Индивидуальные учебные планы обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (средней,старшей, подготовительных групп)
материал по развитию речи

Абашева Виктория Витальевна

Предварительный просмотр:

Индивидуальный  перспективный план работы

На дошкольника

Направления работы

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие общих речевых навыков

1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата;

2.Обучение детей короткому и бесшумному (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки);

3.Работа по формированию диафрагмального дыхания;

4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики);

2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков;

3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой

1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост);

2.Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик);

3.Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

1.Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

2.Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса;

3.Дифференциация речевых и неречевых звуков;

4.Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов;

5.Преобразование слогов за счёт изменения одного звука;

6.Выделение звука из ряда других звуков;

7.Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

8.Выделение среднего звука в односложном слове;

9.Практическое усвоение понятий «Гласный-Согласный звук».

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Зима», «Новогодний праздник».

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода).

1.Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа;

2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число;

3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут);

4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п.;

7.Согласование числительных два и пять с существительными.

Развитие связной речи

1.Составление простых распространённых предложений;

2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

3.Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель»;

4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);

5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

12 октября 2018 г            ____________________ Учитель-логопед  Абашева В.В.

        

\

Индивидуальный  перспективный план работы

Направления работы

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

1.Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей;

2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа);

2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой

1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2.Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

1.Определение наличия звука в слове;

2.Определение места звука в слове;

3.Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

4.Осуществление анализа и синтеза прямого слога;

5.Выделение согласного звука в начале слова;

6.Выделениегласного звука в конце слова;

7.Знакомство с понятиями «Твёрдый-мягкий звук», и «Глухой-звонкий звук»;

8.Различение слов, близких по звуковому составу;

9.Определение количества слогов (гласных) в слове;

10.Дифференциация на слух сохранных звуков по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости;

11.Составление предложений с определённым словом;

12.Анализ предложения из 2-3 слов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «Семья», «Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный).

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода).

1.Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе;

2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

3.Согласование существительных с числительными;

4.Образование названий детёнышей животных;

5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода).

6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

7.Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Развитие связной речи

1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы;

2.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин;

03 декабря  2018 г            ____________________ Учитель-логопед  Абашева В.В.

Индивидуальный  перспективный план работы

Направления работы

III период обучения

(март, апрель, май)

Развитие общих речевых навыков

1.Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа);

2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой

1.Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных;

2.Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т.п.)

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения)

1.Составление схемы слова с выделением ударного слога;

2.Выбор слова к схеме;

3.Выбор графической схемы к слову;

4.Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога;

5.Подбор слов с заданным количеством звуков;

6.Определение последовательности звуков в слове;

7.Определение количества и порядка слогов в слове;

8.Составление слов из заданной последовательности звуков;

9.Составление распространенных предложений;

10.Анализ предложения из 3 и более слов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Птицы», «Профессии», «Инструменты», «Праздник 9 Мая», «Школьные принадлежности», «Лето», «Насекомые».

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода).

1.Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов;

2.Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами;

3.Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый-быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее-самый быстрый);

4.Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами;

5.Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар).

Развитие связной речи

1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта;

2.Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами;

3.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

05 марта 2019 г.          ____________________ Учитель-логопед  Абашева В.В.



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН РАБОТЫ

На дошкольника

Направления работы

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие общих речевых навыков

1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата;

2.Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки);

3.Работа по формированию диафрагмального дыхания;

4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики);

2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков;

3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост);

2.Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик);

3.Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения), обучение элементам грамоты.

1.Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки);

2.Знакомство с гласными звуками: [а],[о].[у].[э].[ы].[и].

3.Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.);

4.Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.);

5.Подбор слов на гласные звуки;

6.Знакомство с согласными звуками;

7.Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина);

8.Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук»;

9.Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо, и т.п.);

10.Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т.п.);

11.Знакомство с буквами А,О,У,Э,И,Ы,М,Б,Д,Н,В,Г,П,Т,Ф,К,Х;

12.Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам «Детский сад, Школа», «Игрушки», «Осень», «Фрукты, сад», «Овощи, огород», «Лес, грибы, ягоды», «Перелётные птицы», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и птицы», «Поздняя осень».

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1.Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа;

2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число;

3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут);

4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

6.Согласование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.;

7.Согласование числительных два и пять с существительными.

Развитие связной речи

1.Составление простых распространённых предложений;

2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;

3.Обучение составлению описательных рассказов по различным лексическим темам с использованием опорных схем и мнемотаблиц;

4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);

5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный перессказ).

10 октября 2018 г.____________________________  Учитель-логопед Абашева В.В.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН РАБОТЫ

Направления работы

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

1.Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей;

2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной;

Звукопроизношение

1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа);

2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2.Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения), обучение элементам грамоты.

1.Знакомство со звуками [с]-[сь],[з]-[зь]; [ц],[ш],[ж],[ш],[ч] и буквами С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Ч;

2.Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков);

3.Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом);

4.Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука;

5.Учить детей делить слова на слоги, ввести понятие «слово», «слог как часть слова»;

6.Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложения без предлогов, а затем с простыми предлогами;

7.Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а) раздельное написание слов в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

8.Продолжать знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв;

9.Обучить послоговому чтению слов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Транспорт», ПДД, транспортные профессии», «Зима, зимующие птицы», «Зимние забавы и развлечения», «Новый год, Рождество», «Моя семья», «Посуда. Продукты питания», «Профессии», «Мебель, Квартира», «Одежда, Обувь. Головные уборы», «Папин праздник-День Защитников Отечества», «Зима-обобщение по теме».

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1.Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе;

2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

3.Согласование существительных с числительными;

4.Образование названий детёнышей животных;

5.Образование притяжательных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода);

6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

7.Уточнение значения простых предлогов места (в, на под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Развитие связной речи

1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы.

 2.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

02 декабря  2018 г.____________________________  Учитель-логопед Абашева В.В.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ   ПЛАН РАБОТЫ

Направления работы

III период обучения

(март, апрель, май)

Развитие общих речевых навыков

1.Продолжить работу над речевым дыханием;

2.Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа);

2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1.Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных;

2.Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т.п.)

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения), обучение элементам грамоты.

1.Знакомство со звуками [и],[л],[ль],[р],[рь]. Знакомство с буквами И,Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

2.Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям;

3.Закрепить навыки слогового анализа и анализа предложений;

4.Обучать навыку по слогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов;

5.Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме:

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Мамин праздник-8 Марта», «Ранняя весна», «Перелётные птицы», «Человек, части тела человека», «Насекомые», «Планета Земля. Первые космонавты», «Весна. Сады цветут!», «Мой город. Моя улица», «Моя страна-Россия!», «День Победы», «Труд людей весной. Парк, сад, огород», «Времена года».

Грамматический строй речи (по лексическим темам периода)

1.Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов;

2.Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами;

3.Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый-самый быстрый);

4.Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами;

5.Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар)

Развитие связной речи

1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта;

2.Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами;

3.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

03  марта 2019 г.____________________________  Учитель-логопед Абашева В.В.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы

на воспитанника  средней группы

Срок реализации: сентябрь 2019-май 2020 г.

     

 Содержание логопедической работы

Период

Основное содержание работы

I период обучения:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Развитие понимания речи

Учить ребенка находить предметы, игрушки.

Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения.

Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Учить дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем?.

Учить понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).

Учить называть имена друзей, кукол.

Учить подражанию: голосам животных;  звукам окружающего мира;

звукам музыкальных инструментов.

Развитие внимания, памяти, мышления

Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).

Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.

Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).

Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).

Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).

Учить находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.

Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали.

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

II период обучения:

Январь, февраль, март, апрель, май.

