Сообщение на педсовет о сохранении традиций донских казаков
материал по развитию речи

Боева  Светлана Леонидовна

Сообщение на педсовет по теме " Сохранение казачих традиций"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

В нашем  детском  саду   особое внимание уделяется  сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славном  регионе, имеющем глубокие исторические корни. Мы стремимся  обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью  народного творчества и казачьих  обычаев.

Главное направление патриотического воспитания,  сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

В ходе работы по реализации перспективного плана работы «Мой край родной», у детей второй младшей группы № 9, воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие;  формировались духовно-нравственные и социальные качества личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям традиций и обычаев родного края.

Работа велась  в системе и комплексно по трём направлениям:

Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.

Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.

Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Работа  с семьями  воспитанников  

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.

Для более глубокого анализа проблемы я провела анкетирование: «Какие мы родители».

К своему сожалению, узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.

Я посчитала необходимым разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Поэтому в своей работе я большой внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценируем сказки.

Совместно с родителями  мы оформляли  в группе уголок по патриотическому воспитанию;  сшили мягких кукол - казака и казачки, одетых в казачьи костюмы, собрали стихи, сказки, рассказы, совершили экскурсию в экологический центр.

Увлекательно прошли вечера отдыха  «Вместе с мамой», «Маленький концерт», на которых дети вместе с родителями  принимали участие  в различных конкурсах. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу, дети побывали на концерте Хора русской песни под руководством мамы воспитанника нашей группы.

Мы запланировали совместно с родителями участие в акции Бессмертный полк.

Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств.

Вид из окна, панорама родной станицы, детский сад, парк, стадион, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяла современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывала ребятам презентации,  позволяющие виртуально путешествовать по родному краю.

В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей,  так как предметы  можно потрогать, пощупать, поиграть.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины.

Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

Значение устного народного творчества в формировании патриотизма.

В возрасте 3,5-4 лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками.

Проводимые мною дидактические игры на материале русского  народного  фольклора «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Немало времени в своей работе я уделяю проведению праздников, развлечений, конкурсов. Совместно с родителями, нами была поставлена сказка о дружбе двух семей – Мамы-кошки с котятами  и Мамы-курицы с цыплятами ( В рамках проведения фестиваля «Театральная весна»).

В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помощники», «Экскурсии по краю» с использованием иллюстрационного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.

Музыкальное искусство также «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны. Предлагаю ряд тем музыкально-художественных занятий патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:

 «Праздники в моей семье»

 «Любимая Россия».

 «О чём поют на Дону».

 «Красота и доброта детских песен».

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств

Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.

Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников продолжала, развивая различные виды изобразительной деятельности «Вот и осень к нам пришла», «Любимый край родной», выставки поделок к Рождеству и Пасхе с привлечением родителей.

Таким образом, формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям традиций и обычаев родного края, развивает личностные качества ребенка. Ребенок становится любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

На примере традиций и обычаев родного края, воспитываются личностные качества дошкольников, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие детей, дети имеют первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"

Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

«Семейные традиции донских казаков».

Итоговое занятие: семейные традиции донских казаков....

Сообщение на педсовет: «Моя семья. Семейные традиции»

Семья – это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, что греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает...

План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»

Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...

Проект "Быт и традиции донских казаков"

Проект "Быт и традиции донских казаков"...

"Традиции донских казаков"

Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Донского казачества. Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ....