Проект " Скоро в школу"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Денисова Оксана Викторовна

Проект " Скоро в школу" краткосрочный реализован внутри ДОУ совместно с родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект " Скоро в школу"46.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Рябинка»

Проект

                                                                     Подготовили и реализовали проект.

                                                                 воспитатель: Подготовительная группа №3.  

                                                                                                                                      Денисова О.В.

Нефтеюганск, 2018г.

                                                      Проект

Тема: «Скоро в школу»

Название проекта

Вид проекта

Участники проекта

Продукт деятельности

Срок

реализации

 «Скоро в школу»

 

Творческий групповой краткосрочный

Воспитанники подготовительной  группы №3, воспитатели, родители,

муз. руководитель.

1.Оформление выставки книг по теме: «Школа. Школьные принадлежности».

2.Конкурс рисунков  «Что тебе понравилось в школе?»

3.Презентация на мультимедиа  «Маша идет в школу».

4. Коллаж: «Мой будущий портфель».

5.  Составление схемы – маршрута  «Я иду в школу» (совместно с родителями);

6. Оформление памяток:

«Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».

«Мудрые советы».

 

С 11 апреля  по 22 апреля 2018 года.

Актуальность: Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Цель проекта:  Формирование представлений  о школе и положительного  отношения к школьной жизни.

Задачи: 

Познавательное развитие:

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения

 2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;

Социально – коммуникативное развитие:

1.Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;

3. Создавать условия  для  активной, самостоятельной, творческой,  игровой деятельности детей.

4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

5.Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе;

Художественно – эстетическое развитие:

1.Познакомить с произведениями  Л. Толстой « Филиппок»,  «Рассказы из «Азбуки»,  И. Лысцов  «Как тетрадка родилась», А.Барто «Первоклассница», Б. Заходер  «Заболела эта книжка».

2. Чтение «Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

Физическое развитие:

1. Развивать волевые качества: смелость, выдержку, выносливость.

2. Разучить игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»;

Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т.д.

Ожидаемый результат: - Благоприятное течение адаптационного школьного периода.

- Формирование у детей мотивационной готовности к школе;

- Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;

- Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

  - Воспитанник способный организовать свою деятельность,  умеющий  работать в коллективе сверстников, выслушивать друг друга, приходить на выручку, применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий  исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы.  

Проблема:  Не у всех детей сформирована мотивационная готовность к школе, т.е. учебно-познавательный мотив обучения.

Проект «Скоро в школу»

Что мы знаем.

Что мы хотим узнать.

Что сделаем, чтобы узнать.

1.Я знаю, что все дети после детского сада идут в школу.  (Маша)

2.В школе бывают переменки. (Ибрагим)

 3.В школе есть столовая и спортзал. (Дмитрий).

 4. В школе есть библиотека. (Иван).

 5.В школу ходят, чтобы много знать. (Фарагим)

 

1.Как в школе проходят уроки? (София Д.)

 2.Кого называют лучшим учеником?  (Мухамед)

 4.Какие учебники и тетради нужно приносить в школу? (Юсуф)

 5. Кто в школе подает звонки?  (Ксения)

6.Почему  в школе  интересно?  (Вика)

1.Прочитаем в книгах.

2.Спросим у родителей (Ульяна).

3.Рассмотрим   картинки  в книжном уголке.

(Роман )

4. Найдем информацию в Интернет (Манижа).

 5. Спросим у  взрослых. (Самирджон)



Реализация проекта.

Подготовительный этап.

1. Обсуждение целей и задач проекта.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

 3.Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы,  атрибуты  для игр,  соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.

 4.Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

5. Подобрать художественную литературу, сборники  произведений для чтения, заучивания и рассказывания детям.

6.Подобрать предметные и сюжетные картинки, фотография для рассматривания.

7.  Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

 помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

 сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.

Основной этап.

Познавательное развитие.

1.Беседы с использованием  иллюстраций  

- «Чем школа отличается от детского сада»,

- «Что мы знаем о школе»,

- «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?»,

- «Скоро мы пойдём в школу».

2.Познавательные сообщения: «А знаете ли вы,

  • «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке».
  • «Для чего нужна переменка?»

3.Рассматривание картин известных художников Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.,  

    Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.

4.Рассматривание иллюстративного материала по теме «Школа.  Прошлое и будущее».

5. Просмотр презентаций на мультимедиа   «Маша идет в школу».

6. Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу», «История возникновения школы».

7. Составление  рассказов «Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ),  

    «Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ)

Речевое развитие

- Чтение художественной литературы:

 Л. Толстой « Филиппок»,  «Рассказы из «Азбуки»,  И. Лысцов  «Как тетрадка родилась», А.Барто «Первоклассница», Б. Заходер  «Заболела эта книжка»,  Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

- Заучивание наизусть стихотворений  и загадывание загадок  о школе и школьных принадлежностях.

- Чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе.

Художественно- эстетическое развитие.

 Аппликация «Закладка для книги».

 Коллаж  «Мой будущий портфель».

 Рисование  «Что тебе понравилось в школе»,  «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учительницы».

 Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по представлению), конструирование из      бумаги – оригами на тему «Портфель»;

 Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на школьную тематику.

Лепка «Буквы», «Цифры».

Социально – коммуникативное развитие.

Дидактические игры:  «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку».

Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа»,  «Магазин. Школьные товары»,  

«Библиотека».

Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «Слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций:  «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».   Организация экскурсии в  школу.

Физическое развитие.

  Подвижные игры: Разучить игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»;

Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т.д.

Исследовательская  деятельность: Сбор информации из книг, интернета, семейного архива воспитанников.

Задание  родителям: 

1.Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу» (совместно с родителями);

2.Сбор информации и подготовка сообщений о  родителях в школьные годы, семейные фотографии.

        Заключительный этап.   

     Презентация проекта –  Развлечение: «Встреча с учениками – выпускниками детского сада». (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)

Пути реализации проекта.

Познавательная деятельность

Художественно- эстетическая  деятельность

Продуктивная деятельность

Игровая деятельность

Презентация проекта -  Развлечение: «Встреча с учениками – выпускниками детского сада».

        

                 

Отчёт о реализации проекта «Скоро в школу».

       В ходе  работы по теме «Школа» была установлена проблема:  не у всех детей сформирована мотивационная готовность к школе, т.е. учебно-познавательный мотив обучения.

    В ходе дальнейшей беседы с детьми мы составили модель трех вопросов «Что мы знаем о школе? Что хотим узнать?  Что будем делать, чтобы узнать?». Таким образом, мы поставили перед собой  цель: формирование представлений  о школе и положительного  отношения к школьной жизни.

      Для достижения цели мы решали следующие задачи: 

Познавательное развитие:

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения

 2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;

Социально – коммуникативное развитие:

1.Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;

3. Создавать условия  для  активной, самостоятельной, творческой,

игровой деятельности детей.

4. Способствовать обогащению детско-родительских отношений

опытом совместной творческой деятельности.

5.Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе;

Художественно – эстетическое развитие:

1.Познакомить с произведениями  Л. Толстой « Филиппок»,  «Рассказы из «Азбуки»,  И. Лысцов  «Как тетрадка родилась», А.Барто «Первоклассница», Б. Заходер  «Заболела эта книжка».

2. Чтение «Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

Физическое развитие:

1. Развивать волевые качества: смелость, выдержку, выносливость.

2. Разучить игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»;

Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т.д.

Ожидаемый результат: - Благоприятное течение адаптационного школьного периода.

- Формирование у детей мотивационной готовности к школе;

- Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;

- Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

  - Воспитанник способный организовать свою деятельность,  умеющий  работать в коллективе сверстников, выслушивать друг друга, приходить на выручку, применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий  исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы.  

     Поставленные задачи решали  через разнообразные виды деятельности. В ходе беседы с воспитанниками   по темам  - «Чем школа отличается от детского сада»,   «Что мы знаем о школе»,

 «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?»,   «Скоро мы пойдём в школу», это способствовало формированию у детей мотивационной готовности к школе,    развивали у воспитанников умение задавать вопросы и отвечать на них, связную речь, мышление, любознательность.  Организуя познавательные сообщения  «А знаете ли вы?..»  мы познакомили детей с информацией:  как работает библиотекарь, что мы знаем о библиотеке, для чего нужна переменка. Таким образом, расширяли  представление о  школе и работниках  школы. Это  способствовало воспитанию  социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе.

    Просмотр на мультимедиа презентаций «Маша идет в школу»,   рассказ воспитателя «Дети пошли в школу», «История возникновения школы»,     способствовало пробуждению у детей любознательности и интереса к  школьной жизни и учебной деятельности.

   После чтения  произведений: Л. Толстой « Филиппок»,  «Рассказы из «Азбуки»,  И. Лысцов  «Как тетрадка родилась», А.Барто «Первоклассница», Б. Заходер  «Заболела эта книжка»,  Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

воспитанники  расширили общий кругозор и связную речь.

   Заучивание наизусть стихотворений   и загадывание загадок  о школе и школьных принадлежностях,   чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о школе,

 способствовало воспитанию  интереса и чувства гордости, что скоро дошколята станут  настоящими школьниками.

     Так же при помощи дидактических игр:  «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку»;  сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа»,  «Магазин. Школьные товары»,  «Библиотека»;  словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «Слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву»;  обыгрывание и обсуждение ситуаций:  «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок»  развивали коммуникативные навыки, интерес, желание и умение использовать полученные знания в игре.

    В  ходе рисования  по теме  «Что тебе понравилось в школе»,  «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа», «Букет для учительницы»     обведения и раскрашивания трафаретов, мы развивали у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность,  умение организовать свою деятельность.  При создании  коллажа  «Мой будущий портфель»  у детей  развивали способность  организации  действий. Они ставили цель своей работы, объясняли,  как будут ее выполнять, самостоятельно выбирали материал для работы. Подводя итог своей деятельности, дети анализировали ее,  сравнивали замысел с результатом.  Так же наши воспитанники с удовольствием занимались  аппликацией и конструированием,  что способствовало развитию конструктивных навыков и формированию навыков сотрудничества. Во время реализации задач проекта была организована экскурсия в школу, где наши воспитанники получили представление о том, какие кабинеты есть в школе,  ребята увидели  спортзал и школьную столовую, познакомились с музеем боевой славы.