Работа над слоговой структурой слова

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Развитие понимания речи

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи сущ, глаголов, прилаг по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.

Учить  указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

Учить  составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

Развитие внимания, памяти, мышления

Учить запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.

Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.

Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).

Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).

Учить определять лишний предмет из представленного ряда:

3 красных кубика и 1 синий; кукла, клоун, Буратино — шапка;

Учить складывать картинки из двух, четырех частей.

Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.

Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные… шары»)

Особенности организации обучения детей с ОНР 1 уровня

     Логопедическая НОД с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей. Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

• развитие понимания речи;

• развитие активной подражательной речевой деятельности;

• развитие внимания, памяти, мышления детей.

В течение всего учебного года индивидуальная деятельность проводятся 3 раза в неделю в первой половине дня.  Продолжительность занятия 15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 игровых задания или игры продолжительностью 4—5 минут. Содержание деятельности рассчитано на 1 учебный год, распределено по периодам.

Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода обучения:

1 период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

2 период  - январь, февраль, март, апрель, май

Сроки

Содержание работы

1-11 сентября                            

Первичная диагностика, заполнение документации

11 сентября – 31 мая                              

Коррекционная непосредственно –образовательная деятельность.

1 января – 15 января                          

Промежуточная диагностика познавательно – речевого развития.

16 мая – 31 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика речевого развития.

Тематический   план работы

Сентябрь, 3-я неделя.

Лексическая тема: Игрушки

Цели: Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции, учить звукоподражанию,  вырабатывать сильный ротовой выдох.

Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «заборчик», «окошко».

Дыхательное упражнение: «Воздушный шарик»

Пальчиковая гимнастика:

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю (Кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю (Двигаем перед собой  – «катаем машинку».)

Звукоподражание: О-о-о - рычит мишка, И-и-и – ржет лошадка, Пи-пи-пи – пищит цыпленок, Бум-бум – гремит барабан, Оп-оп – прыгает мячик, Бах – упали кубики

Д\и для активизации словаря: «Мишка спит».

 

Сентябрь, 4-я неделя.

Лексическая тема: Фрукты

Цели: Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать фрукты. Познакомить с прилагательными большой, маленький. Учить вести односторонний диалог (логопед задает вопрос, ребенок отвечает на него), развивать движения кистей рук.

Артикуляционная гимнастика: «лошадка», «иголочка», «чистим зубки».

Дыхательное упражнение: «Ветерок»

Пальчиковое упражнение: «Положи яблоки в ведерки»

Звукоподражание: М-м-м! – вкусная груша, Фу-у-у! – кислое яблоко.

Д\и для активизации словаря: «Покажи и назови фрукт» по картинкам», «Договори словечко».

Составление  и проговаривание предложений: Мама купила яблоко. Папа купил яблоко, Тима купил яблоко.

Октябрь, 1-я неделя.

Лексическая тема: Овощи

Цели: Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить, формировать умение договаривать за логопедом слоги, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание

Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «заборчик», «окошко», «блинчик».

Дыхательное упражнение: «Овощи толстушки, овощи –худышки»

Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим, рубим (ребром правой ладошки бьем по ладони левой руки)

Мы капусту солим, солим (кончиками пальцев солим)

Звукоподражание: Ам! – зайчик ест капусту, У-ух! – тянем морковочку,

 О-о-о-х! – капуста растет, О-г-о-о! – большая тыква,

Д\и для активизации словаря: «Назови овощи» по картинкам.

Октябрь, 2-я неделя.

Лексическая тема: Семья

Цели: Вызывать желание говорить. Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких людей. Учить произносить двусложные слова из открытых слогов. Вырабатывать правильную артикуляцию гласных звуков А, У. Развивать сильный, плавный выдох.

Артикуляционная гимнастика: «Часики», «лошадка», «окошко», «блинчик».

Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

 Звукоподражание: д\и «Повтори и послушай»: А-а-а! – мама качает малыша; Уа! Уа! – плачет малыш; О-о-ох! – стонет старая бабушка

Д\и для активизации словаря: «Кто это?» по картинкам (Муха, дети, тетя, баба).

                                                             Октябрь, 3-я неделя.

Лексическая тема: Части тела

Цели: Формировать потребность в речевом общении и умение договаривать за логопедом слоги и слова. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Формировать пассивный словарь по теме.  Подражать движениям рук взрослого. 

Артикуляционная гимнастика: «Часики», «лошадка», «окошко», «блинчик».

Дыхательное упражнение: «Сдуй листочки»

Пальчиковая гимнастика: «Ладошки»

Звукоподражание :-Топ – малыш идет, Ам – мальчик кушает, Фу – девочка не хочет есть,

Ох – болит зуб, Ух – дядя работает, Эх – мальчик танцует, Ха-ха-ха – дети смеются.

Д\и для активизации словаря: «Это я». «Назови части тела»- голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза.

 

Октябрь, 4-я неделя.

Лексическая тема: Осень

Цели: Учить понимать слова обобщающего значения. Учить различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных. 

Артикуляционная гимнастика: «футбол», «вкусное варенье», «чистим зубки».

Дыхательное упражнение: «Осенние листья»

Пальчиковая гимнастика:

Вышла осень погулять («Идём» указательным и средним пальцами одной руки)

Стала листья собирать (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую).

Д\и для активизации словаря: «Где много, а где мало?», «Что растет на дереве, а что на грядке».

 Составление предложений: Ваня, на яблоко. Тима, дай дыню.

Ноябрь, 1-я неделя.

Лексическая тема: Домашние животные

Цели: Учить употреблять существительные в родительном падеже. Учить проговаривать слова и предложения. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Артикуляционная гимнастика: «парус», «вкусное варенье», «змейка».

Дыхательное упражнение: «Согрей кошечку »

Пальчиковая гимнастика:

 Киска, киска киска брысь (машет рукой, прогоняя воображаемую кошку)

На дорожку не садись (погрозить указательным пальцем)

Наша деточка пойдет (указательным и средним пальцем шагать)

 Через киску упадет.

Д\и для активизации словаря: «Назови части тела», «Кого нет?», «Кто как голос подает»

 Составление предложений по вопросу и предметной картинке: Учить проговаривать слова и предложения: Это кот. Тут Тома. У Томы кот. Вот бык.

«Кто что ест?»

Ноябрь, 2-я неделя.

Лексическая тема: Домашние животные

Цели: Учить проговаривать слова и предложения. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Артикуляционная гимнастика: «парус», «вкусное варенье», «змейка».

Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»

Пальчиковая гимнастика:

Вот какая кошечка (качают головой вправо-влево)

Круглая мордашка (обводят ладонью вокруг лица)

И на каждой лапке (сжимают и разжимают пальчики)

Коготки-царапки (сгребут пальцами по ладони).

Д\и для активизации словаря: «Отгадай кто это?», «Кто что ест?»

Составление предложений  «Кто как ест» -Корова жует, лошадь жует, коза жует, свинья жует, собака грызет, кошка лакает.

Ноябрь,3-я неделя.

Лексическая тема: Дикие животные

Цели: Вводить в словарь глаголы прыгать, бегать, спать, стоять.  Согласовывать относительные местоимения с сущ. Развивать моторику артикуляционного аппарата,

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «футбол», «парус».

Дыхательное упражнение: «Лошадки фыркают»

Пальчиковая гимнастика: 

Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)

 Продает она орешки:

Лисичке - сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Д\и для активизации словаря:

«Мой, моя»- Мой зайчик, мой кабан. «Найди картинку».

Составление предложений по вопросу и предметной картинке: «Кто что делает?»- Лиса бежит. Белка сидит.

Ноябрь, 4-я неделя.

