Конспект НОД по развитию речи на тему "Осень в лесу" с театрализацией басни "Стрекоза и Муравей!
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

  Любовь Николаевна Гуманицкая

Вьется, петляет тропинка лесная,

По лесу осень идет золотая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_osen_v_lesu_v_podg_gruppe.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  развитию речи.

 ТЕМА: «Осень в лесу».

Задачи:

Образовательные:

- Обогащать и активизировать словарь по лексической теме “Осень в лесу”.

- Развивать  грамматический строй речи.

 -Формировать навыки связного последовательного и полного пересказа

передачи содержания.

-Закрепить употребление в речи детей прилагательных, согласуя их с существительными.

Развивающие:

- Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память и мышление.

- Развивать навык самоконтроля.

-Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность;

- Формирование способности к речевому творчеству у детей через музыкально-театрально-игровую деятельность.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь  и бережное отношение к окружающей природе, умение видеть ее красоту.

Оборудование и средства:

-Презентация рассказа «Осень в лесу» И.С.Соколов- Микитов

 - Аудиозапись «Осенняя песня» П.И.Чайковский

-Аудиозапись “Шум дождя” и “Танец стрекозы»

-Шаблоны-листья на каждого ребенка

 - Цветные карандаши

- «Волшебный» осенний листок

- Костюмы для детей - стрекоза, муравей, 2 сороки

-Атрибуты к басне - цветы, осенние листья, домик, корзина с яблоками.

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций по теме «Осень».

-Наблюдения в окружающей природе.

-Разучивание стихотворений.

-Чтение рассказов И. Соколова-Микитова “Осень в лесу”, “Осень”.
-Загадывание и отгадывание загадок по теме “Осень”.

-Прослушивание  аудиозаписей “Шум дождя” и “Танец стрекозы»

-Разучивание басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей» по ролям.

-Изготовление костюмов - стрекоза, муравей, 2 стрекозы.

Ход: «Приветствие» релаксационное упражнение

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

Загадка: Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (осень)

А сейчас мы с вами поиграем в шуточные загадки:

В каком сорте яблок спрятался Антон? (в антоновке)

В каком овоще квакает лягушка? (ты - ква)

В каком овоще каркает ворона? (кар - тофель)

Назовите овощ, из которого можно стрелять? (лук)

Какая часть двери есть в картофеле? (глазок)

Загадка: Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.    (Ветер)

           Сегодня ветер дует с самого утра. Встретила я его по дороге в детский сад и он   подарил волшебный листок.

                                                       Лист осенний и волшебный

     Будет с вами он играть.

К кому притронется,

Тот и будет отвечать.

Игра «Что за чем -  что перед чем!» ( В кругу).

Какое сейчас время года? (осень).

Осень, а за ней …(зима).

Осень, а перед ней …(лето).

Сентябрь, а за ним …(октябрь).

Октябрь, а перед ним …(сентябрь).

Октябрь, а за ним …(ноябрь).

Сентябрь, октябрь, ноябрь это …(осенние месяцы).

Слова поссорились  друг с  другом, давайте их подружим.

Игра «Друзья». Осень, пора – осенняя пора

Осень, небо – осеннее небо                     Осень, ветер – осенний ветер

Осень, солнце – осеннее солнце              Осень, лес – осенний лес

Осень, аллея – осеняя аллея                    Осень, вечер – осенний вечер

Осень пальто – осеннее пальто               Осень, сапоги – осенние сапоги

Осень, погода – осеняя погода               Золото, осень – золотая осень

Осень, день – осенний день                     Осень, лист – осенние листочки

Осень - очень красивое время года. Композиторы сочиняли музыку об этом времени года, а поэты и писатели свое отношение к осени выражали через слово.

Чтение стихотворений детьми А.С.Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»

А.Н.Плещеев «Осень наступила»  Н.И.Сладков «Эхо лесное».

Чтение и показ слайдов по рассказу Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу».

Давайте проверим, готовы мы смотреть и слушать?  Глазки готовы? (гимнастика для глаз – анимация-Листопад).  Смотрите на экран, послушайте, запоминайте.

