Конспекты непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по речевому развитию
на тему «Как звери готовятся к зиме?»
Подготовила и провела:
воспитатель группы
Еременко А.Р.
г.Когалым, 2017
Программное содержание:
Развивающие задачи:
- активизировать словарь детей;
- развивать понимание значения, смысла (слова, оборота речи, грамматической формы) Осознание явлений речи, языковой действительности;
- развивать и закреплять навыки в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
- продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;
- развивать искусство драматизации небольших фрагментов (вхождение в образ).
Образовательные задачи:
- научить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- упражнять в подборе существительных к прилагательным.
- подбирать слова со сходным значением и противоположным.
- помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
- помогать осваивать выразительные средства языка.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к животным.
Демонстрационный материал: Презентация, проектор, видеоматериал о зимующих диких животных; картинки с семьями диких животных; костюмы для детской инсценировки ( лиса, заяц, волк, медведь); мнемотаблица с изображением последовательносчти рассказа животного о своем внешнем виде; методический набор О.С. Ушаковой «Развитие речи детей» М. Мозайка - Синтез, 2009 г. тема: «Мишкин День рождения»
Оборудование: Стулья расставлены полукругом по количеству детей, демонстрация слайдов.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций с изображением диких животных, словесное описание их повадок при подготовке к зиме, тение рассказов, сказок, стихов и загадок про живлтных, беседы.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, мы сегодня поговорим о животных, о том, как они готовятся к зиме.
На экране появляются изображения разных животных.
Дети рассказывают : Лось сбрасывает рога; зайцы меняю т серую шёрстку на белую, чтобы лучше маскироваться в снегу от хищников и она намного теплее, чем серая . У белки появляется тёплый, серый подшёрсток, из-за него кажется, что белка стала не рыжей, а серой. Ежи, барсуки готовят себе гнёзда из сухой травы и листьев, чтобы на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку.
Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, какие животные зимой бодрствуют и почему?
Дети : Белка делает себе запасы на зиму; лисы, волки, зайцы и рыси бодрствуют зимой, потому что они и зимой могут себе найти корм.
В.: Ребята, мы перечислили большое количество животных, но скажите мне, как можно назвать этих животных одним словом? И почему?
Дети: Эти животные называются дикими. А называются они так, потому что живут далеко от человека и сами себе добывают пищу.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете , очень забавно наблюдать как белка ищет орешки. Я принесла две веточки. Представьте, что это орешник, а вы белочки. Ка вы можете узнать, где больше орехов растёт, ведь белки не умеют считать.
Дети: Белочка стучит лапкой по ветке и смотрит-на той веточке , что качается дольше, орехов больше.
Воспитатель: Совершенно верно, вы очень наблюдательны и смогли доказать на какую веточку должна прыгнуть белка, чтобы собрать орешки.
А сейчас я хочу проверить, знаете ли вы детёнышей животных. Давайте поиграем в игру «Назови детёнышей». Для этого вам необходимо выбрать себе картинку и назвать папу, маму и детенышей в звериной семье. Например, это мама- бельчиха, папа- белка, детеныши – бельчата.
Дети рассказывают по образцу про животных: волка, лису, зайца, барсука, куницу, медведя, лося, оленя, лошадь и т.д.
Воспитатель: Кто был внимательным и заметил, что среди перечисленных животных есть лишнее? Объясните почему?
Воспитатель: это лошадь. Это домашнее животное, живет рядом с человеком и человек о ней заботится.
Воспитатель: Умницы, а теперь следующее задание: мы разделимся на две команды, одна команда придумывает слова родственные слову «лес», а другая слову «зима».
1 команда: лес (лесник, лесной, лесочек, перелесок, лесная тропа, лесовичок)
2 команда: зима (зимний лес, зимушка, зимовье, зимовать).
Дети объединяются в команды и советуются.