Лексическая тема: Дикие животные

Цели: Учить употреблять cущ в дательном падеже. Развивать моторику артикуляционного аппарата,

Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «футбол», «парус».

Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»

Пальчиковая гимнастика: 

Сидит белка на тележке (Загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой.)

 Продает она орешки:

Лисичке - сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Д\и для активизации словаря: «Закончи предложение»-короткие уши у (белки), короткий хвостик у (зайца), длинные уши у (зайца), пушистый хвост у белки.

«Кому что дадим?» -мясо-волку, малину-медведю, мед-медведю, морковку-зайцу, яблоко-ежику, орехи-белке, грибы-белке.

 Составление предложений по вопросу и предметной картинке: «Кто где спит?». Лиса спит в норке. Белка спит в дупле. Волк спит в логове. Медведь спит в берлоге.

Декабрь, 1-я неделя.

Лексическая тема: Одежда.

Цели: Пополнять пассивный словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки. Развивать сильный ротовой выдох.

Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Варенье», «Горка».

Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»

Пальчиковая гимнастика: 

Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:

 (последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),

Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Юбку, кофточку, платочки.

Д\и для активизации словаря: «Большой-маленький» -большое платье-маленькое платье, «Кто что оденет?»- Коля оденет кофту,  

«Один-много»- одна майка-много маек.

Составление предложений по демонстрируемым действиям: Я одеваю кукле майку (юбку, платье, рубашку, шубу, пальто, носки)

Декабрь, 2-я неделя.

Лексическая тема: Обувь

Цели: Расширять словарный запас глаголами: надеваю, обуваю, снимаю, гулять, ходить, бегать.

Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Варенье», «Горка».

Дыхательное упражнение: «Загоним мяч в ворота»

Пальчиковая гимнастика: 

Раз, два, три, четыре, пять, будем вещи мы стирать:

 (последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки),

Платье, брюки и носочки (загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Юбку, кофточку, платочки.

Д\и для активизации словаря: «Что обувают летом, а что зимой», «Что купила мама?»-Мама купила сапоги. Мама купила туфли. Мама купила валенки.

Составление предложений по картинке: Оля обула туфли. Мака обула валенки. Наташа обула тапки.

Декабрь, 3-я неделя.

Лексическая тема: Новый год.

Цели: Учить понимать вопросы, поставленные к сюжетной картинке. Учить употреблять местоимения с предлогом у, личные местоимения.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Лопатка».

Дыхательное упражнение: «Сдуй снежинку»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Бусы на елку»

Д\и для активизации словаря: «Укрась елочку»,  «У кого?»-у меня шарик, у меня конфета.

Составление предложений по сюжетной картине: Наступил Новый год. Дети рады. Они наряжают  елочку. На елочке висят игрушки, шары. Ёлочка красивая.

Январь, 3-я неделя.

Лексическая тема: Зима

Цели: Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Активизировать моторику речевого аппарата. Развивать память, внимание, мышление.

Артикуляционная гимнастика: «Качели», «варенье», «Парус».

Дыхательное упражнение: «Снег идет»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
 учить проводить прямые горизонтальные линии  «Прокати комочки по дорожкам».

Д\и для активизации словаря: «Назови ласково»,  «Повтори , не ошибись»

Заучивание стихотворения: Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех.

Январь, 4-я неделя.

Лексическая тема: Зимние забавы

Цели: Учить употреблять существительные ед и мн числа. Составлять предложения по картинке.

Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Ёжик», «Бегемот».

Дыхательное упражнение: «Снег идет»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
 учить проводить прямые горизонтальные линии  «Прокати комочки по дорожкам».

Д\и для активизации словаря: «Один-много»,  «Назови слова»

Составление предложений: Мальчик везет санки. Девочка едет с горки. Дети катаются на лыжах.  Детям весело.

Февраль, 1-я неделя.

