НОД по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Знакомство со звуком «М»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи занятия:
- Познакомить детей со звуком «М». Развивать способность находить заданный звук в словах, интонационно выделять этот звук, подбирать слова на заданный звук, находить место звука в словах ( в начале, в середине, в конце).
- Формировать навыки учебной деятельности: слушать и слышать, запоминать и воспроизводить запоминаемое.
- Обогащать речь детей, упражнять в умение грамматически правильно пользоваться распространенными предложениями, подбирать антонимы.
- Воспитывать аккуратность при выполнении практических заданий, бережное отношение к раздаточному материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_m.docx | 690.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Анжеро – Судженского городского округа
«Детский сад № «27»
НОД по звуковой культуре речи в старшей группе.
Тема: «Знакомство со звуком «М»
Воспитатель высшей категории:
Лялина Л.Н.
Программные задачи:
- Познакомить детей со звуком «М». Развивать способность находить заданный звук в словах, интонационно выделять этот звук, подбирать слова на заданный звук, находить место звука в словах ( в начале, в середине, в конце).
- Формировать навыки учебной деятельности: слушать и слышать, запоминать и воспроизводить запоминаемое.
- Обогащать речь детей, упражнять в умение грамматически правильно пользоваться распространенными предложениями, подбирать антонимы.
- Воспитывать аккуратность при выполнении практических заданий, бережное отношение к раздаточному материалу.
Материал: письмо, кроссворд, картинки: дом, мяч, машины, мыло, кошки; большой лист бумаги с нарисованной буквой «М», карандаши, пластилин, картинки в названии которых есть звук «м», клей.
Ход.
Круг приветствия: Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ты мой друг и я твой друг
Вот какой наш крепкий круг.
- Ребята, к нам в группу пришло письмо. (Читаю: Детям старшей группы, детского сада «Малыш»). Хотите узнать, что в нем написано? Тогда сейчас я его прочту: «Здравствуйте дети! Пишет ва… …аша. Собралась приехать в гости, и познако…ить вас со звуко… с которого начинается …оё ..ия, но случилась беда, сло…алось ….ашина. Ваша …аша»
- Ребята какое странное письмо, и слова такие странные: ..аша, сло…алась, …ашина. Я ничего не поняла, а вы что ни будь поняли? Что случилось со словами? (выслушиваю версии детей). Ребята, здесь лежит еще одна записка. (Читаю) «Если вы справитесь со всеми заданиями, то сможете причитать письмо. Звукоедка».
- Ребята, я кажется поняла в чем дело. Звукоедка съела какой то звук и нам нужно его отгадать. И для этого нам надо выполнить задания. Мы справимся с ними?
- А вот и первое задание. В конверте лежат картинки (Достаю по одной картинке: дом, мяч, малина, самолет, кошка. Произношу слова протяжно выделяя звук «м»)
- Ребята, какой звук встречается во всех этих словах? (звук «м») (Дети повторяют слова, выделяя звук. Последнее слово произносим кошка)
- А в слове кошка есть звук «м». А что когда нам делать? (ответы детей)
Подвожу детей к тому, что у животных бывают клички. Предлагаю детям придумать кличку для кошки со звуком «М» (Мурка). Читаю потешку:
Мохнатенькая, усатенькая
Молочко пьет!
Мяу – мяу поет»
- А вот и второе задание.
- Ребята, вы умеете отгадывать загадки. Ну, тогда слушайте, и отгадывайте:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь – лесной…. (медведь)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку…. (мячик)
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой …(мыли)
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это … (мышка)
Руки мыть пошла Людмила
Ей понадобилось … (мыло)
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (муравей)
- Ребята, какой первый звук в словах: медведь, мячик (мь), а в словах мышка, мыло, муравей?(м). Как вы считаете, эти звуки похоже звучат? (Да) Как мы произносим мь? (мягко), а м? (твердо)
Опять звук «м» и в первом задании он тоже был.