После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут разные грибы. На старых больших    пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту.   В дальний путь отправляются дикие гуси. Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шустрые белки. Поздней осенью переменят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки.
В ясные осенние дни не скучает  хлопотливый труженик лесной ёж. Ночью и днём таскает  в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель. В погожие тихие дни летает над землёй липкая паутина.

Вопросы по содержанию рассказа.

 Предлагаю разложить картинки последовательно по содержанию рассказа.

Пересказ рассказа по картинкам.

Физминутка: «Золотая осень к нам идет». 

Загадка:

Листья жёлтые кружатся,
Наземь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?     (Листопад)

Упражнение на дыхание «Листопад».  

Скороговорка «Под ногами в листопад листья желтые шуршат» – проговаривание слов громко, шепотом, медленно, быстро, очень быстро.

Игра «Повтори и договори».

Какая погода бывает осенью?

Если идет дождь – погода дождливая.

Если холодно – погода холодная.

Если пасмурно – погода пасмурная.

Если сыро – погода сырая.

Если хмуро – погода хмурая.

      Если солнечно – погода солнечная.

Если ветрено – погода ветреная.

Пословицы и поговорки.

  1. В сентябре лето кончается, осень начинается.
  2. В ноябре зима с осенью борется.

Вот в такое время и произошла вот такая история:

Театрализация басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». (выходят 2 ребенка)

  1 .Мы спектакль свой начинаем –

  «Стрекоза и муравей».

В сказку - басню приглашаем

Всех: и взрослых, и детей.

2. Сочинил её когда-то

Добрый дедушка Крылов.

А сегодня мы, ребята,

Вспомним басню эту вновь.

 «Стрекоза и Муравей».

(«вылетают» 2 сороки; стрекоза танцует) - аудиозапись «Танец стрекозы»

1сорока: Попрыгунья Стрекоза                
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.                    – аудиозапись «Дождь»
2сорока: Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
1.Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
2.Стрекоза уж не поет:
1.И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
2.Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:

Стрекоза:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —

Муравей:
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
- Говорит ей Муравей.

Стрекоза:
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».

Муравей:
«А, так ты...» —

Стрекоза:

 «Я без души
Лето целое всё пела».—

Муравей:
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Стрекоза: Ой, пришла беда моя!  

Ведь, зимой погибну я (плачет).

Муравей: Летом все зверье трудилось,

Ты же только веселилась…

Стрекоза: Вы, пожалуйста, простите,

В новый дом меня пустите.

Буду печку я топить, буду воду я носить.

Поняла я всё, друзья,

Мне без вас прожить нельзя!

Муравей: Что, простим, её, друзья?

Все: Простим!

Стрекоза: Спасибо вам мои друзья!

Вы не оставили меня.

Как хорошо нам вместе быть,

Играть, трудиться и дружить.

Муравей: Простим и угостим!

Но все ж запомни мой наказ –

Делу время – потехе час! (выносит в корзине яблоки для всех детей).

Итог: О каком времени года мы говорили?

Кто написал красивые стихи об осени?

А рассказ «Осень в лесу»?

Чью музыку мы слушали?

-Что вам запомнилось?

-Как вы работали? На кленовом листочке нарисуйте себе смайлик  для себя и для гостей. Музыка « Закружила осень золотая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»

Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации "Путешествие в страну сказок"

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации. В занятие включены упражнения на ЗКР, пантомимические этюды и драматизация сказки "Заюшкина избушка"...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации в средней группе "На лесной опушке"

Закрепление знаний по теме "Дикие животные и их детеныши, развитие речи в игре - драматазации"Теремок"...

конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Театрализация сказки "Репка"

Младший дошкольный возраст- это период активного формирования внимания, памяти, воображения, речи. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Игра- ведущий вид деятельности де...

Конспект занятия по развитию речи «Буратино идет в школу» (театрализация с активным участием детей) для детей подготовительной (логопедической) группы

Цель: автоматизация звуков [л] и [л']; [р] и [р'] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание: - отработка практических умений и навыков использования фонетически чистой, лексическ...