Конспект занятия по развитию речи на тему: "Транспорт".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Антонова Мирафора Кириаковна

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе             

                                                      «Транспорт»

Цели и задачи:

1. Расширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;

2. Продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения и образовывать сложные слова. Составлять предложения из слов, данных в начальной позиции. Тренировать в составлении описательных рассказов по плану. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, учить вычислять словесное ударение и определять его место в слове.

2. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, речевой слух, координацию речи с движением;

3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Методы и приемы: наглядность, дидактическая игра, художественное слово, беседа.

Оборудование: картинки по теме «Транспорт», небо, дорога, море, таблица звукового анализа слова.

Предварительная работа: обобщающая беседа о транспорте. Разучивание упражнения «На шоссе», пальчиковой игры «Транспорт», загадок и скороговорок о транспорте.

 

Ход НОД:

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона).

Поздоровайтесь друг с другом

Улыбнитесь всем вокруг.

Слева другу дайте руку

И скорей вставайте вкруг.

 

2. Отгадывание загадок о транспорте(Развитие речевого слуха, памяти, мышления, обобщение).

 

Так похожа на жука,

Есть покатые бока,

Фары есть, и есть стартер,

А ведет ее шофер.

(Легковая машина)

 

Посмотрите-ка, как ловко

Он подъехал к остановке.

В детский сад и на работу

Вас доставит без заботы. (Автобус)

 

Великан крылом качнет

И отправится в полет.

Пассажиров повезет.

Что за транспорт? (Самолет)

 

Под землей железная дорога,

Но светло на станциях как днем.

Здесь, как наверху, полно народа,

Красота, как в городе большом

(Метро)

 

Корзину цепляли,

Теплом надували,

Чтоб людям открыл я

Чудесные дали. (Воздушный шар)

 

«Чух-чух, ту-ту!», - крича порой,

Вагоны тащит за собой.

Имея множество колес,

По рельсам едет …(паровоз)

 

3. Игра «Какой это вид транспорта?» Воспитатель, вместе с детьми, подходят к столу.

- Посмотрите, что у нас тут нарисовано: небо, дорога, море.

- Сейчас вы по очереди будете брать по 1 карточке и распределять под этими картинками, необходимо не просто взять и положить, а объяснить свой выбор, используя слова «потому что». Например, корабль плывет в море, потому что это водный транспорт. (дети работают)

- Молодцы, вы назвали на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (метро)

- Какой это вид транспорта? (подземный)

- Да, сейчас у нас есть такое чудо, как подземный транспорт. Кто то из вас может быть уже ездил на подземных поездах-электричках, у которых двери сами закрываются и открываются, и уж конечно многие катались на "лесенке-чудесенке", которая сама везет вас вверх и вниз. Как она называется по-другому? (эскалатор)

- Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, воздушный, водный, подземный.

- А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет: пассажирский и грузовой,.

- Кого перевозит пассажирский транспорт?

- Какой пассажирский транспорт вы знаете?

- Что перевозит грузовой транспорт?

- Какой грузовой транспорт вы знаете?

- Какого транспорта больше?

- А кто следит за порядком на дороге? Кому подчиняются все водители и пешеходы? (светофор)

- Какие сигналы светофора вы знаете и что они обозначают?

- А какие машины могут ехать на красный сигнал светофора?

- Почему эти машины мчатся, «гудя на всю улицу» и не останавливаются на перекрестках? А пешеходы и другие машины должны их пропускать?

- Все эти машины спешат на помощь. Это нужные и полезные машины, поэтому они и называются специальные.

Вывод. Запомните, что в зависимости от вида работы транспотр делится на пассажирский, грузовой и специальный.

 

4. Игра «Кто управляет транспортом?»  А кто же управляет транспортом?

- Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.

Автобусом управляет (шофер). Поездом управляет (машинист). Самолетом управляет (пилот). Вертолетом управляет (пилот). Кораблем управляет (капитан). Мотоциклом управляет (мотоциклист). Электричкой управляет (машинист). Велосипедом управляет (велосипедист).

 

5. Разбор слова пилот.

1) определение звуков

2) назовите 1. звук 2.3.4.5.

3) сколько гласных звуков, назовите их

4) сколько согласных, сколько мягких согласных, сколько твердых

5) сколько слогов в слове

6) какой первый слог, назовите

7) какой второй слог, назовите

8) произнесите слова, одинаково ли звучат слоги.

Какой немного протяжнее? Как называется этот слог?

- Слог который произносится чуть протяжнее, который заметен в слове называется ударным. Следовательно и гласный звук в этом же слове тоже называется ударным.