Лексическая тема: Домашние птицы

Цели: Формировать обобщающее понятие «домашние птицы».  Повторять предложения за педагогом.

Артикуляционная гимнастика: «Горка», «Ёжик», «Индюк».

Дыхательное упражнение: «Перышко, лети!»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Нарисуй волны для уточки».

Д\и для активизации словаря: «Кто как голос подает?», «Назови птиц»

Составление предложений по картине: Девочка кормит кур. Девочка кормит цыплят, мальчик кормит гусей.

Февраль, 2-я неделя.

Лексическая тема: Домашние птицы

Цели: Учить употреблять числительные один, два. Расширять глагольный словарь.

Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Качели», «Часики».

Дыхательное упражнение: «Уточки»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Накорми курочку» .

Д\и для активизации словаря: «Сосчитай птиц»,  «Что делает курица?»- ходит, бегает, летает, плавает, ныряет, кудахтает, пеет, пищит, пьет воду

Составление предложений по картине «Лиса и гуси».

 

Февраль, 3-я неделя.

Лексическая тема: Посуда

Цели: Формировать обобщающее понятие посуда. Формировать глагольный словарь. Закрепление названий основных цветов.

Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Качели», «Часики».

Дыхательное упражнение: «Чайник кипит»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Пальчиковый бассейн»

Д\и для активизации словаря: «Какая чашка?»,  «Назови посуду»

Составление предложений: Я мою тарелку (ложку, чашку). Буду резать….Буду варить…..

Февраль, 4-я неделя.

Лексическая тема: Продукты питания.

Цели: Продолжать расширять словарь сущ, прилагательных, глаголов.

Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Качели», «Часики».

Дыхательное упражнение: «Задуй свечу»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Пальчиковый бассейн»

Д\и для активизации словаря: «Горячий или холодный?»,  «Угости Карлсона»

Составление предложений:  Это уха. Ваня ест уху. Это дыня. Ваня ест дыню. Это вода. Коля пьет воду.

Март, 1-я неделя.

Лексическая тема: Мамин праздник.

Цели: Продолжать пополнять словарь прилагательных. Развивать диалогическую речь.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Качели», «Часики».

Дыхательное упражнение: «Подуй на одуванчик»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Бусы для мамы»

Д\и для активизации словаря: «Подарок маме»,  «Помощник»

Заучивание стихотворения к утреннику.

Март, 2-я неделя.

Лексическая тема: Весна.

Цели: Закреплять употребление cущ ед и множ числа, числительных один, два, три  с сущ. Развивать речевое дыхание.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Маляр», «Часики».

Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Солнышко» штриховка.

Д\и для активизации словаря: «Один -много»,  «Сосчитай -ка»

Составление предложений по картине «Весна»: Солнце светит. Небо голубое. Сосульки капают. На улице лужи. Снеговик тает.

Март, 3-я неделя.

Лексическая тема:  Признаки весна.

Цели: Закреплять употребление числительных один, два, три  с сущ. Активизировать словарь глаголов.

Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Маляр», «Часики».

Дыхательное упражнение: «Ветерок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук:  «Обведи листочки по контуру».

Д\и для активизации словаря: «Сосчитай-ка»,  «Кто что делает?»

Составление предложений по картине «Весна пришла»

Март, 4-я неделя.

Лексическая тема:

Цели: Закреплять употребление  числительных один, два, три  с сущ.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Маляр», «Часики».

Дыхательное упражнение: «Греем ручки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Солнышко» штриховка.

Д\и для активизации словаря: «»,  «Сосчитай -ка»

Составление предложений по картине «Весна»: Солнце светит. Небо голубое. Сосульки капают. На улице лужи. Снеговик тает.

Апрель, 1-я неделя.

Лексическая тема:

Лексическая тема: Мебель.

Цели: Формировать обобщающее понятие “мебель”, названия предметов мебели и их назначения. Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами. Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами.

Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Лопата», «Змейка».

