Календарно-тематическое планирование развитие речи
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Михайлова Алиса Владимировна

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_pravilnaya_starshaya_gruppa.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Перспективный план работы по развитию речи в старшей   группе.

неде

Дата

проведения

        Тема

            Цель

Методические приёмы

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

3.09

5.09.

12.09

17.09

19.09

Мы – воспитанники старшей группы.

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Приобщение к художественной литературе.

Рассказывание русской народной сказки «Заяц- хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой

Научить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Воспитывать любовь к природе во всех её проявлениях.

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О.Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки»

Помочь детям составить план пересказа сказки. Научить пересказывать сказку. Придерживаясь плана.

Рассказ воспитателя: Кто такой собеседник?

Беседа: Воспоминание о лете

Беседа: Что значит быть воспитанными?

Загадки, считалки

Анализ.

Игра Песенка - звуков

Объяснение задания педагогом

Упражнения на внимание. Звукопроизношение

Задания для мальчиков, девочек

Игра «пирамидка»

анализ

Рассказ воспитателя о ранней осени.

Обозначение плана рассказа

Рассказы детей

Составление коллективного рассказа о ранней осени

Чтение стихотворений

анализ

Вспомнить содержание знакомых русских народных сказок

Объяснение воспитателем: пролог, эпилог

Рассказ сказки «Заяц- хвастун»

Чтение присказки характеристика зайца

Анализ.

Вступительное слово воспитателя

Чтение сказки

Составление плана

Пересказ по плану

Повторный пересказ 4-5 рассказчиками

 Анализ

4 неделя

24.09

26.09

Приобщение к художественной литературе.

Весёлые рассказы Н.Носова

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» (в сокращении)

Познакомить детей с новыми весёлыми произведениями Н.Носова. Интерес к весёлым произведениям о детях.

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень»

Беседа с детьми по произведениям Н.Носова

Чтение рассказов Н.Носова «Затейники», «Живая шляпа»

Чтение понравившихся отрывков

Беседа по содержанию

Педагог напоминает фамилию автора

Портрет выставляется в книжном уголке

анализ

Беседа об осени

Чтение первого четверостишия воспитателем

Вопросы.

 Повторное чтение присоединяя к нему два последующих четверостиший.

Повторное чтение всего стихотворения, нацелить на запоминание

Чтение стихотворения с разными интонациями

Воспитатель читает . дети повторяют

Чтение детьми запомнившихся строчек

Анализ

Октябрь

1 неделя

 1.10

3.10

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель».

«Учимся вежливости»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевёртышем.

Активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Беседа по содержанию

Педагог напоминает фамилию автора

Портрет выставляется в книжном уголке

Анализ

Беседа «Мы пример для малышей»

Рассматривание иллюстраций из серии «Уроки вежливости»

Беседа по иллюстрациям

Разыгрывание ситуаций

Дети перечисляют запомнившиеся правила поведения

Анализ

2 неделя

10.10

Обучение рассказыванию: описание кукол

Помочь детям составить план описание куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Обозначение плана рассказа

Рассказы детей

Составление коллективного рассказа

3 неделя

15.10

17.10

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц 

Упражнять детей в подборе существительных  к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Закрепить правильное произношение звуков с-ц; научить детей дифференцировать звуки: различать в словах. Выделять слова с заданным из фразовой речи, называть слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. Интерес к занятию

Вспомнить содержание знакомых русских народных сказок.

Объяснение воспитателем: пролог, эпилог.

Рассказ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Анализ.

Воспитатель рассказывает про песенки звуков

Выполнение самостоятельных заданий

Чтение Я.Щеголева «Ранним утром»

Игры «Пирамидки- звуки»

Чтение сказки «Цыплёнок»

Анализ

4 неделя

22.10

24.10

Литературный калейдоскоп.

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят. Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Научить самостоятельно составлять рассказ по картинке. Придерживаясь плана, Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, заботу о ближних, культура общения.

