Проект «Использование технологии песочной анимации как одно из средств развития речи старших дошкольников».
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Кожемяко Елена Андреевна

Проект

«Использование технологии песочной анимации как одно из средств развития речи старших дошкольников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pedagog_goda.docx31.98 КБ
PDF icon tehnologiya_pesochnoy_animatsii-konvertirovan.pdf2.25 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект

«Использование технологии песочной анимации как одно из средств развития речи старших дошкольников».

Выполнила:

Воспитатель  Кожемяко Е.А.

Декабрь 2019 год


«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»
К.Д. Ушинский.                                                                                                                                                  

Сроки реализации: долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, педагоги МБДОУ детский сад № 5 ЗАТО Озерный.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Проблема: слабое развитие речи детей, трудности в составлении  и придумывании  рассказа, в пересказе литературного произведения, бедность речи (недостаточный словарный запас), неспособность построить развёрнутый ответ, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, недоразвитие мелкой моторики.

Актуальность: Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в МБДОУ детский сад № 5 ЗАТО Озерный, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и ФГОС ДОУ, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Детям необходимы современные технологии, которые стимулируют развитие речевых, познавательных, моторных процессов организма.

   Технология песочной анимации позволит сделать процесс обучения грамотной и развернутой речи более эффективным и качественным.
Необычное искусство рисовать песком называется Sand Art, то есть «искусство песка». Sand Art - оригинальный способ творческой деятельности, уникальное искусство создания рисунков на поверхности стекла.
 Игра с песком – доступная и естественная форма деятельности детей. Перенос традиционной образовательной деятельности в песочницу дает больший эффект, чем стандартные формы обучения. Играя с песком, у ребенка усиливается желание узнавать что-то новое и рассказать об этом,  в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых

образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, Вы почувствуете его прохладу, его текучесть, его движение.

В процессе игр с песком развиваются:

  • Речевые процессы;
  • высшие психические функции (воображение, память, мышление, внимание, восприятие);
  • тактильная чувствительность, мелкая моторика;
  • личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

Цель проекта:

- стимулировать развитие речи детей подготовительной группы с помощью технологии песочной анимации.

- познакомить родителей воспитанников и педагогов ДОУ с технологией песочной анимации.

Задачи проекта:

  • совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития речевой активности;
  • вызывать интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру и средство развития речи;
  • расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;
  • подготовка к обучению грамоте;
  • развивать познавательные процессы у детей;
  • развивать  тонкую координацию движений и мелкую моторику пальцев рук у детей посредством игровых упражнений с использованием песка;
  • развивать композиционные умения при изображении групп

предметов или сюжета;

  • развивать творческого воображения и творческих способностей;
  • организовать консультации и мастер - класс  с педагогами и родителями воспитанников с целью получения информации о создании песочного планшета и его возможном использовании.

Предполагаемые результаты  проекта в  отношении детей:

  • в группе организована предметно-развивающая среда для развития

речи;

  • Активизирован словарь детей, усовершенствована звуковая культура речи, интонационный строй, диалогическая речь;
  • проявление интереса у детей  к созданию  песочной анимации;
  • пополнение и активизация словарного запаса детей;
  • достаточно хорошо развита мелкая моторика рук детей;
  • развитие познавательных процессов у детей.
  • умение работать кистью и пальцами обеих рук;

Предполагаемые результаты  проекта в отношении родителей:

- знакомство родителей с технологией создания планшета для рисования песком и использованием технологии песочной анимации.

- повышение педагогической грамотности родителей;

-повышение сотрудничества ДОУ и семьи;

-создание доброжелательных, доверительных отношений между воспитателем и родителями;

- повышение активности родителей в воспитательно - образовательном процессе;

-повышение удовлетворённости семьи работой ДОУ;

Предполагаемые результаты проекта в отношении педагогов ДОУ:

-обмен опытом;

-повышение уровня профессионализма в работе с детьми по данной теме.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап (поисково-теоретический)  – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, участию в во Всероссийском вебинаре: «Песочная терапия: методы и формы применения в практической деятельности педагога». Проведение диагностики дошкольников, анкетирование родителей, анализ полученных данных. Создание банка идей. Создание песочного планшета из подручных материалов. Подготовка дополнительных материалов для использования технологии песочной анимации.   Планирование деятельности. Обсуждение проекта вместе с родителями и педагогами детского сада.
  2. Основной этап – реализация проекта.

