Открытое занятие: «Приключения Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
- уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит;
- продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств;
- учить сравнивать предметы по характерным признакам;
- развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
- продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к предметам;
- закрепить правила обращения с горячими предметами;
- продолжать учить отвечать полными предложениями;
- ввести в пассивный словарь: шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность;
- продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать сообразительность, смекалку, гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие: «Приключения Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича»
Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)
Образовательная область: познавательно-исследовательская деятельность
Программное содержание:
- уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит;
- продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств;
- учить сравнивать предметы по характерным признакам;
- развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
- продолжать развивать интерес к экспериментированию, учить высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к предметам;
- закрепить правила обращения с горячими предметами;
- продолжать учить отвечать полными предложениями;
- ввести в пассивный словарь: шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность;
- продолжать развивать логическое мышление, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать сообразительность, смекалку, гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.
Предварительная работа: дидактические игры “Плавает-тонет”, “Наоборот”; беседа на тему: «Дерево-металл», д/и «Кто что делает из дерева, металла»; игра «Чувства и эмоции».
Методические приемы: Сюрпризный момент, загадки, решение исследовательских и логических задач, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Словарь:
Активный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.
Пассивный: шероховатый, теплопроводность, шершавый.
Материалы и оборудование:
2 коробки, гвоздь и карандаш (куклы-игрушки), молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, контейнер с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки и костра, карточки с изображением предметов, сделанных из дерева и металла, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей, металлическая ложка, 2 деревянные ложки, кастрюлька с горячей водой, картинки-портреты героев на каждого, игра в картинках «Чувства и эмоции» («Крокодил»).
Ход:
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам на праздничное занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Громче дудочка поёт, на приключение зовёт!
- Ребята, сегодня утром я нашла в группе две красивые коробки.
Как вы думаете, как они у нас очутились? (Не знаем, наверное, это волшебник…)
Посмотрите, на коробке есть конверт, а в нём записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что же находится в этих коробках.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт
Там след кладёт.
(Карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
(Гвоздь)
Молодцы, ребята, загадки отгадали!
2. Проблемная ситуация.
-А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш? (Посмотреть)
А если не смотреть, то, как можно узнать? (Потрогать, понюхать, по звуку)
Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?
А по запаху можно различить? (Нет)
Как же нам узнать? (Посмотреть).
Вот они! Знакомьтесь, это Карандаш Карандашович!
А вот и Гвоздь- Гвоздович!
«Здравствуйте, ребята,
Мы с карандашом большие друзья,
Но не можем никак решить, кто из нас прав?»
Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
- Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.
3. Дидактическая игра «Из чего сделано»
Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из дерева и металла.
Выберите картинки для Карандаша Карандашовича и для Гвоздя-Гвоздовича.
Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь и т.д.)
А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита и т.д.)
Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?
Вывод: И из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш оба правы!
4. Сравнение дерева и металла.
Но Гвоздь все не унимается: «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»
- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.
Отличаются ли они? Чем?
Какие они на ощупь?
Какая поверхность у металлической пластины? (Гладкая)
А какая у деревянного бруска? (Шероховатая, шершавая).
Теперь приложите к одной руке брусок, а к другой пластину.
Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый).
Какой вывод можно сделать? (Металл – холодный, а дерево – теплое)
И Карандаш гордится этим.
А еще он говорит, что дерево мягче металла.
Как вы думаете, прав Карандаш?
Давайте проверим.
5. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый).
- Но спор не утихает. Гвоздь говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
- Какой можно сделать вывод? (Дерево хрупкое, металл – прочный).
Гвоздь и Карандаш: «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».
- Вот и хорошо.
А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.
6. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре (дети маршируют)
Нужна нам мебель для квартиры (наклоны вперед)
Грузчиков мы пригласим (повороты туловища вправо и влево)
И поедем в магазин (руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)
Что там сегодня продают? (повороты вправо – влево)
Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты. (приседания)
- Гвоздь-Гвоздович и Карандаш Карандашович отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке (появляется макет).
Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».
А Гвоздь-Гвоздович приуныл. Как вы думаете почему?
- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
7. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)
-Какой можно сделать вывод? (Металл тяжёлый, а дерево легкое.)
-Как же тогда Гвоздю Гвоздовичу перебраться на другой берег? (Его может перевести Карандаш Карандашович, плот) ребенок показывает.
Так наши друзья и поступили. Перебрались на другой берег.
Гвоздь: Как я устал!
Карандаш: А я есть очень хочу!
Гвоздь: Давай сварим уху.
Карандаш: Я пойду рыбу ловить.
Гвоздь: И я пойду!
Карандаш: А кто будет костер разводить?
- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить?
(Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится.
Гвоздь – костер разводить он не боится огня).
-Сварили друзья ухи, сели есть, Гвоздь Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш Карандашович – свою деревянную. Карандаш быстро управился, а Гвоздь все дул и дул на свою ложку. Почему?
(Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным)
-Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло». Потрогайте деревянную и металлическую ложки наших гостей. Что вы почувствовали? (Металлическая ложка нагрелась, а деревянная нет). Это свойство называется теплопроводность. Какой вывод можно сделать? (Металл проводит тепло).
8. Проблемная ситуация:
-Как же быть Гвоздю Гвоздовичу – все время обжигаться во время еды? (ответы детей)
Карандаш Карандашович поступил как настоящий друг – подарил Гвоздю Гвоздовичу деревянную ложку.
- Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти.
Как затушить костер? (Залить водой – это может сделать Карандаш, закидать песком – с этим может справиться Гвоздь). Так они и сделали.
Ребята, наши герои очень часто ссорились и мирились, опять ссорились… Но вы молодцы, помирили их. Давайте покажем Гвоздю и Карандашу, что испытывать разные чувства и эмоции – это очень хорошо, но главное, нужно оставаться друзьями!
9. Игра «Чувства и эмоции» (каждый ребёнок получает карточку с забавным двустишьем и разыгрывает описанное (в ней чувство без слов).
После показа своей эмоции ребёнок получает магнитную картинку и садится на своё место. По завершении игры дети подходят к экспериментальному столу, прикладывают магнитные картинки к деревянному бруску и металлической пластине и узнают ещё об одном свойстве металла- притягивает магниты.
10. Итог:
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам взять наших героев и передавая их друг другу, назвать, о каких свойствах дерева и металла мы с вами сегодня узнали? (Дерево: шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивается магнитом, нагревается)
Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы дарим вам свои фотографии.
И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла. Конечно, мы не забыли и про угощение, в гости ведь с пустыми руками не ходят.
Очень понравилось нам у вас в гостях, но нам пора отправляться дальше на встречу новым приключениям. До новых встреч, друзья!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие “Приключения Маленького зеленого человечка, или Изучаем Декларацию прав человека”
Цель – уточнить представление детей о правах и обязанностях человека, записанных в Декларации прав человека.Задачи:• познакомить детей с новым правом – выбирать и быть выбранным;• развивать умение отс...
Презентация к открытому занятию "Приключение в Легостране" без видеописьма и физминутки. (Нужно составить все части в одну).
Перезнтация к открытому занятию "Приключения В Легостране". Презентация разбита на четыре части. Составьте их них одну....
Конспект открытого занятия - Цветные карандаши
Программное содержание:- продолжать учить детей раскатывать столбики на дощечке движениями вперед – назад, с помощью пальцев защипывать один конец столбика, придавая ему форму карандаша;- ...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе коррекционной направленности «Приключения Карандаша Карандашовича и друзей»
Образовательная область: познавательное развитиеНаправление развития: опытно-экспериментальная деятельность Программное содержание:уточнить и обобщить представления детей о свойст...
Открытое занятие "Король Карандаш"
Открытое занятие "Король Карандаш"....
Открытое занятие " Цветные карандаши"
Откуда появились цветные карандаши,изготовление карандашей из бумаги....
Открытое занятие "Волшебный карандаш"
Цель: Формирование развития умения детей правильно держать карандаш, не сильно сжимая его; рисовать карандашом короткие и длинные штрихи, располагая их по всей поверхности листа. Умение находить больш...