Воспитатель: Молодцы, а теперь я хочу поиграть с вами в мою любимую игру «Хвастунишки». Ребята, разбирайте шапочки и перевоплощайтесь в животных (лиса, заяц, медведь, волк).
Воспитатель: Вы превратились в лесных жителей, теперь попробуйте себя расхвалить другому зверю. Поможет вам вспомнить план рассказа мнемотаблица.
Заяц: А я заяц, а у меня два длинных уха. А у тебя, белочка, сколько ушей?
Бело
передние лапы и две задние лапы, а ещё маленький хвостик.
Белочка: У меня два маленьких уха с кисточками на конце и один длинный и пушистый хвост. Миша, а сколько у тебя хвостов?
Медведь: А у меня маленький хвост, но у меня два глаза, два уха и четыре лапы. А у тебя , Лиса, сколько ушей, лап.
Лиса: У меня два уха, два глаза , один нос и один большой хвост.
Медведь: А зачем тебе такой большой хвост?
Лиса: Я – лиса, всему лесу краса, этим хвостом следы заметаю, чтобы зайцев было легче ловить.
Воспитатель: Лисичка, представь ,что ты не нашла зайца в лесу и тебе грустно, покажи как тебе грустно…(ребёнок изображает).Ребята, а как сказать по- другому, что лиса грустная?
Дети: Печальная, огорчённая, понурая, заплаканная.
Воспитатель: Искала лиса добычу, да не нашла и побрела она в соседнее село за курицей. Придумайте мне с слову побрела похожие по смыслу слова.
Дети: Поплелась, поковыляла, побрела.
Воспитатель: Наелась лиса и как вы думаете, как она пошла обратно в лес?
Дети: Вприпрыжку, побежала, поскакала, помчалась.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы меня радуете своим богатым запасом знаний.
А теперь посмотрите на экран (появляется серия сюжетных картинок)
Я предлагаю составить рассказ по серии сюжетных картинок. Посмотрите на картинку и придумайте имена нашим героям. (Дети предлагают). Вызываются 3 ребенка по первой картинке. Каждый предлагает свой вариант
Я начну, а вы продолжите: Однажды, наши друзья мишка – топтышка и т.д решили прогуляться вдоль реки….. (дети продолжают).
Затем открывается следующая картинка, и вызываются еще 3 ребенка.
После того, как все 4 картинки открыты, воспитатель предлагает 3-м детям рассказать весь сюжет полностью.
Воспитатель: Спасибо, ребята. Вы хорошо отвечали . Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по речевому развитию
на тему «Осень, осень в гости просим»
Подготовила и провела:
воспитатель группы
Еременко А.Р.
г.Когалым, 2017
Программное содержание: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Образовательные: Активировать словарный запас детей, обогащать его именами прилагательными: золота, ранняя, поздняя, дивная, замечательная и т.д. Активизировать в речи прилагательные и глаголы; подбирать слова, близкие по значению и противоположные, формировать умение согласовывать прилагательные с существительными, закреплять представление о значении терминов «словосочетание», учить полным предложением отвечать на вопросы,
Развивающие: Развивать диалогическую речь, память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Развивать интонационную выразительность речи, развивать слуховое внимание детей.
Воспитательные: продолжать воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, желание заботиться о ней..
Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени, рассматривание иллюстраций и картин об осени, слушание музыкальных произведений известных композиторов П.Чайковского, А.Вивальди, М.Глинки.
Словарная работа: осень, время года, листопад, разноцветные деревья, образование слов прилагательных (кленовый, осиновый, берёзовый, дубовый). Подбор слов признаков: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, дивная, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, таинственная, скучная, грустная.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация, магнитофон, мяч, корзина , листья вырезанные из бумаги (берёзовый, кленовый, дубовый, осиновый).
Методические приёмы: вопросы, наглядный показ,
Ход занятия
Дети входят в зал. Здороваются. Садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите картины с изображением, какого времени года?
Дети: На картинах изображена осень.