- А вот и следующие задание. А игра называется «Наоборот». Надо придумать противоположные слова, в которых есть звук «м» или «мь». (дети стоят по кругу, кидаю ребенку мяч называю слово, возвращая мяч – называет противоположное слово):
Война – (мир)
Ссорится – (мирится)
Быстро – (медленно)
Твердый – (мягкий)
Глубоко – (мелко)
Большой – (маленький)
Лето – (зима)
Небо – (земля)
Говорить – (молчать)
- А сейчас я хочу вас немного повеселить. Возьмитесь за руки и сделайте круг (идем по кругу произнося скороговорку в медленном темпе)
«Не жалела мама мыло
Мама Милу с мылом мыла
Мила мыло не любила
Миле в глаз попало мыло
- Что ты плачешь наша Мила?
- Я выплакиваю мыло»
Затем повторяем эту скороговорку ускоряя темп.
- Ребята, а нас ждет следующее задание, но оно необычное, это загадка – кроссворд. Как вы думаете, сумеем ли мы его разгадать? Попробуем! (читаю текст загадки)
Кто это?
«Гуляло по лесу Большое – лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает. Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»
Не отвечает Большое – лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое – лохматое машет, головой трясет, плывет – карасей пугает. Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?» Не отвечает Большое – лохматое. Далеко оно уже – на пасеке. Медом лакомиться, на пчел рычит, от них лапами отмахивается. А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»
А вы догадались, кто это? (Решаем кроссворд, на каждую букву слова МЕДВЕДЬ подбирается картинка) (Приложение №1)
- Ребята, я знаю такое слово, которое начинается на звук «м». Оно для меня самое любимое и самое дорогое слово, для вас я думаю тоже. Вы догадались, что это за слово? (слово мама).
- Я уверена, что вы знаете много слов со звуками «м» и «мь». Назовите мне их. ( дети называют слова, определяем где находится звук в слове: в начале в конце или в середине). ( Машина, мяч, самовар, самолет, дом, малина, мышь, мыло, медведь, зима, мороз).
Мы со всеми заданиями справились, которые нам приготовила Звукоедка. Вы догадались, какой звук она съела? (м). Может сейчас получится прочитать письмо и узнать от кого оно пришло.
Читаю письмо заново, обращая внимание на слова со звуком «м».
- Так вот кто к нам спешил в гости, Маша. С каким звуком хотела нас познакомить Маша? (со звуками «м» и «мь»). А мы с вами и познакомились с этим звуком пока выполняли задания. Вот какие все мы МОЛОДЦЫ!
- Посмотрите, а вот в этом доме живет буква «м». Буква – это домик для звуков. Буква М обозначает звуки М и МЬ. И я вам предлагаю нарисовать или наклеить те предметы, в названии которых живут звуки «м» и «мь» . Можно просто написать эту букву, или нарисовать свою маму. (Дети выполняют задание)
Приложение №1
Кроссворд
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
| 4 | |||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |
4 6
17
3 52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»
Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»Задачи:Развитие силы голоса.Уточнение правильной артикуляции звука «Ы».Дифференциация понятий «...
Конспект образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе с ТНР по теме "Дифференциация звуков Л и Ль"
Цели:Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки четкого произношения звуков [л] - [л‘], в слогах, словах, фразах; - учить определять позицию звука в словах;Коррекционные-развив...
НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звуков (З-С)»
Учить дифференцировать звуки «С – З»; развивать фонематический слух. Упражнять в отчетливом произношении заданных звуков; продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот и...
Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе Тема: «Волшебный мир звука «С»
Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группеТема: «Волшебный мир звука «С»Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста для четкого произношени...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: " Дифференциация звуков с- з".
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе .Тема: " Дифференциация звуков с-з "....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Увлекательное знакомство со звуками [з] и [зь]»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе«Увлекательное знакомство со звуками [з] и [зь]»...
Конспект занятия По звуковой культуре речи В старшей группе Тема: «Слоговой состав слов по теме Мебель»
Предлагаю вам конспект по звуковой культуре речи. Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». к данному конспекту требуется презентация....