Конспект НОД Занятие по обучению рассказыванию в старшей разновозрастной группе по серии сюжетных картин «Шишка»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, определять основную идею сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rr.docx | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению рассказыванию в старшей разновозрастной группе по серии сюжетных картин «Шишка»
Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, определять основную идею сказки.
Грамматика: активизировать в речи детей сложноподчинённые предложения.
Словарь: учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам,
а также называть действия персонажей.
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ч и Щ, выделять эти звуки в словах.
Материал: серия сюжетных картин «Шишка»( демонстрационные и раздаточные), предметы и игрушки (мяч, ключ, ручка, чайник, часы, щетка, клещи, щенок), мешочек или поднос и большая салфетка.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадки:
Хожу в пушистой шубе ,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
-Почему вы думаете , что это белка? А вот ещё загадка:
Что за зверь лесной
Встал , как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы?
Воспитатель предлагает обосновать отгадку.
-Вы правильно отгадали, эти загадки про белку и зайца.
Педагог выставляет серию из 4 демонстрационных картин (первая картина открыта, три-закрыты), задаёт вопросы:
-Про кого мы будем сегодня рассказывать?( про зайчика, белочку и волка).Как их можно назвать?(Друзья, малыши ,зверята).А зовут их Пушок и Рыжик. Кто из них Пушок? А кто Рыжик? (Пушок-зайчик, а Рыжик-белочка).Почему их так назвали? (Бельчонок-рыжий, его зовут-Рыжик ; зайчонок-пушистый, его зовут- Пушок.)
-Что делает Пушок?-прыгает.
-Подберите слова, близкие по смыслу к слову «прыгает» (скачет, подпрыгивает, подскакивает). Что делает Рыжик?-ждет, считает, радуется.
-Какое настроение у зверят? (Веселое, бодрое. Радостное).
-Кто выглядывает из-за кустов? (Волк). Какой он? (Голодный, злой, хитрый). Что он хочет? (напугать, поймать)
-Закончите предложение, которое я начну:
-В теплый летний день…(вышли Пушок и Рыжик на полянку).
-Они взяли с собой скакалки, чтобы…(попрыгать,порезвиться).
-Они даже не заметили, что…(из-за кустов за ними следит волк).
Педагог открывает вторую картинку. Дети рассматривают её.
- Закончите предложение, которое я начну:
- Волк выскочил так внезапно, что…(зверята и опомниться не успели).
-Бельчонок посмотрел вверх и …(увидел на сосне много шишек).
-Он быстро…(вскарабкался на дерево и стал рвать шишки).
-А бедный зайчик и сказать ничего не мог, потому что…(сильно испугался).
- Но Рыжик крикнул ему…(Не бойся, мы с ним справимся!)
-Ребята, как вы думаете, что было дальше? (ответы детей).А теперь давайте посмотрим на следующую картинку (открывается третья картинка).Дети рассматривают её.
-Рыжик не растерялся. Он … (стал кидать в волка шишками).
- У волка на голове…(сразу вскочила шишка).
-А Пушок все ещё не верил что…(друг спас его).
Самоанализ занятия по речевому развитию «Рассказывание по серии картин «Шишка» в старшей разновозрастной группе «Почемучки» .
Воспитатель Шапинская Наталья Ивановна.
Вашему вниманию было представлено занятие по развитию речи «Рассказывание по серии картин «Шишка». При планировании занятия были учтены особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста: предметное восприятие и наглядно-действенное мышление.
При подготовке этого занятия была проведена предварительная работа: загадывание загадок о диких и домашних животных, дидактическое упражнение «Опиши, а мы отгадаем», экологическая игра «Кто знает, пусть продолжает» , беседа «Как готовятся к зиме лесные звери». Дидактическая игра «Третий лишний».
На занятии решались следующие задачи:
Обучающая: обучать детей составлению рассказа по серии картин;
Учить детей передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки.
Развивающая: Развивать умение подбирать синонимы и определения к заданным словам, а также называть действия героев.
Воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание умения дружить на примере сказки.
В данном занятии были включены разные упражнения:
Лексические-подбор определений, синонимов , а также глаголов;
Грамматические-составление разных типов предложений;
Фонетические-изменение темпа речи и силы голоса, подбор рифм к заданным ритмическим фразам.
Такие упражнения помогли детям выстраивать связные высказывания в логической и временной последовательности, использовать разнообразные средства между частями текста, обогатили рассказы детей . Упражнения на основе сюжетных картинок вырабатывают у детей умения связывать слова в простых и сложных предложениях, а также смысловые части высказывания, четко соблюдать структуру рассказа. Таким образом, рассказывание по серии сюжетных картин концентрирует в себе решение всех речевых задач в единстве.
Распределение детей для рассказывания по первой, второй…или последней картинке развивает у них представление о композиции рассказа. С другой стороны, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой и уступать сверстникам.
Занятие организованно в группе, в знакомой детям обстановке, во время, отведенное в режиме дня для непосредственно образовательной деятельности.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы в интересной занимательной форме. Занятие началось с организационного приема «Приветствие» -направленого на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.
Для обеспечения мотивации детей были использованы загадки.
На занятии были использованы следующие методы и приёмы:
Наглядные: картинки демонстрационные и раздаточные;
Словесные: беседа, отгадывание загадок
Практические: физминутка.
Методы и приёмы обучения способствовали решению всех поставленных задач . Работоспособность и заинтересованность детей в течении всего занятия обеспечивалась решением новых заданий, сменой деятельности. Смена поз: стоя в кругу , сидя на стульях на паласе, работа за столами , передвижение по группе позволило избежать утомляемости детей.
Считаю, что поставленные мной задачи полностью реализованы так как дети справились со всеми заданиями.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению рассказыванию в старшей логопедической группе на методическом объединении для воспитателей старших групп
Тема: "Составление описательных рассказов о животных"...
Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы» в старшей разновозрастной группе. Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы» в старшей разновозрастной группе. Цель: Воспитание любви и уважения к самому близкому человеку – маме через разл
Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы»в старшей разновозрастной группе. Цель: Воспитание любви и уважения к самому близкому человеку ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание серии сюжетных картин по теме «Зима в городе»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18723012","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].
План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....
конспект открытого занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Зимушка- зима"
На занятии закрепляется понятие о зиме, зимних явлениях, дети учатся отвечать на вопросы по теме, образовывать новые слова, назывть следы зверей и птиц, отгадыватьзагадки, рисовать печатками зимний пе...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...
Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей разновозрастной группе комбинированной направленности
Обучение грамоте детей дошкольного возраста....