 

6. Физкультминутка

По шоссе спешат машины.

 Ш-ш-ш - шуршат спокойно шины.

 И шипят со злом уже:

 - Не спеши на вираже!

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

-Ты куда же, еж, спешишь?

-Прямо в город по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

-Будь, дружок, на стороже,

Не спеши на вираже.

 

7. Игра «Подружи слова».

Машина, по, ехать, улица.

Управлять, самолет, пилот.

По, корабль, плыть, море.

Небо, летать, по, вертолет.

Груз, камаз, перевозить.

Пассажиры, перевозить, автобус.

- Молодцы.

 

8. Игра «Словообразование». В русском языке очень много сложных слов. Они образованы из двух слов. Например, слово автовоз образовано из слов автомобиль и возить. Сейчас я буду называть 2 слова, а вы из них образуйте сложные слова, названия транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов:

 

Мусор и возить?

Бетон и мешать?

Бензин и возить?

Сам и сваливать?

Молоко и возить?

Лес и возить?

 

9. Пальчиковая гимнастика поможет нам закрепить название этих сложных слов

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

10. Игра «Составь рассказ». Сейчас вы возьмите по одной картинке и объединитесь в группы по видам транспорта.

Вам нужно в каждой группе договориться, о каком транспорте вы будете рассказывать. Рассказ нужно составить по плану:

1. Как называется транспортное средство?

2. Из каких частей оно состоит?

3. Кто им управляет?

4. Где на нем удобно путешествовать?

Договоритесь, кто будет рассказывать. Остальные дополняют рассказ. (рассказы детей)

(после каждого рассказа) Понятно ли из рассказа, что это за транспорт и удобно ли на нем путешествовать? Может кто-то хочет дополнить рассказ?

 

Итоги: (после всех рассказов) Вы хорошо рассказали, что и на автобусе, и на корабле, и на самолете можно удобно путешествовать. А когда кто-то куда-то едет, что ему желают?

– Счастливого пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_na_temu_transport.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе              

                                                      «Транспорт»

Цели и задачи:

1. Расширять и закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;

2. Продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения и образовывать сложные слова. Составлять предложения из слов, данных в начальной позиции. Тренировать в составлении описательных рассказов по плану. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, учить вычислять словесное ударение и определять его место в слове.

2. Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, речевой слух, координацию речи с движением;

3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Методы и приемы: наглядность, дидактическая игра, художественное слово, беседа.

Оборудование: картинки по теме «Транспорт», небо, дорога, море, таблица звукового анализа слова.

Предварительная работа: обобщающая беседа о транспорте. Разучивание упражнения «На шоссе», пальчиковой игры «Транспорт», загадок и скороговорок о транспорте.

Ход НОД:

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона).

Поздоровайтесь друг с другом

Улыбнитесь всем вокруг.

Слева другу дайте руку

И скорей вставайте вкруг.

2. Отгадывание загадок о транспорте(Развитие речевого слуха, памяти, мышления, обобщение).

Так похожа на жука,

Есть покатые бока,

Фары есть, и есть стартер,

А ведет ее шофер.

(Легковая машина)

Посмотрите-ка, как ловко

Он подъехал к остановке.

В детский сад и на работу

Вас доставит без заботы. (Автобус)

Великан крылом качнет

И отправится в полет.

Пассажиров повезет.

Что за транспорт? (Самолет)

Под землей железная дорога,

Но светло на станциях как днем.

Здесь, как наверху, полно народа,

Красота, как в городе большом

(Метро)

Корзину цепляли,

Теплом надували,

Чтоб людям открыл я

Чудесные дали. (Воздушный шар)

«Чух-чух, ту-ту!», - крича порой,

Вагоны тащит за собой.

Имея множество колес,

По рельсам едет …(паровоз)

3. Игра «Какой это вид транспорта?» Воспитатель, вместе с детьми, подходят к столу.

- Посмотрите, что у нас тут нарисовано: небо, дорога, море.

- Сейчас вы по очереди будете брать по 1 карточке и распределять под этими картинками, необходимо не просто взять и положить, а объяснить свой выбор, используя слова «потому что». Например, корабль плывет в море, потому что это водный транспорт. (дети работают)

- Молодцы, вы назвали на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (метро)

- Какой это вид транспорта? (подземный)

- Да, сейчас у нас есть такое чудо, как подземный транспорт. Кто то из вас может быть уже ездил на подземных поездах-электричках, у которых двери сами закрываются и открываются, и уж конечно многие катались на "лесенке-чудесенке", которая сама везет вас вверх и вниз. Как она называется по-другому? (эскалатор)

- Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, воздушный, водный, подземный.