Обозначение плана рассказа

Рассказы детей

Составление коллективного рассказа

Рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные П.Меньшиковой»

Оценка ответов детей

Образец рассказа воспитателя

Составление рассказов детьми по предложенному плану

Чтение отрывка из произведения С.Маршака «Тихая сказка»

Анализ

5 неделя

31.10

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет»

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

Память, мышление

Беседа о правилах поведения

Обыгрывание ситуации «На дороге»

Чтение стихотворения

Нацеливание на запоминание

Повторное чтение

Заучивание

Чтение детьми

Анализ

                 Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5.11

7.11

14.10

19.11

21.11

26.11

28.11

Чтение стихотворений о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Рассказывание по картине

Звуковая культура речи : работа со звуками ж-ш 

Приобщение к художественной литературе.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Обучение рассказыванию

Приобщение к художественной литературе. Завершение работы над сказкой «Айога»

Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Научить детей с помощью раздаточных карточек и основы матрицы самостоятельно создавать картину  и составлять по ней рассказ. Интерес к занятию.

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; научить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Любовь к русским народным сказкам. Сопереживание. Сострадание.

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя, приучать выполнять домашнее задание

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков

Рассказ воспитателя о поздней осени.

Обозначение плана рассказа

Рассказы детей

Составление коллективного рассказа о поздней осени

Чтение стихотворений

Анализ.

Работа на фланелерграфе

Самостоятельные работы детей с карточками

Индивидуальная помощь

Рассказы детей по составленным работам

Анализ

Игра «Песня змеи»

Игра с движениями

Отработка звукопроизношения

Вопросы

Чтение Р.Х.Фархади «Про ослика»

Игра «Пирамидки»

Анализ

Беседа о русских народных сказках

Рассказ сказки «Хаврошечка»

Вопрос: назовите сказочные образы и сказочные ситуации

Коллективная работа «Яблоня»

Чтение понравившегося отрывка

Анализ

Чтение нанайской сказки «Айога»

Вопросы по содержанию

Придумывание своего варианта конца, середины, начала

Обыгрывание

Анализ

Вопросы по содержанию

Придумывание своего варианта конца, середины, начала

Рассматривание книг в книжном уголке

Рассказы детей о своих находках

Чтение рассказа

Вопросы по содержанию

Вопрос: Чем сказка отличается от рассказа?

Анализ

Декабрь

1 неделя

3.12

5.12

Чтение стихотворений о зиме

Дидактические упражнения : «Хоккей», «Кафе»

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения («Кафе»)

Беседа о зиме

Чтение стихотворений о зиме

Дети повторяют, размеренно читают

Повторное чтение

Чтение детьми

Анализ

Рассматривание книг в книжном уголке

2 неделя

12.12

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать её.

Чтение эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Вопросы по содержанию

3 неделя

17.12

19.12

Приобщение к художественной литературе. Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце»

Звуковая культура речи: дифференция звуков с-ш

Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце»

Совершенствовать слуховое представление детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове.

Беседа с детьми по произведениям П. Бажова

Беседа по содержанию

Педагог напоминает фамилию автора

Портрет выставляется в книжном уголке

анализ

Игра с движениями

Отработка звукопроизношения

Вопросы

4 неделя

24.12

26.12

Приобщение к художественной литературе. Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К.Феофанова «Нарядили ёлку…»

Дидактические игры со словами

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующие слова.

Чтение стихотворения, обсуждение.

Вопросы по содержанию.

Активизировать словарь детей.

Январь

1 неделя

9.01

Чтение рассказа С.Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Активизировать словарь детей.

2 неделя

16.01

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассмотрение отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображаемого ); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Рассматривание картины.

Образец составления рассказа воспитателем

Рассказы детей

Физкультминутка

Составление рассказа по картине

Оценка детьми ответов друг друга

3 неделя

21.01

23.01

Приобщение к художественной литературе.

Чтение сказки Б.Шергина «Рифмы», стихотворения Э.Мошковской «Вежливое слово»

Звуковая культура речи:

 дифференциация звуков з-ж 

познакомить детей с необычной сказкой Б.Шергина «Рифмы» и стихотворением Э.Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. Интерес к занятию, звукоподражание

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Взаимопомощь, коммуникабельность.

