Конспект занятия по развитию речи " Поможем Весне"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomozhem_vesne.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Поможем Весне»
Цель:
Закрепить знания детей о характерных признаках весны
Задачи:
Образовательные:
Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о весне, закреплять умение анализировать объекты живой и неживой природы, выделять существенные признаки.
Развивающие:
Развивать умение детей составлять общий рассказ, связную речь; расширять словарный запас. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные:
Воспитывать творческие способности, эстетическое восприятие природы; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними признаками;
- чтение произведений и рассматривание картин о весне;
- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна».
Материалы и оборудование: проектор, экран, картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка), мольберт, картинки с изображением животных, аудиозапись «Голоса птиц».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери нашей группы я нашла конверт, что там находится, я не знаю. Я решила дождаться вас и посмотреть, от кого к нам письмо пришло.
- Как вы думаете, от кого может быть это письмо? (догадки детей)
- Давайте прочитаем:
«Жили – были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Некоторые птицы, которые к нам прилетели, остались без жилья. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! Я отправлю письмо детям в детский сад, в старшую группу и они мне обязательно помогут победить Зиму, но для этого ребятам надо» …
- Ребята, а дальше ничего нет, листок оборван.
- Как вы думаете, как мы можем помочь весне? А давайте порадуем весну своими знаниями?
Дети: Да, порадуем.
Воспитатель: Когда наступает весна, с крыш домов капает капель, образуются сосульки. Посмотрите и у нас в группе висят сосульки. (сосулька № 1) Весна загадывает вам загадки, отгадаем? (снимает закрепленный картон в виде сосульки и загадывает детям загадки).
К нам пожаловал на двор
Ветронос и зимосбор,
Водотек и весновей.
Он позвал домой грачей.
Вывел кто весну на старт?
Отгадали? Это - (март)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель
Это будит всех – (апрель)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поёт сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает - (май)
Воспитатель: Ах, какие молодцы, отвечали дружно, справились. А о чем были эти загадки? Правильно, о весенних месяцах. Давайте посмотрим вторую сосульку и выполним следующее задание.
Игра «Скажи ласково». Игра проводится в кругу с мячом.
Воспитатель: Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу - солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.
Воспитатель: Открываем сосульку № 3
Игра «Назови признаки».
Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).
Воспитатель: Молодцы! И это задание вы правильно сделали. Я думаю, что весна очень довольна, как справляетесь с заданиями
Воспитатель: Идём дальше (сосулька № 4) Весна пишет нам, что солнышко совсем загрустило и не светит, и не греет, как помочь солнышку? На интерактивной доске нарисовано изображение солнца без лучиков. Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его.
Игра «Какое солнышко?» Дети рассказывают о солнышке и рисуют лучики:
Солнышко какое? Лучистое, яркое, жаркое, весеннее, теплое, красивое, желтое, веселое, игристое, радостное, круглое, румяное, доброе, щедрое, блестящее, благодатное, нежное, приветливое и т. д.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились! Смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом!
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка
«Пришла весна»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас представим, что мы оказались в весеннем лесу. Закройте глаза и послушайте
(Аудиозапись пение птиц весной)
Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? А какие это птицы, мы должны с вами отгадать. (Сосулька № 5)
Загадки
1. | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Прыг да скок по полю вскачь, А зовётся птица – … (Грач). | 4. | Во дворе стоит дворец, Там живёт один певец. Очень ловкий молодец И зовут его… (Скворец) |
2. | Я проворна, легкокрылая, Хвост раздвоен, словно вилы. Если я летаю низко, Значит дождик где-то близко. (Ласточка) | 5. | Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) |
3. | Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (Кукушка) |
(Дети вешают птиц на дерево)
Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)
Объясните, почему снегирь лишний здесь. (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Ответ детей)
Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)
Молодцы! Правильно! Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей) Правильно, грач.
Что весной делают птицы? (Ответ детей)
Воспитатель: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.(сосулька № 6)
Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.
Загадки
Она прыгать мастерица, Она прыгать не боится. Небольшой у неё рост, Но зато пушистый хвост. (Белка) | Какой зверь опасный Ходит в шубе красной? Снег разгребает, Мышек хватает. (Лисица) | Угадайте, что за шапка Меха целая охапка. Шапка бегает в бору У стволов грызет кору. (Заяц) |
Этот зверь тебе знаком, Ест мышей и молоко. Но на кошку не похож Весь в иголках длинных… (Ёж) | Кто позабыв тревоги, Спал в своей берлоге? (Медведь) |
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)
Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)
Давайте разбудим медведя чистоговоркой.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла-ла – к нам весна пришла. Ло-ло-ло – в лесу тепло. Пель-пель-пель – капает капель. Ля-ля-ля – расцветай земля! Леть-леть-леть – просыпайся медведь! | Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами. |
Воспитатель: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит
А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)
Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей»
Один | много | ||
У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … | медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок | - - - - - | медвежат зайчат лисят волчат ежат |
Воспитатель: У нас осталась последняя сосулька…(сосулька № 7)
«Рассказ о весне» Давайте теперь, раз вы всё знаете о весне, поиграем: я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю
(отгаданные слова сопровождаются слайдами из презентации)
Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко)
Над головой чистое, ясное, голубое… (небо)
На крышах вырастают белые морковки (сосульки). И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя капель.
Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег)
Снег превращается в быстрые, озорные ручейки, которые бегут-звенят по всем дорожкам, зовут в гости весну.
На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки)
А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики)
И вот уже из-под снега появляются первые цветы. Их называют… (подснежниками)
А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц)
(Раздается стук в дверь, воспитатель открывает, на пороге почтальон принес посылку от весны)
Воспитатель: Ребята, смотрите, весна прислала нам посылку, тут и письмо.
«Дорогие ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я наблюдала за вами в окошко. И так как вы прекрасно справились со всеми заданиями, вам от меня сюрприз. Желаю вам быть и дальше такими умными и послушными. Весна».
Весна прислала вам в посылке конфеты и попозже мы с вами попьем чай.
Воспитатель: Давайте сейчас вспомним чем мы сегодня занимались и какие задания выполняли. Какие задания вам понравились больше всего?
(слушали музыку, играли в интересные игры, составляли рассказы о весне, рисовали лучики)
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо, что вам всем что-то понравилось. Вы порадовали весну и меня своими знаниями. А сейчас мы будем пить чай с конфетами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий с развитием речи "Поможем Мишке" (для детей 2- 3 лет)
Развивать речь детей, интерес к животным и их детенышам. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к игрушкам. Формировать элементарное понятие о дружбе, взаимопомощи, умение называть «волш...
Конспект занятия по развитию речи «Поможем Солнышку»
Это мероприятие направлено на закрепление частей тела животных и умение употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы существительных. Цели мероприятия достигаются через дидактические игры, стих...
Открытое занятие по развитию речи "Поможем весне"
Программное содержание:Цель: формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи:- Образовательные: продолжать уточнять и система...
конспект занятия по развитию речи "Поможем колобку"
Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Поможем Колобку»Цель: Формирование коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством ...
Интегрированное занятие по развитию речи "Поможем весне"
Материал замиствован, но редактирован в связи с изменением разработки конспектов...
Конспект занятия по развитию речи "Поможем бабушке Федоре"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе....
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Весна идет, Весне дорогу» (Занятие – развлечение) для детей старшего дошкольного возраста
Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражняя в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Задачи:Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведен...