Конспект НОД Занятие по обучению рассказыванию в старшей разновозрастной группе по серии сюжетных картин «Шишка»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Учить детей составлять рассказ по серии  сюжетных картин, определять основную идею сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению рассказыванию в старшей разновозрастной группе по серии сюжетных картин «Шишка»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять рассказ по серии  сюжетных картин, определять основную идею сказки.

               Грамматика: активизировать в речи детей сложноподчинённые предложения.

               Словарь: учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам,

                                а также называть действия персонажей.

             Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков  Ч и Щ,                       выделять эти звуки в словах.

            Материал: серия сюжетных картин «Шишка»( демонстрационные и раздаточные), предметы и игрушки (мяч, ключ, ручка, чайник, часы, щетка, клещи, щенок), мешочек или поднос и большая салфетка.

             Ход занятия

Воспитатель загадывает загадки:

             Хожу в пушистой шубе ,

             Живу в густом лесу.

             В дупле на старом дубе

             Орешки я грызу.

-Почему вы думаете , что это белка? А вот ещё загадка:

             Что за зверь лесной

              Встал , как столбик, под сосной

             И стоит среди травы-

            Уши больше головы?

Воспитатель предлагает обосновать отгадку.

-Вы правильно отгадали, эти загадки про белку и зайца.

Педагог выставляет серию из 4 демонстрационных картин (первая картина открыта, три-закрыты), задаёт вопросы:

-Про кого мы будем сегодня рассказывать?( про зайчика, белочку и волка).Как их можно назвать?(Друзья, малыши ,зверята).А зовут их Пушок и Рыжик. Кто из них Пушок? А кто Рыжик? (Пушок-зайчик, а Рыжик-белочка).Почему их так назвали? (Бельчонок-рыжий, его зовут-Рыжик ; зайчонок-пушистый, его зовут- Пушок.)

-Что делает Пушок?-прыгает.

-Подберите слова, близкие по смыслу к слову «прыгает» (скачет, подпрыгивает, подскакивает). Что делает Рыжик?-ждет, считает, радуется.

-Какое настроение у зверят? (Веселое, бодрое. Радостное).

-Кто выглядывает из-за кустов? (Волк). Какой он? (Голодный, злой, хитрый). Что он хочет? (напугать, поймать)

-Закончите предложение, которое я начну:

-В теплый летний день…(вышли Пушок и Рыжик на полянку).

-Они взяли с собой скакалки, чтобы…(попрыгать,порезвиться).

-Они даже не заметили, что…(из-за кустов за ними следит волк).

Педагог открывает вторую картинку. Дети рассматривают её.

   - Закончите предложение, которое я начну:

     - Волк выскочил так внезапно, что…(зверята и опомниться не успели).

    -Бельчонок посмотрел вверх и …(увидел на сосне много шишек).

    -Он быстро…(вскарабкался на дерево и стал рвать шишки).

    -А бедный зайчик и сказать ничего не мог, потому что…(сильно испугался).

    - Но Рыжик крикнул ему…(Не бойся, мы с ним справимся!)

-Ребята, как вы думаете, что было дальше? (ответы детей).А теперь давайте посмотрим на следующую картинку (открывается третья картинка).Дети рассматривают её.

    -Рыжик не растерялся. Он … (стал кидать в волка шишками).

  - У волка на голове…(сразу вскочила шишка).

  -А Пушок все ещё не верил что…(друг спас его).

   

Самоанализ  занятия по речевому развитию «Рассказывание по серии картин «Шишка» в старшей разновозрастной группе «Почемучки» .

 Воспитатель Шапинская  Наталья  Ивановна.

Вашему вниманию было представлено занятие по развитию речи «Рассказывание по серии картин «Шишка». При планировании занятия были учтены особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста: предметное восприятие и наглядно-действенное мышление.

При подготовке этого занятия была проведена предварительная работа: загадывание загадок о диких и домашних животных, дидактическое упражнение «Опиши, а мы отгадаем», экологическая игра «Кто знает, пусть продолжает» , беседа «Как готовятся к зиме лесные звери». Дидактическая игра «Третий лишний». 

 На занятии решались следующие задачи:

Обучающая: обучать детей составлению  рассказа по серии картин;

Учить детей передавать сюжет, заложенный в серии картин,    определять основную идею сказки.

РазвивающаяРазвивать умение подбирать синонимы и определения к заданным словам, а также называть действия героев.

Воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание умения дружить на примере сказки.

В данном занятии были включены разные упражнения:

Лексические-подбор определений, синонимов , а также глаголов;

Грамматические-составление разных типов предложений;

Фонетические-изменение темпа речи и силы голоса, подбор рифм к заданным ритмическим фразам.

Такие упражнения помогли детям выстраивать связные высказывания в логической и временной последовательности, использовать разнообразные средства между частями текста, обогатили рассказы детей . Упражнения на основе сюжетных картинок вырабатывают у детей умения связывать слова в простых и сложных предложениях, а также смысловые части высказывания, четко соблюдать структуру рассказа. Таким образом, рассказывание по серии сюжетных картин концентрирует в себе решение всех речевых задач в единстве.

Распределение детей для рассказывания по первой, второй…или последней картинке развивает у них представление о композиции рассказа. С другой стороны, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой и уступать сверстникам.

 

Занятие организованно в группе, в знакомой детям обстановке, во время, отведенное в режиме дня для непосредственно образовательной деятельности.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы в интересной занимательной форме. Занятие началось с организационного приема «Приветствие» -направленого на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.

Для обеспечения мотивации детей были использованы загадки.

    На занятии были использованы следующие методы и приёмы:

Наглядные: картинки демонстрационные и раздаточные;

Словесные: беседа, отгадывание загадок

Практические:  физминутка.

Методы и приёмы обучения способствовали решению всех поставленных задач . Работоспособность и заинтересованность детей в течении всего занятия обеспечивалась решением новых заданий, сменой деятельности. Смена поз:  стоя в кругу , сидя на стульях на паласе, работа за столами , передвижение по группе позволило избежать утомляемости детей.

Считаю, что поставленные мной задачи полностью реализованы так как дети справились со всеми заданиями.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....

конспект открытого занятия по развитию речи в старшей разновозрастной группе "Зимушка- зима"

На занятии закрепляется понятие о зиме, зимних явлениях, дети учатся отвечать на вопросы по теме, образовывать новые слова, назывть следы зверей и птиц, отгадыватьзагадки, рисовать печатками зимний пе...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...