Воспитатель: Все вы говорите верно, а теперь давайте вспомним и назовем как можно больше красивых слов про осень. Картины могут вам помочь.
Расскажите про осень. Осень- она… какая?
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, дивная, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, таинственная, скучная, грустная.
Воспитатель: Вы только что назвали очень много красивых слов-признаков про осень. Я предлагаю вам разделить все слова на близкие по значению и противоположные . Давайте начнем с противоположных слов. Поиграем с мячом в игру « Скажи наоборот».
Я говорю вам слово, например:
осень ранняя - а вы говорите противоположное слово осень поздняя
осень красивая – осень унылая
осень солнечная - осень хмурая
осень веселая - осень скучная
осень дождливая- осень сухая
осень короткая- осень затяжная
А сейчас поиграем в игру «Скажи иначе». Вы должны подобрать слово близкое по значению к моему.
Красивая - золотая, разноцветная, пестрая, дивная
Волшебная – величавая, таинственная
Печальная – дождливая, грустная(слайд)
Воспитатель: Вы услышите фрагмент музыкального произведения, прослушав его, попробуйте определить к какой из этих картин он больше подходит? И почему?
(Дети слушают фрагменты произведений П.Чайковского «Октябрь», А.Вивальди «времена года», М.Глинки «Прощальный вальс», отвечают; воспитатель помогает и хвалит их)
Например, на мой взгляд, эта мелодия подходит к картине И. Шишкина «Золотая осень», потому что мелодия грустная и на картине изображена пасмурная, дождливая погода) и т.д. Детям демонстрируются картины И. Левитана «Золотая Осень» и А. Бородкина «Осенний ветер».
Воспитатель: Молодцы!!! Ребята, а вы знаете такое явление в осенней природе – листопад. Кто мне расскажет, что такое – листопад.(слайд)
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья?
Ответы детей или рассказ одного из детей (монолог): Питательных веществ через листья поступает все меньше, и дереву они становятся не нужны. Черешки листьев хуже держаться за дерево, постепенно слетая с него от порыва ветра. Мало солнца, в листьях пропадает зеленый хлорофилл, листья желтеют, затем высыхают, ветер срывает листья и они падают с деревьев. Какую пользу приносят листья? Листья, упав на землю, дают почве полезные вещества - становятся перегноем, укрывают насекомых от холода и снега.
Воспитатель: А что бы произошло, если деревья не сбросили листья? Давайте сосредоточимся и подумаем!
Дети: Зимой деревья покрыты снегом, они спят. Снег бывает очень тяжелым. Ветки клонятся под тяжестью снега. Если бы на них оставались листья, ветки сразу же сломались. Деревья погибли. Молодцы, а у меня есть для вас интересная загадка.
Зелёный за ветку
Он держится крепко.
А осенью вниз
Летит жёлтый
(ли…т).
Игра «Узнай и назови лист»
Воспитатель: Ребята, у меня в корзинке лежат листья с разных деревьев. Вы должны достать лист и назвать с какого дерева?
Дети: это– берёзовый лист , если много - это березовые листья
Это осиновый лист - если много осиновые листья….
Это кленовый лист - если много кленовые листья
Это дубовый лист - если много дубовые листья
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что лист – это многозначное слово? Подберите мне, пожалуйста, словосочетание к слову лист. Лист бумаги, тетрадный лист, лист клена, лист железа. С ответами детей, появляются изображения на экране. (слайд)
Воспитатель: Предметы разные, но их объединяет одно слово - лист. Как вы думаете, почему все эти предметы называют словом лист, по каким признакам они схожи?
Дети: Они все тонкие, плоские. Листья деревьев, бумаги, газеты летают на ветру.
Воспитатель: Верно, вы совершенно правильно нашли значение этого слова. Вы большие молодцы, знаете много слов .Я думаю наши гости это увидели и порадовались за вас.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по речевому развитию
на тему «Ранняя и поздняя осень»
Подготовила и провела:
воспитатель группы
Еременко А.Р.
