ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
материал по логопедии
ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_1.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I ЭТАП - знакомство с
"Волшебниками"
«Я чувствую запах»
«Я слышу звук»
«Я пробую на вкус»
«Я ощущаю лицом и руками»
«влажность, температура, форма, количество, части, свойства поверхности (твердое/ мягкое, гладкое/ шершавое… )»
«Я вижу»
«Цвет, форма, величина,
На картине - пространственное расположение объекта
II ЭТАП обучение созданию сравнений.
I. Модель составления сравнений:
- педагог называет какой-либо объект;
- обозначает его признак;
- определяет значение этого признака;
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Пример:
- цыпленок (объект №1);
- по цвету (признак);
- желтый (значение признака);
- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
II. Модель
- в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
- в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
III ЭТАП –обучение составлению загадок
Модель 1 пример: Самовар
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | монета |
Шипящий | вулкан |
Круглый | арбуз |
(В правом столбце предметы рисуются)
Между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Модель 2 пример: Ёжик
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | паровозик |
Собирает | хозяйка |
Семенит | ребенок |
Итоговая загадка про ёжика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
Модель 3 пример:
На что похоже? | Чем отличается? |
мужичок | нет бороды |
дом | без окон |
зонтик | тоненькая ручка |
( Предметы рисуются)
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Итоговая загадка про гриб: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
МАДОУ г.Нижневатровска ДС №41«РОСИНКА» - 1 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР учитель – логопед Чепурнова Н.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...
Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»
Проблема экологического образования и воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен ярко выраженный интерес к окружающей...
Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".
Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....
Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».
Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...
Программа для одаренных детей по использованию технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Средняя группа (4-5лет).
Цели и задачи программы.Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения. Задачи:- Разв...
Статья «Методы и приемы теории решения изобретательских задач в развитии музыкальных способностей дошкольников»
Статья для музыкальных руководителей ДО, учителей музыки "ТРИЗ в развитии музыкальных способностей дошкольников"...
ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...