- А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет: пассажирский и грузовой,.

- Кого перевозит пассажирский транспорт?

- Какой пассажирский транспорт вы знаете?

- Что перевозит грузовой транспорт?

- Какой грузовой транспорт вы знаете?

- Какого транспорта больше?

- А кто следит за порядком на дороге? Кому подчиняются все водители и пешеходы? (светофор)

- Какие сигналы светофора вы знаете и что они обозначают?

- А какие машины могут ехать на красный сигнал светофора?

- Почему эти машины мчатся, «гудя на всю улицу» и не останавливаются на перекрестках? А пешеходы и другие машины должны их пропускать?

- Все эти машины спешат на помощь. Это нужные и полезные машины, поэтому они и называются специальные.

Вывод. Запомните, что в зависимости от вида работы транспотр делится на пассажирский, грузовой и специальный.

4. Игра «Кто управляет транспортом?»  А кто же управляет транспортом?

- Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.

Автобусом управляет (шофер). Поездом управляет (машинист). Самолетом управляет (пилот). Вертолетом управляет (пилот). Кораблем управляет (капитан). Мотоциклом управляет (мотоциклист). Электричкой управляет (машинист). Велосипедом управляет (велосипедист).

5. Разбор слова пилот.

1) определение звуков

2) назовите 1. звук 2.3.4.5.

3) сколько гласных звуков, назовите их

4) сколько согласных, сколько мягких согласных, сколько твердых

5) сколько слогов в слове

6) какой первый слог, назовите

7) какой второй слог, назовите

8) произнесите слова, одинаково ли звучат слоги.

Какой немного протяжнее? Как называется этот слог?

- Слог который произносится чуть протяжнее, который заметен в слове называется ударным. Следовательно и гласный звук в этом же слове тоже называется ударным.

6. Физкультминутка

По шоссе спешат машины.

 Ш-ш-ш - шуршат спокойно шины.

 И шипят со злом уже:

 - Не спеши на вираже!

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

-Ты куда же, еж, спешишь?

-Прямо в город по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

-Будь, дружок, на стороже,

Не спеши на вираже.

7. Игра «Подружи слова».

Машина, по, ехать, улица.

Управлять, самолет, пилот.

По, корабль, плыть, море.

Небо, летать, по, вертолет.

Груз, камаз, перевозить.

Пассажиры, перевозить, автобус.

- Молодцы.

8. Игра «Словообразование». В русском языке очень много сложных слов. Они образованы из двух слов. Например, слово автовоз образовано из слов автомобиль и возить. Сейчас я буду называть 2 слова, а вы из них образуйте сложные слова, названия транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов:

Мусор и возить?

Бетон и мешать?

Бензин и возить?

Сам и сваливать?

Молоко и возить?

Лес и возить?

9. Пальчиковая гимнастика поможет нам закрепить название этих сложных слов

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз. 

10. Игра «Составь рассказ». Сейчас вы возьмите по одной картинке и объединитесь в группы по видам транспорта.

Вам нужно в каждой группе договориться, о каком транспорте вы будете рассказывать. Рассказ нужно составить по плану:

1. Как называется транспортное средство?

2. Из каких частей оно состоит?

3. Кто им управляет?

4. Где на нем удобно путешествовать?

Договоритесь, кто будет рассказывать. Остальные дополняют рассказ. (рассказы детей)

(после каждого рассказа) Понятно ли из рассказа, что это за транспорт и удобно ли на нем путешествовать? Может кто-то хочет дополнить рассказ?

Итоги: (после всех рассказов) Вы хорошо рассказали, что и на автобусе, и на корабле, и на самолете можно удобно путешествовать. А когда кто-то куда-то едет, что ему желают?

– Счастливого пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного группового занятия по развитию речи на тему: "Транспорт"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 17" Расширение и закрепление представлений о транспорте, развитие лексико-грамматического строя речи....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Транспорт"

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепле­ние представлений о транспорте. Уточнение, расширение и акти­визация словаря по теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузо­вик, автобус, тролле...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы» (с использованием приема мнемотехники).

Конспект  занятия  по развитию речи на тему: «Транспорт. Приставочные глаголы»  (с использованием приема мнемотехники)....

Конспект занятия по развитию речи на тему"Транспорт"

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Транспорт"

Конспект разработала: воспитательЧилоч Любовь Валериевна Конспект Интегрированной ООД по формированию грамматического строя речи с использованием модульной лаборатории «Сила» с детьми...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе.

Конспект занятия по развитию речи по теме «Транспорт» в старшей группе....