     В ходе работы над проектом дети с удовольствием играли в  новые подвижные   с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»; игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой»,  что способствовало воспитанию  дружеских взаимоотношений,  развитию ловкости и быстроты,  волевых качеств: смелости, выдержки, выносливости.

  Проект завершился  развлечением: «Встреча с учениками – выпускниками детского сада»,  в котором приняли участие родители.  

       В реализации проекта активное участие приняли родители.  Мы проводили индивидуальные беседы  с родителями по теме проекта, чтобы нацелить их на совместную деятельность с детьми. Проведено было родительское собрание: «Готовность детей к школе» с участием учителя начальных классов из школы №3, тренинг «Мой будущий первоклашка», вниманию родителей  были предложены  статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу»,  консультация психолога: « Какие стороны готовности к школе особенно важны», «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе».  Родители вместе с детьми приняли участие в выставке рисунков «Что тебе понравилось в школе?», вместе с детьми занимались  сбором информации и подготовкой  сообщений о родителях в школьные годы, семейные фотографии.

Результат реализации проекта. Подводя итог реализации проекта, мы можем  сказать, что данный проект способствует  формированию у детей мотивационной готовности к школе;

 повышению родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе;  снижению уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.

 Воспитанники  способны организовать свою деятельность,  умеют  работать в коллективе сверстников, выслушивать друг друга, приходить на выручку, применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеют  исследовательскими умениями: наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы.  Мы смогли заинтересовать детей совместно с родителями  темой проекта,  что способствовало обогащению детско-родительских отношений.

Отчет составили воспитатели., Денисова О.В.

Тренинг для родителей «Мой будущий первоклашка»

Цель: повышение родительской компетентности в области психологической готовности к школе.

Ход тренинга:

1. Приветствие.

Упражнение «Подари улыбку». Родители встают в круг, берутся за руки. «Передают» друг другу улыбку и пожатие руки.

2. Вступительное слово педагога – психолога.

Информирование родителей о содержании тренинга и формах работы.

3. Упражнение – дискуссия «Идеальный первоклассник».

Цель: Осознание разницы между ожиданиями и реальностью.

- Участникам предлагается назвать качества идеального первоклассника (черты характера, внешний вид) и записать их на листе ватмана.

На втором листе записываются черты характера и поведения, присущие в то время, когда родители сами пришли в первый класс.

- Обсуждение, обмен чувствами.

- Комментарии педагога – психолога. Как показывает опыт, разница между ожиданиями и реальностью очевидна. Идеальный образ первоклассника: (аккуратный, собранный, ответственный, отличник, внимательный и т.д., ) далѐк от реального ( растерянный, шаловливый, ошибающийся, весѐлый, любящий побегать, подраться и т.д.).

Вывод: если отрицать реальность в угоду идеалу, то происходит невротизация и родителей, и ребѐнка. Жизнь разнообразней идеальных представлений о ней.

4. Упражнение – дискуссия «Каким я был первоклашкой»

Цели: через личный опыт увидеть и почувствовать разницу между идеальными представлениями о школьниках и реальностью; акцентировать  внимание родителей на адекватности их ожиданий от поведения и реакции детей.

- Участникам предлагается вспомнить себя в первом классе: какими были трудности и неудачи, какие смешные или грустные истории происходили, ситуации успеха или неуспеха; кто им помогал, от кого они ждали помощи.

Вывод: дети также нуждаются в помощи, как и мы когда-то. Особенности этого периода в том, что истинная готовность к школе формируется у ребѐнка в процессе обучения к концу первого полугодия. Выпуская зрелого дошкольника, а не готового школьника, мы не можем ждать от него совершенной готовности к школе. Стремясь к воспитанию самостоятельности, не стоит забывать о необходимости поддерживать ребѐнка, проявлять чуткость к его переживаниям.

5. Информационная справка.

Сообщение педагога – психолога по теме «Причины школьной дезадаптации»

1. Недостаточная подготовка к школе: ребѐнку не хватает знаний и навыков, чтобы справится со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки.

2. Нехватка навыков по контролю над собственным поведением. Ребѐнку тяжело сидеть целый урок, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных, либо у детей по природе медлительных.

4. Социальная дезадаптация. Ребѐнок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

6. Упражнение «Пропись»

Цель: через проживание собственного опыта восприятия различных посланий (положительных и отрицательных) сделать вывод о том, какой вид обращения к ребѐнку эффективен в различных ситуациях.

7. Завершающий круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Скоро в школу мы пойдём»

Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.Задачи:-знакомство детей со школой и профессией учителя;-создание предметно-развивающей среды для ознако...

Проект "Скоро в школу мы пойдём"

Проект "Скоро в школу мы пойдём"...

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...

Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...

Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)

Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...

Проект "СКОРО В ШКОЛУ" в подготовительной к школе группе

Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС ДО. Задачи:Образователь...