Игра «Звучащие слова»

Чтение Э.Мошковской «Вежливое слово»

Физкультминутка

Обсуждение

Чтение Б.Шергина «Рифмы»

Беседа по прочитанному, наводящие вопросы

Анализ

Рассказ : Что такое звук?

Выполнение заданий

Чтение Н.Венгерова «Застукалка»

Беседа по прочитанному стихотворению

Анализ. Игра «Слова обманки»

4 неделя

28.01

30.01

Приобщение к художественной литературе.

Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и Воронёнок»

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство»

Научить детей пересказывать текст (целиком и по ролям)Смекалка, взаимопомощь, словотворчество.

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И.Сурикова «Детство» (в сокращении).

Беседа о птицах

Вопросы

Чтение сказки

Пересказ по образцу воспитателя

Обыгрывание сказки в лицах

Анализ

Беседа о зиме

Чтение стихотворений о зиме

Чтение стихотворения

И.Сурикова «Детство»

Дети повторяют , размеренно читают

Повторное чтение

Чтение детьми

Анализ

Февраль

1 неделя

4.02

6.02

Беседа на тему  «О друзьях и дружбе»

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

Продолжить помогать детям осваивать нормы поведения, научить доброжелательности, умение вести непринуждённую беседу.

Научить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. Творчество.

Беседа «Настоящие друзья»

Рассказ воспитателя о медвежонке Ушастике

Рассказы детей по плану воспитателя

Вопросы

Рассказ «У Юры день рождения»

Анализ

Рассказ воспитателя о игрушке

Рассказы детей о любимых игрушках

Вопросы

Анализ

2 неделя

13.02

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ 

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки

Показ положения языка, раскрытия рта(артикуляция) при произнесении звуков ч-щ

Повтор детьми произношения звуков ч-щ

Чтение К.Чуковского «Федорино  горе» стр.77 отрывок

Чтение скороговорок

Индивидуальное произношение

Чтение загадок

Анализ

3 неделя

18.02

20.02

Приобщение к художественной литературе.

Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка»

Чтение стихотворения  Ю.Владимирова«Чудаки»

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка». Любовь к сказкам, умение понимать добро и зло.

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям

Чтение присказки

Беседа о русских народных сказках

Объяснение смысла : волшебные сказки

Чтение сказки

Беседа по содержанию

Анализ

Чтение стихотворения 1-2 раза

Чтение по ролям

Физкультминутка

Чтение хором

Драматизация

Вопросы стр.80

Игра «Закончи фразу»

анализ

4 неделя

25.02

27.02

Приобщение к художественной литературеПересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Научить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Память. Мышление.

Продолжать учить рассказывать о картине «Зайцы» из серии «Дикие животные», придерживаясь плана

Рассказ воспитателя о еже и телёнке

Рассказы детей

Чтение сказки

Дети делятся впечатлениями

Повторное чтение

Самостоятельный пересказ детьми

анализ

Рассматривание картины.

Образец составления рассказа воспитателем

Рассказы детей

Физкультминутка

Составление рассказа по  картине

Оценка детьми ответов друг друга

Март

1 неделя

3.03

5.03

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений  Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»

Помочь  детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; вызвать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Научить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием

Беседа о Родине, маме

Составление рассказов о мамах

Физкультминутка

Чтение стихотворений о маме

Высказывания о мамах

Чтение стихотворений по теме занятия

Анализ

Рассматривание картинок

Образец составления рассказа воспитателем

Рассказы детей

Физкультминутка

Составление рассказа по 4 картинкам

Оценка детьми ответов друг друга.

2 неделя

12.03

 Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным  женским днём 8 марта»

Дидактическая игра  «Где мы были, мы не скажем…»

Научить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. Творчество.

Беседа о празднике

Чтение стихотворений

Рассказ воспитателя Как я поздравила маму

Рассказы детей

Физкультминутка

Импровизации детей

Анализ

3 неделя

17.03

19.03

Приобщение к художественной литературе.

Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства»

Чтение рассказов из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов». Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика

Познакомить детей с маленькими  рассказами о животных, из жизни пингвинов. Научить строить сложноподчинённые предложения.

Беседа «Кем быть?»

Рассказ о профессиях

Чтение рассказа

Придумывать свою концовку рассказа

Анализ

Загадывает загадку

Показ картинки

Чтение по теме занятия

Выбор понравившихся эпизодов

Повторное чтение

анализ

4 неделя

24.03

26.03

Приобщение к художественной литературе.

Чтение сказки «Сивка - Бурка»

 Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-Бах»

Помочь детям вспомнить содержание  знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка - Бурка»

Научить детей дифференцировать звуки ц-ч, познакомить со стихотворением Дж.Ривза «Шумный Ба-Бах»

Рассказ «Что такое волшебные сказки»

Беседа о русских народных сказках

Чтение «Сивка-Бурка»

Вопросы стр.90

Слова - близнецы

Анализ

Объяснение воспитателя

Работа над произношением звуков

Чтение стихотворения Н.Крандиевской «Колыбельная»

Чтение скороговорок

Чтение стихотворения по теме занятия, обсуждение

Апрель

1 неделя

2.04

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л - р

Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; научить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Беседа, рассказ о звуках

Словарь

Загадка

Индивидуальная работа

Чтение скороговорок

Анализ

2 неделя

9.04

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»

Продолжать приобщать детей к позиции; научить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

Беседа о весне

Чтение И.Белоусова «Осень»

Сравнение осени-весны

Чтение стихотворения по теме занятия

Вопросы

Повторное чтение

Обсуждение

Анализ

3 неделя

14.04

16.04

Приобщение к художественной литературе.

Чтение рассказа К.Паустовского «Кот - ворюга»

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить  стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная». Память, мышление.

Чтение рассказа

Вопросы

Пересказ детьми

Чтение  знакомых стихотворений

Повторное чтение

Физкультминутка

Чтение с последующим запоминанием стихотворения по теме занятия.

Повторное чтение  по четверостишиям

Чтение детьми самостоятельно

Анализ

4 неделя

21.04

23.04

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Пересказ «загадочных историй» (по Н.Сладкову)

Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик»

Продолжать обучать детей пересказыванию. Мышление, логика

Чтение рассказа

Вопросы

Пересказ детьми

Повторное чтение

Самостоятельный пересказ детьми

Рассказ о Н.Сладкове

Чтение первой части «Красный снег»

Чтение «Волосатое дерево»

Вопросы

Анализ

5 неделя

30.04

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Активизировать словарь детей.

Активизировать словарь детей

Май

1 неделя

5.05

7.05

Литературный калейдоскоп

Обучение рассказыванию по картинкам

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием

Познакомить с новой считалкой.

Активизировать словарь детей

2 неделя

14.05

Лексические упражнения

Проверить насколько богат словарный запас детей.

Проверить насколько богат словарный запас детей.

3 неделя

19.05

21.05

Чтение рассказа В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения

Звуковая культура речи ( проверочное)

Уточнить, что такое рассказ; ознакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей

Проверить, умеют ли дети различать звуки, и чётко и правильно произносить их

Ознакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Проверить, умеют ли дети различать звуки, и чётко и правильно произносить их

4 неделя

26.05

28.05

Пересказ рассказов из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов»

Повторение пройденного материала

Научить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов» по своему выбору

Работа по закреплению пройденного материала

Беседа о пингвинах

Рассматривание иллюстраций

Рассказы детей

Физкультминутка

Рассказы детей

Самоанализ

Работа по закреплению пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Развитие речи" 5-7 лет

Я работаю в МОУ ЦДТ "Горизонт" в студии "Дошколята", веду кружок "Развитие речи".Из расчета 1 час в неделю, 36 часов в год....

Календарно-тематический план по развитию речи в старшей группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа

календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа...

Календарно -тематический план по развитию речи во второй группе раннего возраста

Календарно - тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е.Вераксы...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое планирование "Развитие речи" (средняя группа)

Содержание непрерывно образовательного процесса на учебный год с указанием учебно-методического комплекта....

Календарно-тематическое плаирование по развитию речи во 2 младшей группе по ФОП.

Календарно-тематическое планирование составленл по УМК, рекомендованному ФОП....