Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
проект по логопедии (старшая группа)
Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_proektu_razvitie_rechi.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22»
Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Воспитатель группы №5
Коробкова Н.В.
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей.
Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. Поэтому мы и решили реализовать проект по теме
«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
В работе по данной теме мы поставила следующие задачи: Знакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм, с принципами композиции. Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания. Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи; Воспитывать бережное отношение к книгам; Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приёмы работы с родителями. Для решения этих задач был Методы, словесные: беседы, рассказ; Игровые: дидактические и подвижные игры; «Дифференциация звуков в чистоговорках», «Закончи пословицу» Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия. подобран дидактический материал, изготовлены игры, картотеки «Старинные считалки и потешки», «Русские народные игры», консультативный материал, рекомендации для родителей по темам: «Использование фольклора в развитии ребенка – дошкольника, «Русская народная мудрость в воспитании», «Растим будущего читателя»;
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, за клички.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. Составлена картотека по русским, народным играм: «Огуречик - огуречик», «Гори ясно», «Мыши», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Родничок», «Грачи летят», «Колечко», «Федул», «Волк и овцы», «Заря - заряница», «Дедушка Мазай», и другие.
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских, народных сказок. Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни дошкольника»
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовным качествам человека, отношении к жизни в целом.
Пословицы – народная мудрость, свод правил жизни. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, учат любить родную землю, понимать труд как основу жизни, формируют нравственную сторону человека. В пословицах – философское осмысление жизни.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Играй, играй, да дело знай.
Поговорки – это поэтические, устойчивые, краткие выражения, использующиеся для образно – эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких – то житейских ситуаций.
Глуп, как осел.
Надулся как индюк.
Издавна человек наделял природу способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его судьбу. Особая роль отводилась природным объектам и явлениям. Считалось, что служа солнцу, воде, ветру, земле, люди будут вознаграждены хорошим урожаем, благополучием и процветанием. Поэтому широко использовались в народе заклички.
Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания, имитирующие крестьянский труд. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и собраны особые переживания и восхищение.
Матушка – репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
Секи, секи дождь,
На бабину рожь,
На дедово семя –
Чтоб взошло вовремя.
Приговорки – интимное обращение с природой один на один. Они обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям.
Ветер, ветер, ветерцо.
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.
В старину погода имела большое значение. От нее зависела жизнь людей. Многочисленные наблюдения людей позволили создать народные приметы. Это позволяло крестьянам готовится к сельхозработам, вовремя сеять и убирать урожай, делать запасы на зиму.
Дым столбом – к морозу.
Жуки жужжат – к ненастью.
Русский народ всегда ценил в человеке ум и сообразительность. Главным средством его развития являлась загадка.
Загадки – это иносказательное изображение предмета или явления действительности, которые предлагается отгадать.
Загадки позволяли обратить внимание на скрытые, невидимые признаки предметов. Ведь человек привык схватывать лишь яркие внешние признаки. Отсюда - загадки создавались под влиянием глубоких наблюдений в природе.
Стоит старичок – красный колпачок; (гриб)
Один пастух – тысячи овец пасет; (небо и звезды)
Считалка – это ритмичное стихотворение, предназначенное непосредственно для расчета играющих. Для считалки характерно то, что можно четко произносить каждое слово и даже его кричать. Считалки – исстари придуманный способ осуществления объективной справедливости.
Ягодка –
Малинка.
Медок –
Сахарок.
Вышел
Иванушка –
Сам
Королек.
Из поколения в поколение передаются из уст в уста народные сказки. В них собраны многовековые традиции, особый способ отражения реальности, охвачены жизненные явления и судьбы. Они привлекают остротой социального смысла, выдумкой, игрой фантазии.
В сказках главными героями являются как животные, птицы, так и люди со своими достоинствами и недостатками. Каковы бы ни были действия героев, исход событий, всегда присутствует мораль, позволяющая делать выводы. Красота родной речи, повторения, обороты делают народные сказки поистине настоящим кладом нашей культуры.
Устное народное творчество – это очень ценная кладовая нашей отечественной культуры. От того, на сколько люди будут помнить, и беречь его, зависит будущее нашего народа, его духовность и целостность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников"
Проект разрабатывался для старшей группы....
Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»
1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...
"Фольклор как средство развития речи старших дошкольников"
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду....
«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Введение 31. Особенности развития речи старших дошкольников 42. Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста 63....
Фольклор как средство развития речи у дошкольников
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов Фольклор как средство развития речи у дошкольников посредством мнемотехники
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в о...
Фольклор как средство развития речи младших дошкольников
Ранний возраст это сенситивный период речевого развития ребёнка. Именно на раннем этапе усвоения детьми родного языка происходит накопление первых детских слов, первых фраз, и переход к разверну...
- Мне нравится (1)