием игрушек могут помочь в установлении эмоционально-тактильного контакта педагога с малышом, через который создается положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними. Пробуждая эмоциональное отношение к игрушкам, можно активизировать ориентировку детей в предметном мире, близком их потребностям и жизненному опыту. Опосредованное игрушкой общение взрослого с ребенком постепенно становится двусторонним и в дальнейшем все более активным со стороны ребенка.

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, зеркальное отражение действий и движений партнера. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые. Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий до взаимодействий в рамках общего сюжета. Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог.

Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Таким образом, для целостного и адекватного развития ребенка необходима свобода в познании окружающего мира, экспериментирование с ним. Именно предметно-развивающая среда, наполненная игровыми модулями, играми и игрушками, позволяет ребенку развивать способности, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности, что в конечном итоге, благоприятно сказывается на адаптации.

Подводя итоги, отметим, что для успешной адаптации ребенка к условиям дома ребенка, воспитателю необходимо установить эмоциональный контакт с каждым ребенком. Такой контакт легко наладить на основе совместных действий, сопровождаемых положительными эмоциями - улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Среди методов, используемых для коррекции трудностей адаптации, игра является наиболее адекватным. Игра имеет огромное значение для формирования дружного детского коллектива, для формирования самостоятельности, для ориентировки в новой предметно-развивающей среде. А также игры способствуют снятию эмоционального напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимому отношению к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...