Работа с детьми:

В ходе социально-коммуникативной деятельности дети узнали о песочной анимации, о приемах рисования песком на стекле, правилах пользования песочным планшетом;

Знакомство с основными техниками рисования песком и основами композиции. Были использованы основные способы работы с песком: рисование на песке тонкими предметами, различные отпечатки; рисование на сухом песке дыханием (развитие речевого выдоха) через трубочку для коктейля. Поиск или счёт  игрушки или фигурки, спрятанные в песке; работа при помощи рук (пересыпание из руки на   руку или из ёмкости в ёмкость, посыпание, лепка куличей, шариков    и т.д.); создание на песке композиции, используя различные материалы, разыгрывание знакомые сказки;

скольжение ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполняли те же движения, поставив ладонь на ребро;

- "проходили" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создавали отпечатками ладоней, кулачков всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- "проходили" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно. Затем группировали пальцы по два, три и т. д. Создавая загадочные следы, а затем вместе фантазировали, кому они принадлежат! (прошли медведи, проскакал заяц, проползла змейка, пробежали жучки-паучки)

Игра: «Волшебные превращения»:  предлагала детям нарисовать круг , а затем дорисовать картинку так, чтобы стало понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, яблоко, мячик (квадрат в сумку, телевизор, окно, дом).

 Игра «Угадай букву». Рисовала элементы букв и предлагала детям угадать, что это за буква,  и дорисовать элемент.

Для развития фонематического слуха использовала такие игры, как «Спрячь руки в песок услышав заданный звук», «Слоговые дорожки», «Найди, что в песке» - дети отбирают только те игрушки в названии которых есть автоматизируемый звук или, отобрав игрушки с заданным звуком, определяют позицию звука в слове.

Использовала технологию песочной анимации во время НОД.

Работа с педагогами детского сада:

  • консультация  для педагогов ДОУ на тему: «Создание светового планшета для рисования песком своими руками».
  • мастер – класс для педагогов: «Использование технологии песочной анимации как одно из средств развития речи  дошкольников».
  • презентацию опыта работы.

Работа с родителями:

- консультации по вопросам развития связной речи детей подготовительной к школе группы.

- выпустила папку-передвижку «Создание светового планшета для рисования песком своими руками»;

-мастер-класс на тему: «Развитие речи детей подготовительной к школе группы с помощью технологии песочной анимации».  

-изготовила буклеты « Занимательные игры на световом планшете как средство  развития речи старших дошкольников».

Итог моей проектной работы:

  • В подготовительной к школе группе организована дополнительная предметно-развивающая среда для развития речи – световой планшет для использования технологии песочной анимации.  
  • Заметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй, диалогическая речь, пополняется словарный запас;
  • У детей необычайно высокий интерес к созданию песочной анимации;
  • развиваются мелкая моторика рук и познавательные процессы у детей;
  • подготовка к обучению грамоте происходит нетрадиционным (интересным) способом.
  • Развивается внутренний мир детей, стабилизируется их эмоциональное состояние.
  • Были организованы консультации и мастер - классы  с педагогами и родителями воспитанников с целью получения информации о создании песочного планшета и его возможном использовании.

Методическая литература:

1) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: «Речь», 2007.

2) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. «Речь», 2008.

3) Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: «Речь», 2008.

4) Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.

5) Мариэлла Зайц. Пишем и рисуем на песке (пер. на русский яз.).

6) Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – Речь, 2007.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Инновационная технология «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников (мастер-класс для педагогов)

Целью мастер-класса является обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «Квест игра, как средство развития речи старших дошкольников» Название: «В мир волшебных приключений двери нам открой».

В настоящее время проблема развития речи дошкольников актуальна, современные дети мало общительны, не умеют высказываться и грамотно строить предложения, снижение речевой культуры дошкольников приводи...

Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...

ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)  В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...