Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).
проект (подготовительная группа) на тему
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе). | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №17 комбинированного вида г. Лысково Нижегородской области
Визитная карточка проекта.
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л. А.)
Название проекта:
«Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).
Участники проекта:
Дети подготовительных групп, родители, педагог-психолог, воспитатели подготовительных групп.
Длительность:
Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
Возрастная группа:
Подготовительные к школе группы (6-7) лет
Актуальность:
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.
Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребёнка, для другого ёщё сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.
Наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Родителям, прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учиться в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появятся мотивация к обучению и контроль над своими действиями.
Часто бывает, что ребёнок хорошо считает, пишет, читает. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким ребёнком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке не стремиться её исправить. Такой ребёнок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить ещё и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребёнка, психологически к школе не готового.
- Школьное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определённых психических функций (памяти, внимания, мышления). Если ученик имеет малый объём памяти, то усваиваться информация может не полностью. Однако память необходимо развивать, соединяя с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрёжка. Ребёнок должен сначала понять учебный материал. Выделить в нём главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого - запомнить.
- У ребёнка должна быть сформирована координация работы глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребёнку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски. Нужно научить ребёнка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а и перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец.
- Первоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения), выделять учебную задачу, работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. До школы у ребёнка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путём, участвовать в коллективных формах деятельности.
- При этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребёнка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта, взаимовыручка.
- Существует ещё и мотивационная готовность к школе. Часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются, в своём нежелании идти в школу. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении успехов детей, у них отсутствует.
Из вышеизложенного следует, что проблема психологической готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. В старшем дошкольном возрасте необходимо более полно изучать развитие всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологических показателей развития детей для дальнейшей развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации, а также проводить коррекционно-развивающие мероприятия с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе. Проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса. Необходима работа по психологическому просвещению родителей и педагогов. Т.к. именно родители могут сформировать у ребёнка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами. А мама и папа ему в этом помогут. Сами же родители должны создавать в семье доброжелательную обстановку, в которой ребёнок смог бы развиваться, раскрывая свои способности.
Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе. Для этого необходимо проводить систематическую, целенаправленную, развивающую работу всем участникам проекта по развитию мотивационной сферы. Задача всех исполнителей проекта – сформировать интерес к учебе в предшкольный период.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Исследование и создание условий для психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.
В процессе разработки проекта решались следующие задачи:
- Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнёрского общения.
- Формировать этические представления.
- Способствовать развитию полоролевой идентификации.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий.
- Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
- Разработать комплекс семинаров, собраний, консультаций рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
- Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Планируемые результаты:
Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.
Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния, развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы, умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).
У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.
Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.
Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.
Описание проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап: июль - сентябрь – подготовительный (констатирующий): включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
2 этап: октябрь-апрель – практический (формирующий): включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта
3 этап: май-июнь – контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный: сроки июль - сентябрь
Цель: сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействие индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев, наметить пути оказания коррекционной помощи детям с низким и ниже среднего уровня развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.
Задачи:
• Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентностного подхода;
• Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
• Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;
• Определить уровень функциональных показателей, необходимых для успешного обучения детей в школе;
• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для детей с низким и ниже среднего уровнем развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.
• Создать информационный банк по данной проблеме.
Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.
Мероприятия:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
2.Подбор диагностического материала для детей.
3.Оформление уголков, папок-раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога»:
- Как преодолеть страх перед школой;
- Памятка родителям первоклассникам;
- 12 советов родителям будущих первоклассников.
3. Диагностика уровня развитие всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологические показатели развития детей
Методики:
1 - Методика «Последовательность событий»
2.- Методика «Четвертый лишний»
2 - Методика «10 слов»
3.- Методика «Запоминайка»
3 - Методика «Корректурная проба»
4 - Методика «Графический диктант»
5 - Методика «Узор»
6 - Методика «Домик»
4. Составление программы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе (программа направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению, календарно-тематическое планирование).
5. - Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе»
-Участие родителей в обсуждении перспектив проекта.
-Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе? »
-Индивидуальные консультации для родителей, с целью ознакомления с результатами диагностики и получения индивидуальных рекомендаций по психологической подготовке детей к школе.
6. Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей.
7. Ознакомление педагогов с результатами диагностики детей. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по повышению уровня готовности детей к школе.
Описание первого этапа
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей подготовительных групп. По ее результатам была сформирована коррекционная группа детей с низким и ниже среднего уровнем развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.
Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Все участники образовательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность. Для них были разработаны консультации, рекомендации.
2 этап – практический: «Сотрудничество и поддержка» сроки октябрь-апрель
Цель: обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
• Включить всех участников проекта в планово-прогностическую и организационно-исполнительскую деятельность по освоению и решению проблемы школьной готовности;
• Развивать познавательные психические процессы, эмоциональную сферу, коммуникативную сферу, личностную и волевую сферы, а также психофизиологические показатели детей.
• Формировать у детей познавательную активность и учебную мотивацию;
• Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей;
• Организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе.
• Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.
Предлагаемые формы включения в деятельность на практическом этапе проекта:
• индивидуальные и групповые консультации
• выступления на родительских собраниях;
• развивающие занятия с детьми;
• диагностика.
Мероприятия
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий
(30 занятий)
2. Проведение консультации для педагогов ДОУ «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? »
Советы психолога (памятка)
3. Оформление консультаций в «Уголок психолога».
4. Выступления на родительских собраниях в подготовительных группах. Тем «Психологическая готовность к школе».
Описание второго этапа
На втором этапе два раза в неделю проводились развивающие занятия с детьми коррекционной группы.
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Психологические занятия с дошкольниками делятся на три этапа:
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой. Они не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают её продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к её обсуждению. Цель работы на данном этапе - вызвать у детей интерес к определённой проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт. Каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов - восприятии, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы - мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия взаимосвязаны);
Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.
3 этап – контрольно-оценочный: «Анализ и перспективы» сроки – май-июнь
Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.
Задачи:
• Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
• Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
• Обобщить опыт работы по реализации проекта;
• Определить перспективы дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы подготовки детей к школе, определение дальнейших перспектив работы.
Мероприятия:
1. Повторная диагностика уровня развития всех психических процессов, эмоциональной сферы, коммуникативной сферы, личностной и волевой сфер, а также психофизиологических показателей развития детей.
2. Сравнение диагностических данных в коррекционной подгруппе на начало и конец реализации проекта.
3. Индивидуальные консультации для родителей с целью ознакомления с результатами диагностики детей.
6. Обобщение и распространение опыта проведенной работы:
- Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, родителей, педагогов-психологов.
Описание третьего этапа
На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей подготовительных групп.
В результате планомерной систематической работы к концу года у детей коррекционной подгруппы повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Проведение развивающих занятий послужило толчком для более полного развития детей этой подгруппы. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т. е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности. Дети коррекционной подгруппы наравне со своими сверстниками получили одинаковые стартовые возможности к обучению в школе.
Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы дети легче переживут период школьной адаптации, некоторые избегут участи неуспевающих учеников и, как следствие, не будут испытывать отвращение к учению.
Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти, внимания, мышления и речи.
Были включены все участники проекта в аналитическую и диагностическую деятельность. Обобщен опыт работы по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности над проектом.
Литература:
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
3. Груденко Е.А. «Психологическая готовность к школе», ООО Издательство «Детство-пресс», 2013
4. Пазухина И.А. «Ребёнок идёт в школу». ООО Издательство «Детство- пресс», 2013
5. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа психологических занятий для дошкольников. Приключения будущих первоклассников.ООО Издательство «Речь».,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Тематическое планирование занятий по психологической подготовке детей к школе
Тематическое планирование занятий с детьми подготовительных группы (Программа рассчитана 8 мес. - 1 занятие в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»
Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....
Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу»
Игровые приемы в работе с детьми....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...