Дыхательное упражнение: «Катись, карандаш!»

Пальчиковая игра: выкладывание предметов мебели по образцу из счетных палочек.

Д\и для активизации словаря: «Запомни и повтори», «Большой-маленький»

Д\и «Выполни команды»- сядь на стул, ляг на кровать, иди к шкафу, иди к столу, возьми из шкафа мяч, положи мяч на стол 

Составление предложений по вопросу и предметной картинке: «Где котенок?»-котенок  на стуле, котенок  на диване, котенок на окошке, котенок на кресле

Апрель, 2-я неделя.

Лексическая тема: Транспорт

Цели: Продолжать формировать обобщающее понятие транспорт. Учить употреблять существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами,  множественного числа.

Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Лопата», «Змейка».

Дыхательное упражнение: «Самолет летит»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Проведи машинку по дорожкам»-рисование волнистых линий

Д\и для активизации словаря: «Назови ласково»,  «Один-много».

Составление предложений по вопросу и предметной картинке: Машина едет. Машина стоит, машина гудит. Машина синяя. Машина белая. Машина большая.

Апрель, 3-я неделя.

 Лексическая тема: Транспорт

Цели: Учить правильно показывать и называть транспорт. Учить называть части машины. Активизировать словарь глаголов. Уточнять произношение гласных  и согласных звуков. Учить строить предложения из двух слов.

Артикуляционная гимнастика: «иголочка», «заборчик», «футбол».

Дыхательное упражнение: «Плыви, кораблик!»
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Проведи машинку по дорожкам»-рисование волнистых линий

Д\и для активизации словаря: «Что  едет? что летит? что плывет?»,  «Назови части машины».

Составление предложений по вопросу и предметной картинке: Это Вова. У Вовы машина. Вова, дай машину. Машина гудит.

Апрель, 4-я неделя.

Лексическая тема: Насекомые

Цели: Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, около и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Часики».

Дыхательное упражнение: «Лети, бабочка!».
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Бабочка» штриховка.

Д\и для активизации словаря: «Где бабочка?»,  «Вверху или внизу»

Составление предложений по вопросам: Бабочка летает. Кузнечик прыгает. Плела летает. Жук ползет.

Май, 1-я неделя.

Лексическая тема: Цветы

Цели: Учить согласовывать прилагательные с сущ, Учить употреблять cущ в родительном падеже. Формировать плавный вдох, развивать мелкую и артикуляционную моторику.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубки», «Часики».

Дыхательное упражнение: «Ароматный цветок».
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Цветочек» из мозаики.

Д\и для активизации словаря: «Какой цветок»,  «Чего не стало?»

Составление предложений: У мамы маки. Маки красные. У Сони ромашка. Она белая.

Май, 2-я неделя.

Лексическая тема: Лето

Цели: Развивать диалогическую речь, согласовывать cущ с прилагательным.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Иголочка», «Часики».

Дыхательное упражнение: « Дуем на листочки».
Д/ и для развития мелкой моторики рук:
«Дождик и тучка».

Д\и для активизации словаря: «Какой, какая?» солнышко-желтое, трава зеленая, небо голубое.

Составление предложений по картине «Что делаю дети летом?»

Учитель-логопед: _________________ Абашева В.В.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «История пуговицы» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа)

«Вы  можете  стать  кем  угодно,  и  никто  не  заметит  этого.Но, если,  у  Вас  отсутствует  пуговица,  каждый  обратит...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» «Волшебная мастерская» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения №6 (подготовительная группа)

Возрастная группа: подготовительнаяТема НОД: «Волшебная мастерская»Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Цель:развитие основ художественной куль...

План работы по теме недели «Насекомые». (с 11 по 15 мая). в подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в форме дистанционного обучения.

План работы по теме недели «Насекомые».  (с 11 по 15 мая).в подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелым нарушениями речи (ОНР)группы №5в формедистанцио...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)...