"Развитие речи детей посредством художественной литературы"
статья по развитию речи
Статья на тему : "Развитие речи детей посредством художественной литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи и речевого общения посредством художественной литературы.
В современных социально-экономических условиях межличностные отношения в семье претерпевают существенные изменения. Ребенок растет и развивается, будучи предоставленным самому себе.
Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется дефицит общения детей и родителей.
Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность. Такое чтение не способно побуждать к выражению эмоций и чувств. Лашкова Л. писала, что в настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечет за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений; что обедняет не только речь, но и душу ребенка.
Многолетний опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы. Общеизвестны объективные причины этого:
- сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением сначала и компьютерами потом;
- значительно снизился уровень культуры речи самого общества;
- из семьи ушла «Умная» книга.
В условиях нашего детского сада:
- ослабленное здоровье, замедляющее развитие основных психических процессов (памяти, мышления) дошкольников;
- дети в большинстве своем «домашние» и уровень их интеллектуального
развития зависит не только от состояния здоровья, но и социального и образовательного уровня родителей;
- не только часты пропуски в посещении по состоянию здоровья, но и само пребывание детей в детском саду кратковременно — ограничивается 1–2 годами.
Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок может не только пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако процесс формирования речи дошкольников не может быть механическим — это совместная работа ума и чувств, и требует педагогической поддержки. Для развития образности речи важно использовать вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, пауза) средства. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Огромную помощь в развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств. На все случаи жизни у народа есть меткое слово. «На всякого Егорку есть поговорка». Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово, является весьма важным фактором в формировании воображения и образной речи детей дошкольного возраста. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок, формируют у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, повышают наблюдательность. Загадывание и отгадывание загадок — своеобразная проверка способности ребенка мыслить образами, мыслить поэтически. Играя словами, звуками, рифмами, смыслами, ребенок погружается в тайны языка, его словарного фонда, фонетической (звуковой) системы, грамматического строя. Овладеть словом, приобщиться к сокровищнице родного языка, — быть может, самая важная задача в дошкольном возрасте. Если совершенствовать процесс эмоционального восприятия произведений художественной литературы и фольклора, обогащать речевую среду в группе дошкольников, это позволит ребенку не теряться:
- при построении развернутых высказываний;
- при налаживании эмоциональных связей с окружающими;
- при формулировании мыслей, построении сообщений текста;
- при налаживании с собеседником речевого взаимодействия;
- при выделении образных выражений в тексте;
- при использовании доступных ему языковых средств выразительности литературных произведений и произведений устного народного творчества в собственной речи;
- при экспериментах со словами (словотворчестве, рифмотворчестве).
Вывод. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы....
Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.Задачи:1.Актуализировать знания педагогов о важности х...
ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе
ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе...
Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы. Задачи:1.А...
Мастер класс: «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в д...
мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
данный материал будет интересен для педагогов...