г.Когалым, 2017
Программное содержание
Развивающие задачи:
- активизировать словарь детей;
- развивать понимание значения, смысла (слова, оборота речи, грамматической формы) Осознание явлений речи, языковой действительности.
- продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;.
Образовательные задачи:
- научить детей отвечать на вопросы полным предложением;
- упражнять в подборе существительных к прилагательным.
- подбирать слова со сходным значением и противоположным.
- помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
- помогать осваивать выразительные средства языка.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к природе;
- прививать художественно-эстетический вкус с помощью восприятия художественного слова, живописи и музыки.
Демонстрационный материал: Презентация, проектор, видеоматериал об осени, запись музыки П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрации картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».
Оборудование: Стулья расставлены полукругом по количеству детей, осенний лист, шкатулка.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций с осенними пейзажами, наблюдение за осенней природой, чтение рассказов, сказок, стихов и загадок про осень, беседы.
Ход занятия:
Звучит классическая музыка. Дети входят в зал. Здороваются, садятся на стулья.
На экране несколько картин с изображением осени Виктора Винокурова
«Поздняя осень, Ивана Шишкина «Ранняя осень», Алексея Саврасова
« Поздняя осень»
Воспитатель читает стихотворение.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Дети, вы прослушали стихотворение, о каком времени года в нем рассказывается?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Какое оно на ваш взгляд: веселое, печально, грустное или торжественное?
Дети: Это красивое и немного грустное стихотворение об осени.
Воспитатель: Ответьте строками из стихотворения, почему вам оно показалось грустным?
Дети: Уж реже солнышко блистало, приближалась довольно скучная пора, короче становился день, гусей крикливый караван тянулся к югу, стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины, как вы думайте какая из них наиболее подходит к прослушанному вами стихотворению?
Дети выбирают. Объясняют свой выбор.
Воспитатель: Осень прекрасная пора, она такая разная! Давайте вспомним как поэты называют осень?
Дети: волшебная осень, красавица осень, необыкновенная осень, чудная осень, разноцветная осень, осень как терем расписной.
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Воспитатель: Какая погода в октябре?
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Воспитатель: Ребята, еще осенью бывает туман. Как вы себе представляйте туман, на что похож туман?
Дети: Туман похож на дымку, он белый как молоко. Туман похож на облако, которое опускается все ниже.
Воспитатель: Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Подскажи словечко». Я буду называть вам особенности осенней погоды, а вы будите определять их одним словом, передавая этот осенний лист.
Осенью, когда идет дождь, мы говорим, что погода - дождливая;
Когда дует ветер - ветреная;
Если холодно - холодная;
Пасмурно - пасмурная;
Сыро - сырая;
Тепло - теплая;
Ясно – ясная.
Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?
Дети: Да
Воспитатель:
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
От осени к лету, поворота нету.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Приметы
Осенью паутина на ясную погоду.
Гром в сентябре - теплая осень.
Много желудя на дубе - к лютой зиме.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Спасибо.
Дети прощаются, выходят из зала по классическую музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием малых фольклорных форм на тему: «Весёлая ярмарка» в средней группе
конспект занятия...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественно эстетической деятельности по теме «Путешествие к Золотой рыбке» в средней группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественно эстетической деятельности по теме «Путешествие к Золотой рыбке» в средней группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в средней группе. Тема"Традиции русского гостеприимства"
Были поставлены следующие задачи:-Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью;-Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запомнить их, употреблять в собственной речи;-...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию с элементами художественно эстетического развития во второй младшей группе «Путешествие по сказке»
Уважаемые коллеги вашему вниманию была представлена непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию с элементами художественно эстетического развития во второй мл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы. Образовательная область «Речевое развитие» Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: развитие связной речи «Портрет сказочного героя»
Цель. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; упражнять в диалогическом взаимодействии; в умении задавать вопросы и отвечать на них....